Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету(классическая гитара) 2 ступень
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 10»
Принята на заседании
педагогического совета
29.08.2014г.
Протокол №1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(классическая гитара)
4 года обучения
Учитель: Шишкина Людмила Викторовна
Железногорск
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара для начинающих)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты.
Учебный предмет «Музыкальный инструмент (классическая гитара)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учитывая, что подавляющие большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, данная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре
Обучение игре на классической гитаре включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь музыке, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки. Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.
Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара)»
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
I
II
III
IV
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество недель
16
18
16
18
16
18
16
18
Аудиторные занятия
32
36
32
36
32
36
32
36
272
Самостоятельная работа
32
36
32
36
32
36
32
36
272
Максимальная учебная нагрузка
64
72
64
72
64
72
64
72
544
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара)» при 4-летнем сроке обучения составляет 544 часа. Из них: 272 часа – аудиторные занятия, 272 часа – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1 - 4 год обучения – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-4 год обучения – по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий:
Занятия проводятся в индивидуальной форме, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет учителю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. Возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара)»
Цели:
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи:
ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.
Обоснование структуры учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара)»
Обоснованием структуры программы являются ФГОСы, отражающие все аспекты работы учителя с учеником.
Рабочая программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел рабочей программы «Музыкальный инструмент (классическая гитара)»
Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара)»
Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара)» обеспечивается:
доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 9 кв.м., оснащенными гитарами и имеющими звукоизоляцию.
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ)»
Требования по годам обучения
Рабочая программа по предмету «Музыкальный инструмент (классическая гитара)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (классическая гитара)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром нужно учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Программные требования по классам
1 класс
Гитара – 2 часа в неделю
Развитие исполнительской гитарной техники на основе качественного совершенствования ранее изученных и освоенных технических элементов и приемов игры и их синтеза в более сложные технические комплексы, необходимые для исполнительской реализации более сложных музыкально-художественных задач. Начальное освоение полифонической гитарной техники. Изучение и практическое освоение особых способов звукоизвлечения и приемов игры на классической гитаре: техническое легато (восходящее и нисходящее), натуральные флажолеты, вибрато, портаменто, глиссандо, арпеджиато, овладение артикуляционно-штриховой гитарной техникой (легато, нон легато, стаккато). Изучение темброво-звуковых свойств и возможностей классической гитары и практическое освоение способов и техники изменения, варьирования тембрового звучания на гитаре.
Работа над качеством звука на основе совершенствования музыкально-звуковых представлений и техники звукоизвлечения.
Совершенствование работы над художественной стороной исполнения музыкального произведения на основе более глубокого и подробного анализа изучаемых музыкальных произведений и использования вновь освоенных музыкально-выразительных исполнительских средств (тембровых, артикуляционных, агогических и др.). приобретение начальных навыков работы над музыкальными произведениями полифонического и гетерофонного (подголосочного) склада.
Годовые требования
В течение года обучающийся должен пройти:
Гаммы До, Ля, Фа мажор, Ми, Си, ре минор трех видов в две октавы с каденциями;
Хроматическую гамму в две-три октавы;
8-10 этюдов на арпеджио, аккорды, легато;
8-10 пьес различного характера.
За учебный год учащийся должен сыграть в первом полугодии – технический зачет (этюд, гамма, музыкальная терминология), академический концерт. Во втором полугодии – открытый академический концерт и переводной экзамен.
