Конспект родительского собрания «Чтение — лучшее учение»
Родительское собрание
135826564071500«Чтение – лучшее учение!»
Цель:оказание помощи родителям в воспитании у детей интереса и любви к чтению.
Задачи:
Проанализировать технику чтения учащихся класса.
Познакомить родителей с читательскими интересами их детей.
Дать полезные советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.
Познакомить с брошюрой «Читаем играя».
Подготовка к собранию:
Приглашение родителей, психолога, библиотекаря школы.
Анкетирование детей и родителей
Подбор литературы для выставки по теме собрания.
Составление брошюры с рекомендациями для родителей «Читаем, играя!»
Создание презентации по теме собрания.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход собрания:
«Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы»
С.Я.Маршак1. Анализ техники чтения учащихся класса
Добрый вечер, уважаемые родители! Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Не только в школе, но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать.
Чтение – основной инструмент обучения. Если школьник медленно и плохо читает, он ничего не успевает. У него пропадает интерес к учёбе.
Норма темпа чтения во 2 классе (Слайд 3)
40 – 45 слов - III четверть
50 – 55 слов – IV четверть
Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:
Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
Числительных быть не должно.
Прилагательных должно быть мало.
Короткие слова тоже нужно учитывать.
Мы сегодня собрались, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы.
Навыками элементарного чтения дети овладевают под руководством родителей и учителей. После начальной школы чтению практически нигде не учат. Недостатки чтения, закрепившись на начальном этапе обучения, сохраняются.
Часто ребёнок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целыми словами, но все равно читает медленно. Почему это происходит?
Существует семь основных причин, тормозящих скорость чтения:
Природный темп деятельности.
Регрессии (возвращение к прочитанному слову).
Отсутствие антиципации (предугадывание событий).
Артикуляция (членораздельно произношение).
Малое поле зрения.
Уровень организации внимания.
Уровень развития памяти (оперативной).
Читательские интересы детей
Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам» и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план - другая проблема. А мы с вами бьёмся над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?
Рецепты чтения
Проблеме нарушений чтения уже более 100 лет. Специалисты всего мира занимаются изучением данных нарушений, выявляя причины возникновения и пути коррекции. Единственного рецепта по преодолению нарушений чтения не существует, так как нарушения эти весьма разнообразны, как и причины их вызывающие.
Рецепт 1. Читающий родитель
Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, мы должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он всё умеет делать сам.
Основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.
В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.
Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.
Рецепт 2. Библиотечные дни
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда мы с вами и библиотекарь – единомышленники и работаем вместе, это даёт положительные результаты.
Полезные советы родителям (библиотекарь школы).
Библиотекарь даёт советы, что читать детям 7-8 лет, как создать домашнюю детскую библиотечку, на какие издания подписаться всей семье, как пользоваться книгами из библиотеки.
Рецепт 3. Чтение в семейном кругу
Когда книга передается от одного члена семьи к другому. Постоянно надо обращаться к книгам из личной библиотеки. Их надо читать вслух, всей семьёй, не для ребёнка, а вместе с ребёнком. О прочитанных книгах надо разговаривать, а не контролировать ребенка и не требовать отчёта, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой.
Рецепт 4. Метод Кассиля
Читаете ребёнку книгу, после чего, дочитав до самого интересного и захватывающего момента, «вспомните», что вам необходимо постирать или вымыть посуду. Книгу, разумеется, нужно оставить на самом видном месте в пределах досягаемости ребёнка. Вскоре он сам потянется к книге, для того чтобы узнать, что же будет дальше.
Рецепт 5. Метод Искры Даунис
Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.
Рецепт 6. «Провокация» ребёнка на чтение
«Спровоцировать» ребёнка на чтение. Если он сам не догадался взять в руки интересную книгу, то вы можете высказать заинтересованность судьбой героев книги, после чего, можете сказать, что удивлены, что он до сих пор сам не прочитал эту книгу.
Рецепт 7. Метод древнего народа
Ребёнку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведёт, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребёнок плохо себя ведёт, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу)…»
Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!
Хвалите свое чадо за прочитанные странички. Дайте при этом понять ребёнку, что читать – это не обязанность, а удовольствие, чтение – занятие добровольное и принуждать его к этому не будут.
Помните, что если вы будете заставлять ребёнка читать, то можете попросту отбить у него всю охоту браться за книгу. Нужно чтобы в вашем доме возможность почитать была не наказанием, а наградой.
