Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Звонкая гитара

Управление образования администрации города Бузулука
Оренбургской области

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Бузулука
«Центр детского творчества «Радуга»



Принята на заседании
методического совета
от «___» августа 2016 г.
Протокол №____

Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦДТ «Радуга»
______________ О.Ю. Гостева
«___» августа 2016 г.







«Звонкая гитара»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

Возраст детей: 12 – 18 лет
Срок реализации: 1 год







Автор-составитель:
Абрамов Игорь Викторович,
педагог дополнительного образования;
Филатова Мария Владимировна,
методист высшей квалификационной категории







Бузулук, 2016 СОДЕРЖАНИЕ

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
3

1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3


1.1.
Направленность программы
3


1.2.
Уровень освоения программы
4


1.3.
Актуальность программы
4


1.4.
Новизна программы
5


1.5.
Педагогическая целесообразность
5


1.6.
Отличительные особенности программы
6


1.7.
Адресат программы
6


1.8.
Объем и сроки освоения программы
7


1.9.
Формы организации образовательного процесса
7


1.10.
Режим занятий
7

2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
7

3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7


3.1.
Учебный план
7


3.2.
Содержание учебного плана
9

4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
12

II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
15

1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
15

2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
21

3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
21

4.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
22

5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
23

6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
36











КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка
Музыка – источник радости любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование. В процессе музыкальной творческой деятельности у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.
Музыке необходимо учить всех детей независимо от того, откроется ли в ребенке музыкальная одаренность. Абсолютно немузыкальные люди встречаются так же редко, как и гении. Каждому в той или иной степени свойственна элементарная музыкальность – задача состоит в том, чтобы найти пути и средства ее выявления и развития.
В подростковом возрасте происходит социальное созревание личности, формируется отношение к себе как к члену общества. Ведущую роль в этот период играет социально-значимая деятельность, в которую подросток может включится, обучившись основам, а возможно и виртуозности в игре на гитаре. Подросток без боязни выходит на любую возрастную аудиторию, в концертно-исполнительской деятельности он обретает чувство собственно значимости как исполнителя, умение контактировать с различными людьми, реагировать на изменение ситуации, расширяет свой кругозор, приобретает новые умения и навыки.
1.1. Направленность программы: художественную направленность.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29.10.2015);
– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;
Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).

1.2.Уровень освоения программы
Уровень освоения программы базовый. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

1.3.Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время среди музыкальных инструментов наибольшей популярностью у детей и молодежи пользуется шестиструнная гитара. Юношеский период характеризуется стремлением детей подростков к познавательной деятельности, формированием ценностных ориентиров, стремлением проявить свою индивидуальность, желанием нравиться, быть уважаемым в кругу друзей, одноклассников. Поэтому наибольший интерес к гитаре проявляется у детей и подростков, которые рассматривают гитару, прежде всего, как способ самовыражения, самоутверждения и социальной адаптации. Умение играть на гитаре и петь под собственный аккомпанемент дает возможность обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я», реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственного творчества.
В наше время, когда материальные возможности часто не совпадают с желаниями и потребностями, посещать платные музыкальные школы могут не все дети, поэтому на базе Центра детского творчества «Радуга» было создано творческое объединение «Звонкая гитара».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкая гитара» разработана с учетом Региональной программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области. Введение Национально-регионального компонента в содержание учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Звонкая гитара» позволяет организовать занятия, с учетом изучения национальных традиций, особенностей истории, жизни и деятельности коренных народов Оренбуржья. Национально-региональный компонент в дополнительном образовании способствует формированию личности обучающегося как достойного представителя региона, патриота, умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций народов Оренбуржья. Регионализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Звонкая гитара» достигается через изучение песен традиционных для народов Оренбуржья; подготовку и участие в городских праздниках посвященных Дню защитника Отечества, Дню Великой Победы, Дню независимости России.

1.4. Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что в репертуарный список произведений входят произведения современных композиторов, обновлен и расширен список рекомендуемых произведений; образовательный процесс основан на дифференцированном подходе к обучающимся.
В процессе занятий расширяется музыкальный кругозор учащихся, развивается внутренний слух, художественное воображение, исполнительское мастерство.
В процессе реализации программы создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими обучающимися объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи. Чувства одиночества, заброшенности и неприкаянности, связанные с особенностями становления личности подростка отступают, спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к установлению, развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её пределами.