Примерный репертуарный список
Гречанинов А. «Мазурка» перел. А. Иванова-Крамского
Итальянская народная песня «Мое солнце»
Шишкин М. «Ночь светла» ред. А. Мамон
Франческо де Милано «Канцона»
Альбер М. «Чувства»
Рота Н. «Мелодия» из кинофильма «Крестный отец»
Попп А. «Голубая любовь»
Лей Ф. «История любви»
Легран М. «Буду ждать» из кинофильма «Шербургские зонтики»
Старинный романс «Две гитары» обр. Н. Самуся
Русская народная песня «Зачем тебя я, милый мой, узнала» обр. В. Калинина
Русская народная песня «Ты пойди, моя коровушка, домой» обр. А. Иванова-Крамского
Ковбойская песня «Домой на ранчо» обр. В. Калинина
Криггер И. «Бурре»
Санз Г. «Спаньолетта»
Паганини Н. «Ариетта»
Джулиани М. «Грациозо»
Ферро А. «Маленькая тарантелла»
Молино Ф. «Рондо»
Хьюст Ф. «Пьеса»
Лози Я. «Сарабанда»
Лози Я. «Каприччио»
Ивановичи И. «Дунайские волны»
Розас Ю. «Над волнами»
Варламов А. «На заре ты ее не буди»
Варламов А. «Белеет парус одинокий»
Козлов В. «Шарманка»
Калинин В. «Прелюдия»
Калинин В. «Песенка у костра»
Иванов-Крамской А. «Прелюдия»
Дунаевский И. «Колыбельная»
Богословский Н. «Темная ночь»
Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»
Ансамбли
Карулли Ф. «Менуэт»
Чайковский П. «Немецкая песенка» из «Детского альбома»
Русская народная песня «Во поле береза стояла» перел. В. Агабабова
Русская народная песня «Камаринская» обр. В. Лебедева
Гаврилин В. «Каприччио» перел. В. Агабабова
Левитин Ю. «Рыцари с картинки» перел. В. Агабабова
Тобис Б. «Негритенок грустит» перел. В. Агабабова
Делло-Джойо «Горная мелодия» перел. В. Агабабова
2 класс
Гитара – 2 часа в неделю
Формирование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальными произведениями на основе приобретенных знаний и умений в области анализа музыкальных произведений, исполнительских навыков и накопленного опыта классической работы над репертуаром.
Дальнейшее развитие навыков чтения нот с листа (на этюдах и пьесах гармонического и гомофонного склада, соответствующих по технической трудности второму году обучения).
Развитие навыков гитарного аккомпанемента с использованием усложненных гармоний, типов фактуры и тональностей. Приобретение начальных навыков транспонирования.
Закрепление и дальнейшее развитие навыков коллективного исполнительства на основе усложнения ансамблевых форм, увеличения количественного состава участников ансамбля.
Годовые требования
В течение года обучающийся должен пройти:
Двухоктавные гаммы мажорные и минорные в типовой аппликатуре в различных тональностях;
8-10 этюдов на различные штрихи;
8-10 пьес различного характера, включая несложные полифонические сочинения;
чтение нот с листа.
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии- технический зачет (этюд, гамма, музыкальная терминология), академический концерт. Во втором полугодии – открытый академический концерт и переводной экзамен.
Примерный репертуарный список
Моцарт Л. «Юмореска», перел. П. Вещицкого
Швейцарская народная песня «Кукушка», прел. П. Вещицкого
Иванов-Крамской А. «Прелюдия», обр. О. Зубченко
Иванов-Крамской А. «Танец»
Валькер Л. «Маленький романс»
Каркасси М. «Вальс»
Франческо де Милано «Канцона»
Ширинг Дж. «Колыбельная»
Польский народный танец «Мазурка» обр. О. Зубченко
«Полька», обр. О. Зубченко
Зубченко О. «Прелюд-мимолетность»
Русская народная песня «Вниз по Волге-реке», обр. О. Крохи
Русская народная песня «Хуторок», обр. О. Крохи
Русская народная песня «Ах ты, степь широкая», обр. О. Крохи
Русская народная песня «Эх ты, доля», обр. О. Крохи
Русская народная песня «Мой костер», обр. О. Крохи
Русская народная песня «За реченькой было», обр. В. Калинина
Негри К. «Спаньолетта»
Сор Ф. «Менуэт»
Беккер В. «Лесная сказка», обр. Ю. Слонова
Глинка М. «Жаворонок»
Шиллер Б. «Березка»
Анидо М. «Аргентинская мелодия»
Цфасман А. «Мне бесконечно жаль»
Ансамбли:
Зубченко О. «Прелюд- Мимолетность»
«Хава Нагила» обр. для 2-х гитар О. Зубченко
Гомес В. «Романс» партия 2-й гитары А. Сапо
Испанский танец «Сальвадор» обр. для 2-х гитар О. Зубченко
Иванов- Крамской А. «Вальс для гитары и фортепиано»
Кюфнер И. «Романс»
Русская народная песня «В низенькой светелке» обр. А. Иванова-Крамского
Русская народная песня «Как под яблонькою» обр. В. Лебедева
Стинг «Святой Агнец и горящий поезд»
Соколовский М. «Полька»
3 класс
Гитара 2 часа в неделю
Развитие свободы исполнительского аппарата на основе дальнейшего совершенствования исполнительской техники. Продолжение работы над качеством звука и приведением его в соответствие с современными музыкально-эстетическими требованиями.
