Исследовательская работа на тему Чтение — вот лучшее учение!

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Чтение- вот лучшее учение

Тимощенко Полина Сергеевна, Альберг Екатерина Борисовна, Елесина Юлия Сергеевна, Нуржанова Диана Серикпаевна, обучающиеся 2 класса Тюменская область, Заводоуковский район, п.Комсомольский, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

Тема исследовательской работы была выбрана неслучайно. Еженедельно наш учитель Сорокина Светлана Валерьевна проводит замеры темпа чтения. Еще в начале учебного года все уч-ся и их родители были ознакомлены с примерными показателями по темпу чтения. Для обучающихся 2 класса он составляет в 1 полугодии 30-40 слов в минуту, к концу 2 полугодия – 40-50 слов. В сентябре почти половина уч-ся – 8 человек ( 47 %) читали в пределах 15-20 слов. Мы предполагаем, что это связано с тем, что одноклассники в течение летних каникул не уделяли достаточного времени чтению художественной литературы. К концу 1 четверти результаты контрольного замера темпа чтения несколько улучшились: с нормой не справились 6 человек (35 %).
Беседуя с одноклассниками мы поняли, что многие ребята совершенно не любят читать. Мы решили провести анкетирование родителей и уч-ся 2 класса. Анкетируемым было предложено ответить на ряд вопросов.
Вопросы для обучающихся:
Любите ли вы читать?
Какой жанр произведений вам больше нравится?
Кто ваш любимый автор?
Удается ли вам читать ежедневно?
Сколько времени у вас уходит на чтение книг?
Зачем человеку необходимо читать?
Вопросы для родителей:
1.Любите ли вы читать?
2. Удается ли вам читать ежедневно?
3. Почему современные дети не любят читать?
4. Как можно привить у уч-ся любовь к чтению?
5. Какие книги должны читать дети?
6. Есть ли у ребенка дома библиотечка детских книг?
Обработав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что все учащиеся 2 класса читают ежедневно, уделяя этому занятию от 20 до 40 минут. Из всех жанров ребятам больше всего нравятся сказки, а любимый автор – Александр Сергеевич Пушкин. Школьники считают, что чтение необходимо в первую очередь для того, чтобы быть грамотными, чтобы много знать, уметь мыслить и рассуждать.
К сожалению, не все родители любят читать, только 33% опрошенных удается найти время для чтения художественной литературы. Все взрослые анкетируемые уверены, что дети не любят читать книги ,т.к. жизнь их большей частью заполнена общением с компьютером и телевизором, ведь это более легкий способ получения информации, у некоторых детей не хватает времени для занятий чтению. Родители уверены, что привить любовь к чтению возможно лишь собственным примером показав интерес к этому занятию, уделять время чтению вместе с ребенком, совместно обсуждать прочитанное. Многие родители считают, что книги для детей должны быть познавательные, развивающие, добрые и интересные. В большей части семей есть небольшие библиотечки книг для детей школьного возраста.
В ходе изучения литературы по теме исследования мы выяснили, что навык чтения – это комплекс нескольких умений:
Понимать смысл текста
Правильно прочитывать слова
Читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание
Темп чтения
Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение, затем посредством упражнений поднимается на уровень навыка.
Судить о навыке чтения можно по нескольким компонентам:
Способ чтения
Скорость( темп чтения)
Правильность чтения
Выразительность
Способ чтения может быть продуктивным и непродуктивным. Непродуктивные – побуквенное, отрывистое слоговое чтение. Продуктивные – плавное слоговое, плавное слоговое с целым прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.
В конце 1 четверти продуктивные способы чтения используют 3 человека ( читают целыми словами), 9 человек ( слог и целое слово), непродуктивные- 5 человек.
Скорость чтения зависит от способа чтения и понимания. Есть ориентировочные показатели по темпу чтения ( по В.Г.Горецкому)
класс
1 полугодие
2 полугодие