1.5. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена педагогическими подходами к ее реализации:
- экспериментирование;
- разнообразие различных видов деятельности в образовательном комплексе;
-создание ситуации доверительного общения, ровного эмоционального состояния, душевного комфорта;
- создание ситуации успеха;
- использование игровых технологий;
- проведение коллективных творческих дел как этапных мероприятий в оценивании результативности образовательного процесса;
- стимулирование стремления к повышению образовательного уровня;
- опора на зону ближайшего развития обучающегося;
- восприятие обучающегося как взрослой самостоятельной личности.
- партнёрство и сотрудничество.
-концертно-фестивальная деятельность как этап образовательного процесса.
Обучающиеся чётко определяются ближайшие и дальние цели образования с учётом его возможностей, задатков и характера; информация сообщается в индивидуальном порядке на основе обобщенных оценочных суждений. Прививаются навыки самооценки деятельности и своих возможностей.

1.6. Отличительные особенности
Нами были проанализированы программы: «Камертон» (Карандеева И. В.), «Удивительный мир гитары» (Тиунова С.В.), «Звени, гитара, звонкая» (Гущин Е.А.).
Программа разработана на основе комплексной образовательной программы Ерошкиной З. А. «Исполнение авторской песни» (г. Орск, 2006 г.) и отличается от нее компактностью, групповой формой занятий, возрастной категорией учащихся, измененным репертуарным списком. Она предполагает ступенчатое и постепенное совершенствование методов и форм педагогического воздействия. Достоинство программы – её необходимость и востребованность, абсолютная реалистичность, доступность в применении, адекватность конкретным социально-экономическим условиям городской жизни.
Обучение игре на шестиструнной осуществляется по табулатуре (запись гитарной музыки без нот). Простота и доступность этого метода позволяет в короткий срок научиться исполнять несложный аккомпанемент.

1.7. Адресат программы
Программа рассчитана на детей 12 – 18 лет.

1.8. Объем и сроки программы
Программа рассчитана на 1 год – 144 часа.

1.9. Формы организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса групповая, фронтальная, индивидуальная.
Формы проведения занятий: беседа, лекция, практическое занятие, контрольное занятие, концерт.

1.10. Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

2. Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся средствами гитарной песни.
Основные задачи:
Обучающие:
обучение приемам игры на шестиструнной гитаре;
познакомить с историей и современными направлениями музыкального гитарного искусства;
обучение навыкам публичных выступлений.
Развивающие:
развитие у учащихся мелодического и гармонического слуха, чувства ритма;
развитие природных задатков, творческого потенциала, фантазии, мышления, памяти, внимания;
развитие у детей и подростков музыкального вкуса и эрудиции, навыков сценического поведения и актерского мастерства;
Воспитательные:
воспитание патриотизма, любви к национальной культуре;
способствовать воспитанию трудолюбия, целеустремленности, усидчивости, аккуратности;
воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности.

3. Содержание программы
3.1. Учебный план
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля



Всего
Теория
Практика


1
Вводное занятие.
2
1
1
прослушивание

2
История гитарного искусства
2
2
-
опрос

3
Устройство и настройка гитары
6
2
4
опрос, практическое задание

4
Авторская песня, ее особенности
8
4
4
опрос, защита реферата

5
Техника пальцев при игре на гитаре
12
4
8
практическое задание, опрос, педагогическое наблюдение

6
Основы музыкальной грамоты
8
4
4
опрос, практическое задание, тестирование

7
Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов
16
6
10
практическое задание, опрос, педагогическое наблюдение

8
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
42
14
28
практическое задание, опрос, педагогическое наблюдение

9
Исполнительское мастерство
40
12
28
педагогическое наблюдение, опрос, исполнение песни