Закрепление и совершенствование ранее изученных особых способов звукоизвлечения и приемов игры на классической гитаре, артикуляционно-штриховой техники.
Дальнейшее совершенствование методики художественно-исполнительской работы над музыкальными произведениями в связи с усложнением репертуара, укрупнением формы изучаемых произведений, усложнением и разнообразием художественно-исполнительских задач. Развитие навыков исполнения музыкальных произведений полифонического и подголосочного склада на основе совершенствования полифонической гитарной техники.
Накопление художественного исполнительского репертуара.
Развитие навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением в плане анализа его художественного содержания и формы, выбора и использования музыкально-выразительных исполнительских средств, необходимых для практической реализации его художественного композиционного замысла.
Совершенствование навыков чтения нот с листа в произведениях гомофонного склада (на этюдах и пьесах усложненной фактуры). Приобретение аналогичных навыков в произведениях полифонического и подголосочного склада.
Дальнейшее развитие навыков гитарного аккомпанемента с использованием альтераций и модуляций, усложненной фактуры и транспозиции в различные тональности. Приобретение навыков транспонирования с использованием капотастера. Выработка начальных навыков в подборе аккомпанемента по слуху (с использованием простых ладофункциональных соотношений, гармоний, фактуры и тональностей).
Совершенствование навыков ансамблевой игры на основе усложнения репертуара и инструментовки. Создание смешанных камерно-инструментальных ансамблей с участием классической гитары (в сочетании, например, со смычковыми или деревянными духовыми инструментами).
Годовые требования
В течение года обучающийся должен изучить:
Двухоктавные гаммы мажорные и минорные в типовой аппликатуре в различных тональностях;
4-5 этюдов на различные виды техники;
6-8 произведений различного характера и содержания;
2-3 произведения самостоятельно.
За учебный год учащийся должен сыграть в первом полугодии – технический зачет (этюд, гамма, музыкальная терминология), академический концерт. Во втором полугодии – открытый академический концерт и переводной экзамен.
Примерный репертуарный список
Агабабов В. «В пустыне», этюд
Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»
Петров А. «Под лаской плюшевого пледа»
Петров А. «А цыган идет»
Петров А. «Моей душе покоя нет»
Хренников Т. «Московские окна»
Хренников Т. «Колыбельная Светланы»
Зацепин А. «Песня о медведях»
Высоцкий В. «Песня о друге»
Крылов С. «Зимняя сказка»
Баневич С. «Дорога» обр. В. Колосова
Дунаевский И. «Марш», аранжировка В. Колосова
Дунаевский И. «Школьный вальс», аранжировка В. Колосова
Агапкин В. «Прощание славянки» обр. В. Колосова
Дога Е. «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» обр. В. Колосова
Дашкевич В. «Увертюра» из телефильма «Шерлок Хомс и доктор Ватсон», аранжировка В. Колосова
Надтока В. «Музыкальные часы с механической балериной»
Гурин С. «Веселый танец»
Малышенко Ю. «Танец для Инны»
Тепляков Е. «Меланхолический этюд»
Семензато Д. «Шоро»
Пернамбуко Ж. «Бразильский танец»
Шатров М. «На сопках Маньчжурии»
Феррари Л. «Домино» обр. О. Крохи
Жиро А. «Под небом Парижа» обр. О. Крохи
Листов К. «Севастопольский вальс»
Баснер В. «Это было недавно» песня из кинофильма «Друзья и годы»
Шотландская народная песня «Былые дни» обр. О. Крохи
Американская народная песня «Когда святые маршируют» обр. О. Крохи
Ансамбли
Мексиканская народная песня «Красивое небо» обр. В. Калинина
Гладков Г. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты»
Русская народная песня «Ой, да ты, Калинушка» обр. А. Холминова
Русская народная песня «Чтой-то звон» обр. В. Калинина
Итальянская народная песня «Санта Лючия» обр. В. Калинина
Мексиканская народная песня «скамеечка» обр. В. Калинина
4 класс
Гитара 2 часа в неделю
Совершенствование и развитие всех сторон исполнительской гитарной техники, приобретенной за все годы обучения, включая: свободу и координацию всех звеньев исполнительского аппарата, технику звукоизвлечения, качество звука и его динамику, артикуляционно-штриховую технику, беглость, мелодическую, гармоническую и полифоническую технику, особые приемы игры, технику тембрового варьирования и пр.
