Рабочая программа курса внеурочной деятельности «От истоков к современности» в 5 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности « От истоков к современности» рассчитана для 5-классов на 34 часа. Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Для целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом программа предусматривает краткое изучение курса « История и культура Башкортостана». Раздел «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает ознакомить обучающихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. В связи с введением новых государственных стандартов в образовании, в программе учтен такой важный аспект как проектная деятельность обучающихся. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей.
Задачами курса являются:
- ознакомить учащихся с духовно- нравственными основами народной культуры и с основными нормами нравственности
- развивать образное вариативное мышление, любознательность, фантазию, эстетический вкус, творческое воображение;
- воспитывать у учащихся чувство уважения и толерантности к культуре, традициям и обычаям народов населяющих Россию; дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (п.18.2.2).
3..Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, с изменениями от 26 ноября 2010г. №1241 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, 29.12.2014г.№1644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
5..Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011г. №03-255 «О введении государственного образовательного стандарта общего образования»;
6..Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС (письмо Минобрнауки России от 7.08.2015г.№08-1228 «О направлении рекомендаций»)
7..«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 (ред.от 29.06.2011г.) «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821-10 2 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «Санпин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы»).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11. 2002 №44 (ред.от 29.12.2010) 2О введении действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов санПин 2.4.2.1178-02» (вместе с «Санитарно- эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санпин 2.4.2.1178-02», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002).
10. Устав МБОУ «СОШ№8» городского округа город Стерлитамак РБ
11. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№8»
12.Учебный план МБОУ «СОШ № 8» на 2015-2016 учебный год;
13.. Программа курса «Основы светской этики» /Автор-составитель М.Т.Студеникин.- М:Русское слово,2012
Учебно-методический комплекс: 1.Бускунов А.М. История Башкортостана: Учебное пособие для 5 класса общеобразоват. организаций РБ /А.М.Бускунов.- Уфа,2014 2. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М: Русское слово,2012
Рабочая программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя необходимую информацию о предмете занятия. Практическая часть направлена на изучение нового, повторение ранее изученного материала, посредством выполнения базовых упражнений и творческих заданий.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.
Цель: воспитание творческой, духовно-нравственной личности, способной самостоятельно мыслить, принимать решения.
Исходя из поставленной цели сформированы основные задачи
Образовательная:
- ознакомить учащихся с духовно- нравственными основами народной культуры и с основными нормами нравственности
Развивающая:
- развивать образное вариативное мышление, любознательность, фантазию, эстетический вкус, творческое воображение;
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся чувство уважения и толерантности к культуре, традициям и обычаям народов населяющих Россию; дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них
Общая характеристика курса
Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихс
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, путём изучения документов и артефактов.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, учащиеся приобретают уважение к прошлому, развивают бережное отношение к реликвиям, у них формируется чувство патриотизма и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.
Раздел «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, учащиеся тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и лично значимых формах деятельности.
Элективный курс «От истоков к современности» имеет тесные связи с такими научными дисциплинами как история, обществознание, литература, география, лингвистика. Все вышеперечисленные научные дисциплины направлены на изучение как общества в целом, так и различных народов населяющих нашу планету, их традиции, обычаи и культуру во всех её формах и проявлениях.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ № 8» г. Стерлитамак РБ на 2015-2016 учебный год отводит 34 часа для изучения курса внеурочной деятельности «От истоков к современности» в 5 классе из расчёта 1 час в неделю. Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Элективный курс «От истоков к современности» должен:
Сформировать у учащихся историческое философского мышление.
Дать характеристику традициям и обычаям народов России (на примере народов Башкортостана);
Показать необходимость сохранения накопленного культурног и исторического богатства народов и важность донесения
этого богатства до будущего поколения.
Формировать нормы светской морали;
Дать представления о светской этике;
Развивать представления о значении нравственных норм;
Обобщить знания о духовной культуре и морали;
Развивать способности к общению;
Формировать этическое самосознание;
Улучшать взаимоотношения детей и родителей;
Противодействовать суициду детей
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ № 8» г. Стерлитамак РБ на 2015-2016 учебный год отводит 34 часа для изучения курса внеурочной деятельности «От истоков к современности» в 5 классе из расчёта 1 час в неделю. Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, миро-
воззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Планируемые результаты
Познавательные универсальные учебные действия
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:
осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Ученик получит возможность научиться:
принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:
находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Ученик получит возможность научиться:
использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
Понятие «культура», её типы и разновидности. Мировая культура. Культура России. Этническая культура башкирского народа и её особенности. Декоративно-прикладное искусство башкир. Песни, танцы, легенды и предания. Народный костюм башкирского народа. Эпосы и былины как составная часть культуры народов России.
Раздел 3. Народная воспитание и народная мудрость (7 часов)
Знакомство с народной философией и народной педагогикой. Идеи воспитания народов Башкортостана. Народные обычаи и традиции. Философская мудрость народов Башкортостана. Чем занимались наши предки. Мир и его создание. Понятие «Родина», «род», «семья». Семейное генеалогическое древо и его составление. Понятие о жилище наших предков, символы и обереги в доме.
Раздел 4. Духовные ценности гражданина России (7часов)
Понятие «Отечество», «Отчизна», «Патриотизм», как неотъемлемые качества человека-гражданина. Почему нужно гордиться своей страной. Каждый ли человек патриот? Основные черты патриота.