10
Концертная деятельность
8
4
4
педагогическое наблюдение, выступление

11
Итоговое занятие
2
-
2
отчетный концерт


Всего
144
51
93



3.2. Содержание учебного плана

Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с программой обучения. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Техника безопасности при работе с инструментом и аппаратурой. Правила поведения.
Практика. Прослушивание:
1. Определение качества музыкального слуха, памяти, музыкальности при исполнении обучающимся песни.
2. Проверка чувства ритма – выстукивание ритма музыкального произведения, исполняемого педагогом.
3. Повторение по памяти короткой одноголосной музыкальной фразы, исполненной педагогом.
Тема 2. История гитарного искусства.
Теория. Родина гитары. Предшественники гитары. Гитара в ХУП-Х1Х веках. Знаменитые гитаристы прошлого. Гитара в начале XX века. Виды гитар. Музыкальные жанры. Роль гитары в современной музыке. Ведущие современные музыканты, определяющие уровень исполнительства на гитаре в России и за рубежом.
Тема 3. Устройство и настройка гитары.
Теория. Гитара – струнный щипковый инструмент. Устройство шестиструнной гитары. Составные части гитары: струны, гриф, лад, обечайка, колок, порожек.
Подготовка инструмента к занятию, соответствие размера инструмента росту исполнителя. Натяжка струн, регулировка высоты струн над грифом, устройство гитары, строй шестиструнной гитары.
Правила настройки гитары. Настройка совершается от первой струны, которая должна соответствовать звуку ми по камертону.
Виды настройки гитары – по камертону, при помощи инструмента (фортепиано, баян, гитарный тюнер).
Физиологические основы правильной посадки гитариста (выпрямленный и расслабленный корпус, естественное расслабление положения рук, движение кистей и пальцев). Расположение рук, ног, туловища при игре на гитаре в позиции стоя и сидя на стуле. Использование ремня при игре на гитаре.
Практика. Изучение составных частей гитары. Сравнение различных гитар по внешнему виду, по звучанию.
Правильное расположение рук, ног, туловища при игре на гитаре. Правильный подбор стула, подставки, ремня. Настройка музыкального инструмента. Замена струны на гитаре.
Тема 4. Авторская песня, ее особенности
Теория. Жанр авторской песни, его отличительные признаки (приоритет поэтического начала, декламационность, опора на аккомпанемент акустической гитары, принцип «живого» звучания, вариативность). Формы бытования авторской песни (концерт, фестиваль, бытовое музицирование, распространение путем аудиозаписей). Автор, исполнитель, ансамбль в авторской песне.
Творчество известных бардов: Ю. Визбор, А. Якушева, О. Митяев, А. Суханов, С. и Т. Никитины, А. Киреев. Традиции и особенности бардовской песни. История возникновения фестиваля, посвященного Ивану Грушину. Традиции «Грушинского» фестиваля.
Практика. Прослушивание аудиозаписей с исполнением их песен. Исполнение педагогом песен: «Милая моя» Ю. Визбора, «Ты – мое дыхание» А. Якушевой, «Фестивальная» О. Митяева, «Моя звезда» А. Суханова, «Большой секрет для маленькой компании» С. и Т. Никитиных, «Подари мне рассвет» А. Киреева. Просмотр видеоклипов, сюжетов выступлений перечисленных бардов. Просмотр видеосюжетов с «Грушинского» фестиваля. Совместное исполнение педагогом и обучающимися известных бардовских песен: «Фестивальная» О. Митяева, «Алые паруса», «Землю обмотали», «Ты да я, да мы с тобой», «Дым костра», «Извините, мне пора идти», «Прощальный вальс» и т.д. (по выбору)
Тема 5. Техника пальцев при игре на гитаре.
Теория. Строение и функция мышц рук, значение правильной постановки пальцев рук для развития техники игры. Основные правила и положения левой руки. Правильное положение правой руки при игре.
Практика. Упражнения для большого пальца. Извлечение звуков указательным и средним пальцами. Чередование всех пальцев правой руки. Разучивание мелодий простого ритма комбинированным звукоизвлечением.