Изучение и практическое освоение колористических и изобразительных способов звукоизвлечения и приемов игры на классической гитаре: апагадо (пиццикато), тамбора, расгеадо, искусственные флажолеты, тремоло.
Закрепление и дальнейшее совершенствование навыков художественно-исполнительской работы (над музыкальными произведениями, разнообразными по содержанию, характеру, форме, складу, фактуре) на основе глубокого, всестороннего анализа изучаемых музыкальных произведений и комплексного использования всех музыкально-выразительных исполнительских средств.
Дальнейшее накопление художественного концертно-исполнительского репертуара, включающего в себя разнообразные по стилю и жанру музыкальные произведения мировой гитарной литературы (концертные этюды, инструментальные обработки народной музыки, произведения отечественных и зарубежных композиторов, гитарные транскрипции).
Совершенствование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением.
Развитие и совершенствование навыков чтения с листа в произведениях гомофонного, полифонического, подголосочного и смешанного склада, разнообразных по фактуре и техническим трудностям.
Совершенствование навыков гитарного аккомпанемента. Развитие навыков в подборе аккомпанемента по слуху. Приобретение навыков самостоятельного переложения для гитары несложных по фактуре фортепианных аккомпанементов (в основном музыкальной литературы: народные песни, романсы, популярные современные песни советских композиторов).
Дальнейшее развитие и совершенствование навыков ансамблевой игры, накопление концертного ансамблевого, художественного репертуара.
Годовые требования
В течение учебного года обучающийся должен изучить:
минорные двухоктавные гаммы;
мажорные двух-трехоктавные гаммы;
3-4 этюда на различные виды техники;
5-6 произведений различного характера и содержания;
2-3 произведения самостоятельно.
За учебный год учащийся должен сыграть одно прослушивание в первом полугодии. Во втором полугодии – прослушивание, открытый академический концерт и выпускной экзамен.
Экзаменационные требования
На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:
Полифонию(исходя из индивидуальных способностей ученика);
две пьесы различного характера и этюд.
Примерный репертуарный список
Кошкин Н. «Рыцарский марш», «Сон», «Мим на сцене», «Деревенский праздник», «Старый шарманщик», «В дорогу»
Даниэль З. «Романс»
Затынченко А. «Серенада»
Стеценко В. «Осенний пейзаж»
Радзецкий Ю. «Этюд»
Надтока В. «Два полифонических этюда»
Виллольдо А. «Эль чокло»
Музыка неизвестного автора «Брызги шампанского»
Строк О. «Скажите, почему»
Огинский М. «Полонез»
Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен»
Штраус И. «вальс» из оперетты «Цыганский барон»
Джойс А. «Осенний сон»
Гапон П. «Оборванные струны»
Петров А. «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля»
Сальвадор А. «Пчела» обр. О. Крохи
Бетти А. «Хорошо» обр. О. Крохи
Гарнер Э. «Туманно» обр. О. Крохи
Ширинг Д. «Колыбельная страны птиц»
Бонфа Л. «Утро карнавала» музыка из кинофильма «Черный Орфей»
Леннон Д.- Маккартни П. «И я люблю ее» Агафошин П. «Этюды»
Калинин В. «Этюды»
Сагрерас Х. «Этюды»
Агуадо Д. «Этюды»
Джулиани М. «Этюды»
Бакланова Н. «Этюд»
Комаровский А. «Этюд»
Витачек-Гнесина Е. «Этюд»
Каркасси М. «Этюд»
Иванов – Крамской А. «Вариации на тему русской народной песни «У ворот, ворот»
Иванов – Крамской А. «Вальс»
Лауро А. «Вальс»
Роч П. «Хабанера»
Морено – Торроба Ф. «Фандангильо» из « Кастильской сюиты»
«Кубинский танец» музыка неизвестного автора
Семензато Д. «Шоро»
Анидо М. «Аргентинская мелодия»
Ансамбли:
Иванников Т. «Грусть» для 2-х гитар
Пьяццолла А. «Прощай, Нонино» ориг. обр. П. Иванникова для 2-х гитар
Пьяццолла А. «Смерть ангела» ориг. обр. П. Иванникова для 3-х гитар
Пьяццолла А. «Либертанго» ориг. обр. П. Иванникова для 3-х гитар
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (классическая гитара)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просве-тительской деятельности образовательной организации.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Классическая гитара» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами.