1 класс
-
25-30 слов

2 класс
30-40 слов
40-50 слов

3 класс
50-60 слов
65-75 слов

4 класс
75-85 слов
85-95 слов


По результатам замера темпа чтения в конце 1 четверти результаты получились следующие:
Выше нормы читают - 8человек (47 %)
Справляются с нормой – 3человека (18 %)
Читают ниже нормы – 6 человек ( 35%)
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:
- замены;
- пропуски;
- перестановки;
- добавления;
- искажения;
- повтор букв( звуков), слогов, слов;
- правильно или ошибочно делает ударение в словах;
- ошибки в окончаниях;
Правильно, без ошибок к концу 1 четверти не читал ни 1 человек, все 17 учеников допускали ошибки при чтении.
Выразительность чтения включает в себя умение правильно использовать паузы, делать логические ударения, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.
Ведущее место занимает осознанность, понимание читаемого текста. Из 17 уч-ся два человека не смогли сказать, о чем прочитали текст.
Вместе с учителем мы подобрали ряд специальных тренировочных упражнений, которые начали проводить на уроках литературного чтения, на занятиях кружка « Я – исследователь», на 5-минутках чтения на всех уроках, на классных часах.
Приведем примеры полюбившихся одноклассникам упражнений:
- психологическое упражнение « Поза» ( развитие умения принимать во время чтения правильную позу)
- упражнение на развитие зоркости ( « Какая буква, слово, слог лишние?»)
- артикуляционная гимнастика ( проводится перед чтением с целью развития подвижности речевого аппарата)
- метод динамического чтения ( использование таблицы Шульте)
- чтение с закладкой
- упражнения для развития темпа чтения « Спринт» ( на максимальной скорости, читая незнакомый текст, необходимо найти ответы на вопросы)
- « Сканирование» ( за 20-30 секунд «пробежать» глазами текст в поисках важной информации)
- « Жужжащее чтение» ( чтение про себя с одновременным произнесением звуков)
- Чтение с простукиванием ритма
-Упражнение на развитие осознанности чтения ( назвать слова одним словом, разделить на группы, подобрать подходящие по смыслу слова)
На уроках литературного чтения были использованы разные виды работы над текстом:
- чтение, деление на части, составление плана;
- чтение с сокращением текста;
- чтение «цепочкой» по предложению, абзацу;
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку;
- чтение, ответы на вопросы;
- нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста;
- чтение, составление сценария и диафильма;
- чтение по ролям;
- нахождение в рассказе самого длинного слова;
- комбинированное чтение;
Помимо тренировочных упражнений мы вместе с учителем подготовили и провели ряд мероприятий, способствующих формированию навыков чтения:
Конкурс чтецов( чтение стихов о зиме, стихов Б.Заходера, отрывки из сказок А.С.Пушкина);
Литературная викторина « Мы любим сказки братьев Гримм»;
Литературный ринг;
« Мы поставим сказку сами». Развлекательное мероприятие с элементами фольклора;
« Умники и умницы»
Беседа с элементами игры « Книга- твой друг, береги ее!»
Экскурсия в библиотеку с целью обзора новых книг;
Чтение статей из газет, журналов. Коллективное обсуждение их.
Организация выставки книг на тему « Творчество Н. Носова»;
Изготовление плакатов по теме « Времена года»
Литературная игра-викторина « Эти чудесные сказки»
« Наш Пушкин». Литературный вечер, посвященный творчеству А.С.Пушкина.
Конкурс « Самый внимательный читатель»
В ходе работы мы посчитали, сколько времени тратят дети с разной техникой чтения на подготовку домашнего задания. Например, 20 октября учащимся 2 класса было задано:
- по математике с.49 № 108( Измерить вместимость двух кастрюль разными мерками) . Текст задания содержит 53 слова. Чтобы выполнить задание ученик должен прочитать его как минимум 2-3 раза. Уже получается 156 слов. Прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменной записи, что составляет примерно еще 15 минут.
- по русскому языку –с.24 упражнение 48 ( выполнить звуко-буквенный анализ слов). Задание и текст упражнения составляет 43 слова. Умножаем все на 2, получается 86 слов, плюс затраты на выполнение записи – 15 минут.
- по литературному чтению – подготовить пересказ произведения. Текст содержит 427 слов. Необходимо прочитать произведение как минимум 2-3 раза. Получается слов 1046 слов.
И в сумме получается 1288слов. Делим на норму чтения уч-ся, которые читают бегло и читающих ниже нормы. Выходит, что хорошо читающий ребенок тратит на выполнение домашнего задания около часа, а слабо читающий больше 2 часов. Кроме этого ребенок проводит 5 часов в школе, посещает кружки и секции. Получается, что учебный день некоторых составляет 8-9 часов, спать младшим школьникам необходимо 9-11 часов, добавим время, затрачиваемое на дорогу до школы и обратно, на чтение книг ( 1,5- 2 часа) .В итоге свободного времени не остается. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока не научатся элементарному – читать.
Мы решили сопоставить успеваемость уч-ся 3-8 классов( отличников, ударников, троечников) со скоростью чтения этих же учеников. Результаты получились следующие:
класс
Средний показатель темпа чтения
« отличников»
Средний показатель темпа чтения
« ударников»
Средний показатель темпа чтения
« троечников»