Постановка левой руки. Разминочные упражнения. Отработка постановки пальцев руки. Разминочные упражнения для пальцев. Разучивание мелодий с движением левой руки по грифу.
Постановка правой руки. Тренировка кисти правой руки. Основные упражнения для разминки и тренировки кисти руки.
Сведение работы рук. Одновременная игра обеими руками.
Тема 6. Основы музыкальной грамоты.
Теория. Объяснение специфики музыкальной терминологии. Понятия: гармония, аккомпанемент, длительность, динамика, динамические оттенки, темп, ритм, тембр, тон, знаки альтерации, размер, такт. Параллельные тональности. Ритмический рисунок.
Практика. Определение размера музыкального произведения. Упражнения для развития мелодического и ритмического слуха.
Тема 7. Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов.
Теория. Понятие аппликатура. Обозначение пальцев правой и левой руки. Аппликатурные схемы и способ их употребления. Понятие аккорда, басового голоса. Обозначение аккорда и его строение. Мажор и минор. Буквенно-цифровая система обозначения нот и аккордов. Виды аккордов. Запись табулатурным методом аккордов Am, Dm, E G, C, F. Расположение их на грифе.
Практика. Слуховое ощущение каждого аккорда, их ладо – тональное отличие. Определение аккорда по записи. Определение на слух мажорных и минорных аккордов.
Исполнение цепочки минорных аккордов. Игра мажорных аккордов. Определение на слух мажорных и минорных гамм. Упражнения для исполнения аккордов. Игра аккордов в разных размерах.
8. Освоение аккордов и приемов игры на гитаре.
Теория. Различные приемы игры правой руки: бой, перебор, щипок. Их разновидности: простой, сложный, комбинированный бой, прием щипок, переборы 6/6, 8/8, полуперебор.
Обозначение пальцев левой и правой рук, гитарных ладов, запись игры аккомпанемента правой рукой, обозначение и запись аккордов, приемов игры, знаки и символы, аккорды без баррэ, понятие баррэ. Аккорды баррэ.
Практика. Работа со звуком, игра на открытых струнах, игры на закрытых струнах, смена позиций, разучивание упражнений на координацию рук и пальцев, способы извлечения аккордов (без баррэ, с баррэ, септаккордов), игра по буквенно-цифровому обозначении, разучивание и закрепление приемов игры.
9. Исполнительское мастерство.
Теория. Прослушивание песни в оригинальном исполнении или в исполнении самим педагогом. Краткая аннотация песни:
- рассказ о композиторе (барде), написавшем ее;
- исторические события, связанные с возникновением песни;
- рассказ о жанре, в котором она написана;
- разбор встречающихся аккордов;
- приемы игры, технические трудности.
Последовательность этапов разучивания музыкальных произведений. Анализ этапов разучивания музыкальных произведений. Прослеживание мелодической линии голоса. Координация пения и собственного гитарного аккомпанемента.
Практика. Разучивание новых аккордов, встречающихся в данном произведении или закрепление ранее выученных; разбор гитарного аккомпанемента (приемов игры), необходимого для исполнения; разбор ритмических особенностей песни; прослеживание мелодической линии голоса.
Работа по повторению над трудными фрагментами песни, одновременных вступлений в начале песни. Работа над координацией пения во время исполнения аккомпанемента. Совершенствование навыков.
Тема 10. Концертная деятельность.
Теория. Виды концертных выступлений: фестивали, конкурсы, концерты, шоу. Их общие черты и различия. Правила выхода и ухода со сцены. Правильный поклон в начале и в конце выступления. Правила поведения обучающихся на сцене, за кулисами, в зрительном зале.
Практика. Отработка сценической походки. Отработка правильного поклона. Концертные выступления.
Тема 11. Итоговое занятие.
Практика. Отчетный концерт (исполнение ранее изученных песен по выбору обучающихся).