Раздел 5. Основы светской этики (12часов)
Тема 2. Порядочность (1 час)
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть (1 час)
Понятие совести. Совесть важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час)
Доверие важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час)
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь (1 час)
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда то, что соответствует действительности. Ложь намеренное искажении действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания (1 час)
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство (1 час)
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 19411945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение (1 час)
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество (1 час)
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества. Патриотизм, как часть менталитета россиян. Патриотические ноты и любовь к Родине в песнях и легендах народов Башкортостана.
Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час)
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека высшая ценность. Насилие в отношении детей нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Учись учиться. Самовоспитание (1 час)
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического Соблюдение норм нравственности важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств.. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения
Итоговое повторение (1час)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
УУД
Прмечание
По плану
По факту
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
1.
Вводное занятие. Общая характеристика курса
1
Коммуникативные: умение высказывать суждения о достоверности теорий, иметь и
аргументировано высказывать собственную точку зрения
2.
Культура России и народов, населяющих Россию и Республику Башкортостан
1
Раздел 2. Культура материальная и духовная (6часов)
3.
Культура России: особенности и отличительные черты. Этническая культура.
1
.
Коммуникативные: умение высказывать суждения о достоверности теорий, иметь и аргументировано высказывать собственную точку зрения на проблемные вопросы, составлять логические схемы.
Развивающие: умение устанавливать причинно – следственные связи, систематизировать
4.
Культура и обычаи народов Башкортостана
1
5.
Проект: «Культура народов Башкортостана»
1
6.
Эволюция культуры народов Башкортостана во времени.
1
7.
Роль религии в сохранении исторической самобытности башкир
1
8.
Башкирские танцы и былины как способ самовыражения башкирского народа
1
Раздел3. Народная воспитание и народная мудрость (7часов)
9
Нравственные принципы воспитания в Башкортостане
1
Коллективные: владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива
Развивающие: умение извлекать информацию и локализовать исторические события на карте, устанавливать причинно – следственные связи, систематизировать.
10.
Философия народов Башкортостана и её особенности
1
11.
Идеи воспитания народов Башкортостана
1
12.
Народные традиции и обычаи: их значение и роль в жизни человека. Традиции народов России
1
13.
Наши предки, чем они занимались? Проект: «Чем мы занимались раньше и чем сейчас» (на примере башкирского народа)
1
14.
Семейное дерево и его роль в жизни общества. Башкирское шежере как сохранение культурного наследия Башкирского народа. Проектная работа
1
15.
Верования древних башкир. Обожествление и одухотворение природы
1
Раздел 4. Духовные ценности гражданина России (7часов)
16.
Понятие «Отечество» и «Отчизна» в жизни человека. Моя страна - моя гордость
1
Развивающие:
умение устанавливать причинно – следственные связи, систематизировать.
Коммуникативные: умение высказывать суждения о достоверности теорий, иметь и аргументировано высказывать собственную точку зрения на проблемные вопросы, составлять логические схемы.
17.
Понятие «Патриот» и его значение. Патриотизм народов России.
1
18.
Каждого ли можно назвать патриотом?
1
19.
Патриотические ноты и любовь к Родине в песнях и преданиях башкирского народа
1
20.
Патриотические настроения башкир и их отражение в башкирской народной литературе
1
21.
«Башкортостан- край истинных патриотов»
1
22.
Проект: «Патриотизм в искусстве народов России»
1
23.
Порядочность
1
Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Развивающие: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
24.
Совесть
1
25.
Доверие и доверчивость
1
26.
Милосердие и сострадание
1
27.
Правда и ложь
1
28.
Проект «Традиции воспитания»
1
29.
Честь и достоинство
1
30.
Терпимость и терпение
1
31.
Мужество
1
32.
Равнодушие и жестокость
1
33.
Учись учиться. Проект « Самовоспитание»
1
34.
Итоговое повторение
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
Литература для учителя
1. Бускунов А.М. История Башкортостана: Учебное пособие для 5 класса общеобразоват. организаций РБ /А.М.Бускунов.- Уфа,2014
2.Грамматика нравственности. 5 класс: учебное пособие / под ред. Э.П. Козлова. М., 2007.
3.Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.
4.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.
5.Златоструй. Письменные источники.- М., 2010.
6.Иванов В.Г. Этика. СПб., 2009.
7.Ковальчукова А.В. Мастерская - это... //Образование в современной школе. 2011. №
8.Классен В. А. Использование художественной литературы в 5-7 классах.- М., 2009.
9.Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для спуд. высш. учеб.завед. / Под ред. Г.А Леонтьевой.-М., 2011.
10.Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории.- М., 2012.
11.Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М: Русское слово,2012
Литература для учащегося
1.Бускунов А.М. История Башкортостана: Учебное пособие для 5 класса общеобразоват. организаций РБ /А.М.Бускунов.- Уфа,2014
2.Златоструй. Письменные источники.- М., 2010.
3.Пронштейн А.П. Использование вспомогательных исторических дисциплин при работе над источниками.- М., 2010.
4.Пронштейн А. П. Методика исторического источниковедения. - Ростов-на-Дону, 2010.
5.Рогов А.Д., Липко Г.М. Хрестоматия поэтических произведений по истории Древнего мира и Средних веков.- М., 2009.
6.100 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие// под общей редакцией А.Н.Алексашкиной.- М., 2011.
7.Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М: Русское слово,2012
8.Хрестоматия по истории России/ Сост. И.В Бабич, В.Н.Захарова, ИМ Уколова.- М., 1994.-T.I; 2008. -Т.2. -4.1; 1996. - Т.2. - 4.2. 9.Хрестоматия по истории России XX век/ Сост. И.С.Хромова. - М., 2010
фђЗаголовок 415