Так, например, пользуйтесь такой мотивацией: «Если ты погуляешь, то я разрешу тебе немного почитать перед сном!».
Рецепт 8. Покупка книг
Сделать покупку книг праздником. Раз в две недели можно ходить в книжный магазин вместе. Это – знаменательное событие. Заранее оговорить, сколько книг купить и про что.
Рецепт 9. Просмотр диафильмов и их создание
Помогают привить любовь к чтению просмотр диафильмов.
Рецепт 10. Шаг к творчеству
Попробуйте сами писать книги.
Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка «Поверь в свое дитя». Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего ребенка в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребёнком – он будет в восторге.
Рецепт 11. Чтение перед сном
Обязательный ритуал чтения книг на ночь.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.
Рекомендация. Начинать выполнение уроков следует с чтения, т.к. основу любого предмета составляет чтение. Научишь читать книги и привьёшь любовь – все предметы будут даваться легко.
Для развития скорости и гибкости чтения используются такие упражнения:
– “Буксир” Взрослый читает текст вслух, варьируя скорость то быстрее, то медленнее, а ребёнок читает “про себя”, стараясь не отстать от взрослого. Внезапная остановка взрослого позволяет проверить внимание и соблюдение режима скорости чтения.
– “Бросок-засечка”. Ребёнок кладёт руки на колени и начинает читать вслух по команде “Бросок”. По команде “Засечка” ребёнок отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. По команде “Бросок” он должен отыскать глазами то место, где остановился и продолжать чтение вслух. Руки при этом должны быть на коленях. Цель этого упражнения – развитие зрительного умения ориентироваться в книге.
– Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимальной доступной скорости.
– Дети очень любят соревноваться. В этом случае подходит упражнение “Спринт”. Читают вслух одновременно не менее 3 человек. Читают один и тот же отрывок по команде “Спринт”. Читают кто быстрее, и правильно выговаривая окончания слов. При этом дети учатся вниманию и сосредоточенности. Ребёнку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение надо развивать.
Знакомство родителей с брошюрой «Читаем, играя!»
Рефлексия.
- Как вы поможете своему ребёнку полюбить чтение?
- Какой рецепт чтения вы считаете более приемлемый для вашего ребёнка?
7. Решение родительского собрания:
Поставить себе цель – читать с ребёнком каждый день.
Обсуждать прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.
Для преодоления утомляемости во время чтения использовать игровые приёмы, физминутки.
Найти время и возможности для семейного чтения.
По возможности покупать книги, выписать детские журналы.
Анкета для учащихся
Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? __________
Нравится ли тебе читать книги? _______
Нравится ли тебе получать книги в подарок? ______
У вас дома много книг? _________
Что выберешь: компьютер или книгу?_____________________________
Спасибо!
Анкета для родителей
Любит ли ваш ребенок читать? ________
Читаете ли Вы ребенку? _________
Обсуждаете ли прочитанное? Как? __________________________________
Можно ли увлечь ребенка чтением? Как? ___________________________
От чего зависит выразительное чтение? Как этому научить? _______________________________________________________________
Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал? ______________________________________________
Ваши просьбы, пожелания учителю. О чем вы хотели бы узнать на собрании? ______________________________________________________
Благодарю!
Памятка для родителей.
Первые книги у ребёнка должны быть яркими, красочными.
В книге должны быть не только иллюстрации, но и текст. Лучше, если текст разбит на небольшие главы или книга состоит из небольших законченных рассказов с крупным шрифтом.
Обязательно поговорите о прочитанном, но не переусердствуйте с вопросами и критическими замечаниями.
Воспитывайте культуру чтения. Если начал, дочитай до конца.
Читайте вместе с детьми. Они должны видеть родителей читающими.
В доме обязательно должна быть детская библиотека, которая периодически пополняется, учитывая интересы ребёнка.
Не забывайте о важности энциклопедий, словарей, справочников. Они должны найти место на книжных полках: со временем ребёнок их оценит.
Постоянно интересуйтесь, что читает ребёнок. Похвалите его даже если не всё “гладко” он рассказал.
Заведите “семейный читательский дневник” куда каждый из членов семьи коротко запишет свои впечатления о прочитанном.
– Верьте в возможности своих детей!
– Помогайте им! И результаты не заставят себя ждать.