Планируемые результаты
При освоении программы отслеживаются три вида результатов: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающихся.
Предметные:
обучающиеся:
– овладеют приемами игры на шестиструнной гитаре;
– будут знать историю и современные направления музыкального гитарного искусства;
– приобретут навыки публичных выступлений.
Личностные:
у обучающихся будут сформированы:
– качества: трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность;
– чувства: самоуважения и уважения к другой личности;
Регулятивные:
обучающиеся способны:
– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
– оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
– адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, обучающимися.
Познавательные:
у обучающихся:
– развит музыкальный вкус, эрудиция, навыки сценического поведения и актерского мастерства;
– развиты природные задатки, творческий потенциал, фантазия, мышление, память, внимание;
– развит мелодический и гармонический слух, чувство ритма.
Коммуникативные:
обучающие способны:
– принимать участие в работе парами и группами;
– контролировать свои действия на занятиях;
– воспринимать мнение других людей;
– координировать свою позицию с позициями партнеров в совместной деятельности;
– понимать необходимость использования правил вежливости;
– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Комплекс организационно-педагогических условий
1. Календарный учебный график

№ п/п
Месяц


Число


Время проведения занятия
Форма занятия
Количество часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля

1



Беседа
2
Вводное занятие.
Учебный кабинет
Прослушивание

2



лекция
2
История гитарного искусства
Учебный кабинет
Опрос

3



Беседа
2
Устройство и настройка гитары
Учебный кабинет
Опрос

4



Практическое занятие
2
Устройство и настройка гитары
Учебный кабинет
Практическое задание

5



Практическое занятие
2
Устройство и настройка гитары
Учебный кабинет
Практическое задание

6



лекция
2
Авторская песня, ее особенности
Учебный кабинет
Опрос

7



Беседа
2
Авторская песня, ее особенности
Учебный кабинет
Опрос

8



Практическое занятие
2
Авторская песня, ее особенности
Учебный кабинет
Защита реферата

9



Практическое занятие
2
Авторская песня, ее особенности
Учебный кабинет
Защита реферата

10



Беседа
2
Техника пальцев при игре на гитаре
Учебный кабинет
Опрос

11



Практическое занятие
2
Техника пальцев при игре на гитаре
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

12



Беседа
2
Техника пальцев при игре на гитаре
Учебный кабинет
Опрос

13



Практическое занятие
2
Техника пальцев при игре на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

14



Практическое занятие
2
Техника пальцев при игре на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

15



Практическое занятие
2
Техника пальцев при игре на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

16



Беседа
2
Основы музыкальной грамоты
Учебный кабинет
Опрос

17



Практическое занятие
2
Основы музыкальной грамоты
Учебный кабинет
Практическое задание

18



Беседа
2
Основы музыкальной грамоты
Учебный кабинет
Опрос

19



Практическое занятие
2
Основы музыкальной грамоты
Учебный кабинет
Тестирование

20



Беседа
2
Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов
Учебный кабинет
Опрос

21



Практическое занятие
2
Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

22



Беседа
2
Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов
Учебный кабинет
Опрос

23



Практическое занятие
2
Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов
Учебный кабинет
Практическое задание

24



Беседа
2
Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов
Учебный кабинет
Опрос

25



Практическое занятие
2
Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов
Учебный кабинет
Практическое задание

26



Практическое занятие
2
Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

27



Практическое занятие
2
Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов
Учебный кабинет
Практическое задание

28



Беседа
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Опрос

29



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

30



Беседа
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Опрос

31



Контрольное занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

32



Беседа
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Опрос

33



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

34



Беседа
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Опрос

35



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

36



Беседа
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Опрос

37



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

38



Беседа
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Опрос

39



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

40



Беседа
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Опрос

41



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

42



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

43



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

44



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

45



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

46



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

47



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Практическое задание

48



Практическое занятие
2
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

49



Беседа
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Опрос

50



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

51



Беседа
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Опрос

52



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

53



Беседа
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Опрос

54



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

55



Беседа
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Опрос

56



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Исполнение песни

57



Беседа
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Опрос

58



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Исполнение песни

59



Беседа
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Опрос

60



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

61



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Исполнение песни

62



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Исполнение песни

63



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Исполнение песни

64



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Исполнение песни

65



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Исполнение песни

66



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Исполнение песни

67



Практическое занятие
2
Исполнительское мастерство
Учебный кабинет
Исполнение песни

68



Беседа
2
Концертная деятельность
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

69



Концерт
2
Концертная деятельность
Учебный кабинет
Выступление

70



Беседа
2
Концертная деятельность
Учебный кабинет
Педагогическое наблюдение

71



Концерт
2
Концертная деятельность
Учебный кабинет
Выступление

72



Контрольное занятие
2
Итоговое занятие
Учебный кабинет
Отчетный концерт


2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Звонкая гитара» необходим специально оборудованный учебный кабинет для проведения занятий.
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
1. Техническое оборудование:
- музыкальный центр;
- компьютер (ноутбук);
- зеркало;
- гитары;
- записи фонограмм в режиме «+» и «-».
- зеркало.
- гитары.
2. Методическое обеспечение:
- методическая, учебная, тематическая литература;
- комплект наглядных пособий (обозначения нот, аккордов, устройство инструмента, аппликатурные таблицы и др.);
- схемы, разработки занятий, сценарии мероприятий.
3. Информационное обеспечение:
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные ресурсы (мультимедийные презентации, слайд-фильмы, аудио записи, видеозаписи с выступлений, концертов, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD).
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование по направленности программы.