В 1-4 классах обучающиеся, как правило, выступают на технических зачетах, открытых и закрытых академических концертах. Технический зачет проводится в конце первой четверти каждого класса (начиная с 3-го), на котором ученик должен исполнить две гаммы (мажорную и минорную), этюд, ответить на ряд теоретических вопросов и знать музыкальную терминологию. Гаммы, требования к ним и этюды определяются педагогами в начале учебного года. В конце второй четверти проводится закрытый академический концерт, на котором учащиеся исполняют два произведения. В третьей четверти проходит открытый академический концерт, на котором ученики выступают перед родителями с исполнением двух разнохарактерных произведений. На конец года выносится полифония и пьеса, либо 2 разнохарактерных произведения. Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки учащихся, а так же умение читать ноты, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху, транспонировать на доступном для ученика уровне - осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке в течение учебного года, в классе, в присутствии двух – трех педагогов методического объединения (для устранения перегрузки учащихся, проверку указанных навыков, возможно проводить на двух контрольных уроках). На контрольный урок выносятся задания, принятые на заседании методического объединения в начале учебного года, которые направлены на ликвидацию недостатков в техническом развитии учащихся.
Контрольные уроки, а так же другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки; за каждое выступление на академических концертах выставляется оценка.
Исполнение самостоятельно разученных пьес, с целью повышения ответственности за эту форму работы, целесообразно выносить на классные собрания (начиная с 3-го года обучения).
Годовая оценка ученика выводится на основании четвертных оценок, результатов контрольных уроков и других выступлений ученика в течение года, а так же оценки за выступление на академическом концерте или выпускном экзамене.
В течение всех лет обучения педагог должен:
Ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах классической гитары и гитарного ансамбля; с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребляемыми терминами;
Развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения.
Данные в программе репертуарные списки являются примерными. Педагогу предоставляется право дополнять их в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать знания, умения и навыки владения классической гитарой в соответствии с программными требованиями.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без оценки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГОС данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.
Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнитель-ского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно познакомить ученика с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах, а также ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
количество занятий в неделю 2-6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает учитель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Учебно-методическая литература
Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
Нотная литература
Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989
Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967
Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986
Список используемой литературы
Агабабов В. Популярные серенады для шестиструнной гитары. - М., «Композитор», 1993.
Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1983
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 5, сост. А. Иванов-Крамской. - М., 1973
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 8, сост. В. Викторов. - М., 1977
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 10, сост. П. Вещицкий. - М., 1979
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 11, сост. П. Вещицкий. - М., 1980
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 14, сост. П. Вещицкий. - М., 1982
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 15, сост. Е. Ларичев. - М., 1982
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 16, сост. Е. Ларичев. - М., 1982
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 17, сост. П. Вещицкий. - М., 1983
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 18, сост. П. Вещицкий. - М., 1984
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 19, сост. П. Вещицкий. - М., 1984
Альбом начинающего гитариста (шестиструнная гитара) вып. 2, сост. В. Славский. - Киев, 1979
Ансамбли шестиструнных гитар. Выпуск 2, сост. Е. Ларичев, - М., 1982