3
-
77
55

4
119
105
83

5
128
109
73

6
186
166
106

7
-
132
98

8
200
177
145

Делаем вывод, чтобы стать отличником в начальных классах, дети должны читать не менее 120 слов в минуту, ударники – 100 слов, для получения удовлетворительных отметок необходимо читать 80-90 слов в минуту. В среднем звене отличники должны читать в диапазоне от 120 до 200 слов, ударники – 110-180 слов, троечники – 80-140 слов.
Проанализировав проведенное исследование, мы решили разработать рекомендации для учащихся и их родителей по развитию техники чтения.
Советы для родителей:
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.
Если ребенок находится еще только на ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1-2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
Для того, чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время.
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживайте уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: прикрепите на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5-7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.
Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Книга должна не лежать на столе , а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30-40 см.
Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотечку. Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика: К.И.Чуковский, С.Маршак, А.Барто, В.Берестов, Б.Заходер, Н.Носов, А.Пушкин и др. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить его с научно-популярной литературой. В этом помогут произведения Е.Чарушина, Г.Снегирева, В.Бианки. Кроме этого есть огромное количество интересных книг энциклопедического характера.
Советы обучающимся:
Читать необходимо каждый день не менее 30 минут.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказки.
Очень полезно читать на ночь, лежа на животе. Единственное условие – хорошее освещение. Позвоночник принимает расслабленную позу, отдыхает, расслабляется.
Используйте во время чтения тренировочные упражнения, которые используем на уроках литературного чтения.
Заведите дневники чтения, куда будете записывать названия прочитанных произведений.
Данные рекомендации были оформлены в виде брошюр и подарены на родительском собрании родителям и одноклассникам.
Выводы
В ходе выполнения работы мы пришли к заключению, что чтение является самым важным фактором, влияющим на успеваемость. Причем навык чтения должен быть сформирован уже в начальной школе, только тогда учащиеся среднего и старшего звена могут добиться успехов в обучении.
Итогом нашей работы стало проведение контрольного замера техники чтения в конце 1 полугодия. Результаты его нас приятно удивили.
- Выше нормы читают уже человек 9 (53 %)
- Справляются с нормой – человек 7 ( 41 ,1%)
- Не выполняет норму чтения 1 уч-ся (5,9 %)
Мы считаем, что развитию навыков чтения способствовало проведение всех запланированных нами мероприятий: конкурсов, олимпиад, конференций, 5-минуток чтения, тренировочных упражнений. Работу в данном направлении мы думаем продолжить и дальше, так как нам есть еще над чем работать.











13PAGE 15


13PAGE 14915




15