3. Формы аттестации/контроля
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Звонкая гитара» обеспечивает комплексный подход к оценке текущих и промежуточных результатов программы и позволяет осуществить оценку динамики достижения детей, а также включает описание объекта, форм, периодичность и содержание мониторинга. Отслеживание результатов осуществляется через входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Время
проведения
Цель проведения
Формы контроля

Входной контроль

В начале учебного года
Определение уровня развития детей, их творческих способностей.
Прослушивание.

Текущий контроль

В течение всего учебного года
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения
Педагогическое наблюдение, опрос, практическое задание, выступление, исполнение песни, тестирование, защита реферата, конкурсы, фестивали, участие в праздниках

Промежуточный контроль

В конце месяца, полугодия.
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.
Практические задания

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения
Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения.
Отчетный концерт, праздник «Лучший кружковец»


4. Оценочные материалы
Для оценивания результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусмотрен инструментарий.
Прослушивание
1. Определение качества музыкального слуха, памяти, музыкальности при исполнении обучающимся песни:
- чистота интонирования;
- слышать и точно воспроизводить мелодическое движение;
- различение звуков по высоте.
2. Проверка чувства ритма – выстукивание ритма музыкального произведения, исполняемого педагогом.
3. Повторение по памяти короткой одноголосной музыкальной фразы, исполненной педагогом.

Вопросы для определения уровня сформированности теоретических знаний
Назовите основные части гитары.
По каким нотам настраиваются струны гитары.
Назовите основные приемы игры на гитаре.
Назовите виды шестиструнных гитар.
Какие положения при игре вы знаете.
Чем различаются различные виды гитар, приведите примеры.
Назовите обозначения основных аккордов.
Как обозначаются минорные и мажорные аккорды.
Что такое аппликатура.

Задания для текущего контроля
1. Назвать основные аккорды на гитаре (ЛЯ минор, РЕ минор, МИ мажор, ДО мажор, СОЛЬ мажор, ЛЯ септ).
2. Назвать основные приёмы игры боем на гитаре (бой «тройка», бой «пятёрка», бой «шестерка» с глушением).
3. Назвать основные приёмы игры перебором на гитаре (от 3 струны к 1, от 3 к 1 и обратно, возврат на 1 струну).
4. Назвать основные приёмы игры щипком на гитаре (бас плюс 1 щипок, бас плюс 2 щипка, бас плюс 3 щипка).
5. Исполнить сольно 1 выученное музыкальное произведение наизусть.
Критерии результативности реализации программы
Уровень освоения программы
Критерии
Показатели

Высокий уровень
Знать и играть основные аккорды.
Уметь играть аккомпанемент;
Координация пения и собственного гитарного аккомпанемента.
Уметь исполнить10 – 15 песен начального уровня


Средний уровень
Знать и играть основные аккорды.
Уметь играть аккомпанемент.
Координация пения и собственного гитарного аккомпанемента.
Уметь исполнить 8 – 10 песен начального уровня


Низкий уровень
Знать и играть основные аккорды.
Уметь играть аккомпанемент.
Уметь исполнить 5 – 8 песен начального уровня