Бирнов Л. Пьесы для шестиструнной гитары. - М., 1982
Барриос. А. Торопов - М., 1993
Вальсы и танго в обработке для гитары. Сост. Е. Тепляков, П. Иванников, Т. Иванников, - Донецк, «Сталкер», 2003
Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре (Аккорды и аккомпанемент) - М., 1983
Возьми гитару. Популярные песни в сопровождении шестиструнной гитары. Вып. 3-17. - М., 1970-1984
Гитаристу-любителю (шестиструнная гитара). Вып 1-7 сост. Е. Ларичев - М., 1977-1982
Гитаристу-любителю (шестиструнная гитара). Вып 8, сост. В. Максименко - М., 1983
Гитаристу-любителю (шестиструнная гитара). Вып. 9, сост. В. Максименко - М., 1984
Дуэты для шестиструнных гитар. Сост. Е. Хоржевская и А. Лазаревич - Л., 1976
Дуэты для шестиструнных гитар. Сост. Я. Ковалевская - Л., 1980
Иванов-Крамской А. Избранные произведения для шестиструнной гитары. - М., 1970
Иванов-Крамской А. Пьесы, обработки, этюды для шестиструнной гитары. - М., 1972
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1980
Избранные этюды для шестиструнной гитары. Сост. В. Славский. - Киев., 1980
Калинин В. Юный гитарист. - М., «Музыка», 2004
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1978
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Ч.2. - М., «Тоника», 1991
Классические произведения для ансамблей шестиструнных гитар. Сост. В. Славский. - Киев, 1978
Колосов В. Новый репертуар гитариста. Вып. 1. - М., 1994
Колосов В. Хрестоматия шедевров популярной музыки. Тетрадь 2 - М., 2003
Колосов В. Хрестоматия шедевров популярной музыки. Музыка радио и кино. Тетрадь 3 - М., 2003
Концертные пьесы для шестиструнной гитары. В. Максименко Вып. 39. - М., «Советский композитор», 1990
Кошкин Н. Пьесы для гитары. Тетрадь 1 Маскарад. – М., «Классика – XXI», 2005
Кошкин Н. Пьесы для гитары. Маскарад. Тетрадь 2. – М., «Классика – XXI», 2005
Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. - М., 1984
Любимые мелодии для шестиструнной гитары. О. Кроха - М., 2005
На досуге. Репертуарная тетрадь гитариста (шестиструнная гитара). Вып.1 сост. Е. Ларичев - М., 1982
На досуге. Репертуарная тетрадь гитариста (шестиструнная гитара). Вып. 2 сост. Е. Ларичев - М.,1983
Паганини Н. Пьесы для шестиструнной гитары. – Пенза, «Эмузин», 2002
Педагогический репертуар (шестиструнная гитара). 1-2 классы ДМШ Вып. 2 сост. Е. Ларичев - М., 1977
Педагогический репертуар (шестиструнная гитара). 1-2 классы ДМШ Вып. 3 сост. Е. Ларичев - М., 1979
Педагогический репертуар (шестиструнная гитара). 1-2 классы ДМШ Вып. 4 сост. Е. Ларичев - М., 1981
Педагогический репертуар (шестиструнная гитара). 1-2 классы ДМШ Вып. 5 сост. Е. Ларичев - М., 1982
Педагогический репертуар (шестиструнная гитара). 3-5 классы ДМШ Вып. 2 сост. Е. Ларичев - М., 1977
Педагогический репертуар (шестиструнная гитара). 3-5 классы ДМШ Вып. 3 сост. Е. Ларичев - М., 1979
Педагогический репертуар (шестиструнная гитара). 3-5 классы ДМШ. Вып. 5 сост. Е. Ларичев - М., 1982
Популярные танго. В. Максименко - М., «Советский композитор», 1990
Пусть будет. И. Пермяков - М., «Советский композитор», 1990
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. Пер. и ред. И. Поликарпова. - М., 1977
Репертуар начинающего гитариста (шестиструнная гитара). Вып. 2,3 сост. Е. Ларичев - М., 1980-1981
Репертуар гитариста. А. Заборный Вып. 26. - М., «Советский композитор», 1983
Рехин И. Альбом юного гитариста. - М., 1993
Санлукар М. Гитарист. - М., 1993
Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Е. Желнова - Донецк, «Сталкер» 2003
Смирнов Ю. Фантазер. «Детские пьесы» - СПб., «Композитор», 1999
Хрестоматия гитариста (шестиструнная гитара) 1-3 классы детских музыкальных школ. Сост. Е. Ларичев - М., 1983
Хрестоматия. Гитара. В. Агабабов ч.1 Пьесы. - М., «Кифара», 2004
Хрестоматия. Гитара. В. Агабабов ч.2 Ансамбли. Этюды. - М., «Кифара», 2004
Хрестоматия игры на шестиструнной гитаре для начинающих. П. Иванников - Донецк, «Сталкер», 2005
Хрестоматия юного гитариста. О. Зубченко Для учащихся 1-3 классов ДМШ. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
Шесть струн. В. Максименко Фантазии Российских композиторов для гитары. - М., 1994
Шесть струн. В. Максименко Пьесы композиторов России для гитары. - М., 1994
Шестиструнная гитара. Учебный репертуар для 5 класса ДМШ. Сост. Н. Михайленко - Киев, 1982
Этюды для шестиструнной гитары на разные виды техники. Учебный репертуар ДМШ. Вып. 1, сост. В. Славский - Киев, 1981
Яшнев В., Вольман Б. Первые шаги гитариста. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. - М., 1982
Утверждена
Приказ № 1-1
от 01.09.2014г.
Директор МОУ «Гимназия № 10»
_________/А.Н. Щетинин/
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 6Заголовок 715