Под результатом образовательной деятельности следует понимать спланированный положительный итог, соотнесённый с его целями. Параметры знаний, умений и навыков – не единственное в оценивании результата деятельности педагога. Необходимо ещё учитывать воспитательные результаты, результаты социализации личности. Следует учитывать время накопления учебной информации, эмоций, социальных качеств, после чего возможна оценка результативности ученика. Диагностируя образовательные результаты, педагог отслеживает их динамику, рост, постепенное «сложение» результатов каждого педагогического действия по отношению к обучающимся в большие, итоговые.
Приводим программные годовые требования и ориентиры результативности освоения программного материала для полного цикла обучения.
Когнитивный компонент результативности.
Обучающиеся должны знать: основные моменты истории развития авторской песни в России, основные сведения о ведущих бардах: Ю.Визборе, А.Якушевой, О.Митяеве, С. и Т. Никитиных, А. Кирееве, историю Грушинского фестиваля, разновидности стилей гитарного искусства, основные жанровые отличия авторской песни от эстрадной, дворовой, «афганской» и т.д. Знание основ музыкальной грамоты, соответствующих 1 – 2 годам семилетнего курса аналогичного предмета ДШИ.
Деятельностный компонент результативности.
Обучающийсяи должны уметь сыграть и спеть 15 – 25 песен, таких как: «Фестивальная» О. Митяева, «Алые паруса», «Звезда по имени солнце» В. Цоя, «Землю обмотали», «Ты да я, да мы с тобой», «Дым костра», «Извините, мне пора идти» и т.д. Освоить аккорды: Аm, Е7, Dm, G, С, D7, Н7, А7, Gm в несложных трех и четырехдольных ритмах (полуперебор, переборы 6/8, 8/8, простой комбинированный восьмидольный бой).
Кроме того, обучающиеся должны освоить координацию пения и собственного гитарного аккомпанемента, «пение на людях» - преодоление страха (начальный этап этого долгого процесса раскрепощения), приобрести навык внимательного отношения к поэтическому слову, определения качества поэтического текста и мелодии песни, навык культурного поведения в обществе, деликатного обращения со сверстниками.

4. Методические материалы
В основу разработки программы «Звонкая гитара» положены технологии, ориентированные на формирование и развитие творческих
способностей обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
Педагогические принципы организации образовательного процесса.
1. Принцип индивидуализации.
Создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности обучающийсяа и педагога. Программа каждого уровня обучения построена с учётом психофизиологических особенностей учащихся.
2. Принцип природосообразности.
Образовательный процесс строится, следуя логике (природе) развития личности учащегося, вследствие чего группы формируются по гомогенным признакам:
По уровням ЗУН входной диагностики;
По половозрастным психофизиологическим особенностям;
По способностям и начальной культурно-музыкальной подготовке.
Учитывается оптимальность расписания занятий, комфортность условий.
3. Принцип дифференцированного обучения.
Принцип базируется на развитии индивидуальности ученика, на создании комфортного, естественного состояния на занятии. Позволяет педагогу формировать группы по равным входным параметрам, создавая студийцу равное окружение. Реализует обучение каждого на уровне его способностей и возможностей.
4. Принцип поэтапности и преемственности.
Позволяет создать систему поступенно-восходящего творческого диалога между наставником и обучающимся.
5. Принцип самоконтроля ожидаемого результата.
6. Принцип сотрудничества и партнёрства.
7. Принцип «Каждый ребенок талантлив».
Для успешного последовательного обучения занятия по программе строятся с использованием различных методов:
Практический (упражнения, показ приемов игры, показ аккордов, практическое задание, работа с таблицами, исполнение музыкальных композиций).
Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, диалог, анализ текста песен).
Наглядный метод (демонстрация наглядного материала, просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций).
Организация занятий
В объединении занимаются обучающиеся от 12 лет, т.к. только к этому возрасту формируется кисть руки, и воспитанник может без осложнений справиться с заданиями на инструменте. В объединении мы занимаемся на акустической гитаре с «железными» струнами. Любой учащийся, независимо от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь, только с разной скоростью будет идти к заданной цели. Поэтому для обучения формируются разные возрастные группы, в которых учитываются также психологические, вокально-музыкальные и другие личностные особенности конкретных обучающихся.
Объединяя детей, мы стремимся, чтобы они могли учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента и исполнения песен.
Для успешной реализации программы подготовлены специальные упражнения.
Цель упражнений – вооружить обучающихся техническими приемами, которые помогут выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности.
Упражнения:
1.Работа над дикцией.
2.Работа над звукоизвлечением.
3. Техника пальцев при игре на гитаре.
4. Упражнения для развития беглости пальцев.
На протяжении процесса обучения учащиеся должны освоить:
1. Упражнения для ежедневных занятий. Исполнение инструментальных композиций.
2. Аккомпанемент и исполнение эстрадных и бардовских песен.
3. Расположение и название баррэ аккордов на гитаре.
4. Основы музыкальной грамоты.
Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет овладение техникой, особенностями игры на гитаре. На занятиях ребята знакомятся с устройствами инструмента, правилами постановки рук, звукоизвлечения, особенностями записи мелодии через табулатуру, учатся играть разнохарактерные музыкальные произведения.
Так же, в задачу руководителя входит обучение правильному пению: звукообразованию, голосоведению, дыханию, дикции. Через раскрытие творческой индивидуальности исполнителя, ребенку прививается культура пения, координируется список музыкальных предпочтений. Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона.
На занятиях объединения ребята знакомятся с творчеством таких групп как «Кино», «Ария», «ДДТ» и т.д. ставшие классикой. Просмотр видеоклипов, прослушивание ряда музыкальных композиций позволяет воспитаннику расширить свой музыкальный кругозор, предпочтения.
В задачи объединения входит участие в концертах, поскольку наилучшей проверкой мастерства, качества исполнения являются концерты, фестивали, отчетные концерты, где выявляются сильные и слабые стороны обучения. Выступления помогают корректировать работу в клубе, ставят перед ребятами близкие и вполне разрешимые ответственные задачи.
Выбор репертуара для обучающихся – наиболее трудная задача для руководителя. Правильно подобранный репертуар способствует духовному и росту старшеклассника, определяет его творчество, дает возможность овладения техническими приемами.
Концерты и выступления
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников кружка. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

6. Список литературы
Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. Агофошин. – М.: Музыка, 2004. – 204 с.
Агеев, Д. Большая книга гитариста. Техника игры на гитаре + 100 хитовых песен / Д. Агеев. – СПб.: Издательство: Питер, 2012.
Гитара. Аккорды, построение, обозначения: Практическое руководство / составитель И.И. Юрин. – Минск: Издательство: Современное слово, 2001. – 56 с.
Гитара: карманная энциклопедия аккордов / составитель А.И. Одинцов. – Минск: Современное слово, Лада ИКТЦ, 2005. – 224 с.
Иванова, В.А. Я учусь играть на гитаре / В.А. Иванова. – М.: ООО Лабиринт Пресс, 2006. – 336 с.
Кирьянов, Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре (в 3-х частях) / Н. Кирьянов. – М.: Издательство: Тороповъ, 2002, 2004.
Михайлов, А., Спирина, С., Волков, С. Самоучитель игры на гитаре по аккордам / А. Михайлов, С. Спирина, С. Волков. – М.: ИД Равновесие, 2007. – 1000 с.
Суханов, В. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / В. Суханов. – М. М.: Изд-во Феникс, 1997. – 95 с.
Тимонин, М. Ю. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М.: Изд-во Арт-Сервис, 2006. – 68 с.
Ефимова, Н. Школа быстрого обучения игре на 6-струнной гитаре / Н. Ефимова. – М.: Клуб Семейного Досуга, 2011. – 224 с.
Возьмемся за руки, друзья / Под ред. Л.П. Беленького. Сборник рассказов об авторской песне. – М.: Молодая гвардия. 1990.

Электронные образовательные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ноты и аккорды для гитары
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Видеоуроки обучения игры на гитаре
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уроки игры на гитаре и разборы песен
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уроки гитары. Сайт про обучение на гитаре
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Самоучитель игры на гитаре. Пошаговое обучение

Репертуарный план

«Казачья» песня Д. Хмелёва.
«Не для меня» группа «Казачий круг.
«Ой да не вечер» народная песня.
«Конь мой вороной», казачья песня.
«Расплескалась синева» группа «Голубые береты»
«Журавли»
«Когда окончится война» С. Трофим.
«Березы» группа «Любэ».
«Младшая сестрёнка» группа «Любэ».
«Прощальный вальс».
«Фестивальная» О.Митяев.
«Белый снег» В. Цой.
«Ты да я, да мы с тобой».
«Дым костра».
«Что такое осень» группа «ДДТ».
«Группа крови» В. Цой.
«Милая моя» Ю. Визбор.
«Мама» Д. Маликов.
«Букет» А. Барыкин.
«Позади крутой поворот» И. Саруханов.
«Ящики почтовые» И. Саруханов.
«Крыша дома твоего» Ю. Антонов.
«Это все» Ю. Шевчук.
«Ну вот и все» группа «Браво»
«Музыкант» группа «Воскресенье»
«Ночная птица» группа «Воскресенье»
«С добрым утром, любимая» О. Митяев.
«Я свободен» группа «Ария».
«Кукушка» В. Цой.
«Я хочу быть с тобой» Наутилус Помпилиус.








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT142615


13PAGE \* MERGEFORMAT141915



Заголовок 13ђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415