Обобщение опыта работы по теме: «Технология вокальной работы с детьми в детском вокальном объединении «Мечта» средняя и старшая возрастная категории»
МКОУ «Новоярковская СОШ» Каменского района» Алтайского края
Обобщение опыта работы по теме: «Технология вокальной работы с детьми в детском вокальном объединении «Мечта» средняя и старшая возрастная категории»
Учитель музыки: Новикова Е.И.
С. Новоярки 2014
Содержание
Введение_________________________________________________________________________3
Глава I. Теория работы с детским голосом_____________________________________________4
Из истории русской вокальной педагогики_________________________________________4
Воспитание певческого голоса____________________________________________________5
Система знаний музыкального воспитания________________________________________7
Принципы голосообразования___________________________________________________18
Глава II. Практические приёмы воспитания вокальных навыков__________________________20
2.1. Певческая установка____________________________________________________________20
2.2. Певческое звукообразование и дикция____________________________________________23
2.3. Работа над гласными____________________________________________________________26
2.4. Работа над согласными__________________________________________________________27
2.5. Упражнения (из опыта работы) ___________________________________________________28
Заключение________________________________________________________________________31
Список литературы__________________________________________________________________34
Введение
Проблема совершенствования теории и методов обучения детей пению всегда актуальна.
Приобщение их к вокальному искусству через пение, которое является самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности, относится к этой проблеме.
«То, что сегодня удовлетворяет, может не удовлетворить завтра» - сказал известный скрипач Д. Ойстрах.
Целью вокальной работы является развитие детского голоса, а также развитие специфически-вокальных способностей:
анатомо-морфологическое развитие голосообразующей системы на фоне роста всего организма ребёнка;
функциональное совершенствование центральных отделов мозга, управляющих певческим процессом и всей системой обратной связи «голос-слух»;
накопление вокальных навыков;
совершенствование качества звучания голоса;
развитие музыкального слуха (вокального)
Задачи:
формирование вокальных навыков;
формирование дыхательных навыков;
формирование у певца вокального мышления;
воспитание певческой культуры
Обучение пению – это не только приобретение определённых навыков. В процессе обучения развивается детский голос, и а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка.
Вокальная педагогика, решая задачи воспитания, образования и обучения ребёнка, является многоплановой дисциплиной, существующей и развивающейся по нескольким направлениям:
развитие голосового аппарата;
музыкальное образование;
воспитание художественного вкуса;
исполнительское мастерство.
Эти основные части неразрывно связаны друг с другом, являясь разными сторонами единого целого – вокальной культуры.
Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и других наук. В настоящее время открыты классы сольного пения в музыкальных школах, школах искусств, центрах детского творчества и т.д.
Детская вокальная студия стала эффективной формой вокального воспитания детей.
Глава I «Теория работы с детским голосом»
Из истории русской вокальной педагогики
Для исполнения классических вокальных произведений необходим комплекс специальных технических навыков, владение особым академическим певческим тоном. В русском вокальном искусстве этот тон формировался очень сложно. Прежде всего, надо отметить, что манера формировать певческий звук имеет в русском пении самобытные национальные корни – во-первых, это народное пение, использующее естественную речевую манеру произношения гласных и согласных. Во-вторых, церковное пение, использующее округлое, «благородное» звучание. «К концу XVII века в России существовали Синодальное училище, Придворная певческая капелла, театральное училище, готовившее профессиональных певцов для церковного и светского пения. Многие певцы обладали округлой манерой пения и солидной вокальной техникой. Однако окончательно этот стиль сформировался позднее и связан с деятельностью Глинки». (7., с.7)
В формировании вокально-эстетических воззрений Глинки значительную роль сыграло русское народнопесенное исполнительство. К преломлению этих традиций композитор подошёл с большим пониманием, вкусом. Он считал очень неуместным переносить приёмы народного пения в классическое искусство и проявлял интерес к индивидуальному. Характерному, к правдивому отражению духа, жизни народа со всеми типичными чертами, красками.
Во времена Глинки оперно-концертную манеру формирования певческого звука, в противоположность русской-народной, называли «итальянской методой», «итальянским пением».
Об этом же пишет и Глинка: «Я познакомился с итальянским певцом Belloli и начал у него учиться пению (итальянскому)». (6., с. 76)
В XVIII веке в России оперно-концертная манера связывалась с распространением итальянского пения.
Глинке было суждено привести в гармоническое соответствие вокально-исполнительские средства русских певцов с классической музыкальной формой произведений.
Как и Глинка, Г. Ломакин считает главным условием для успешного овладения вокальным искусством наличие тонкого музыкального слуха.
Воспитание певческого голоса
Воспитание певческого голоса – это сложный процесс организации правильного взаимодействия таких важных компонентов, как дыхание, работа гортани, артикуляционного аппарата
Каждый из этих компонентов в процессе фонации действует в нерасторжимом единстве и их необходимо совершенствовать, не перегружая ученика большим количеством требований.
Среди замечательных педагогов, чья деятельность прославила ленинградскую вокальную школу, достойное место занимает имя профессора Ивана Ивановича Плешакова.
Придерживаясь традиции русской вокальной школы , И.Плешаков в начале обучения занимался голосообразованием и освоением голосоведения на центральном участке диапазона. Как известно, именно в этом отрезке диапазона начинающие певцы чувствуют себя наиболее уверенно. Работа над голосообразованием в центре диапазона начиналась с поисков тона, имеющего наилучшее звучание. Основным требованием в воспитании певческого голоса были простота и естественность в формировании звука. Произнесении гласных и согласных, а также чистота интонации и однородность звучания.
Плешаков с помощью работы над окраской тембра голоса воспитывал определённые мышечно-слуховые ощущения, которые обучающийся должен был запомнить.
Г. Юссон также пользовался данным приёмом, который у него назывался «способом непосредственного воздействия на тембр гласных». (16., с.188)
Однородность звучания достигалась с помощью мышечных установок. Во-первых, гласные должны формироваться в высокой певческой позиции, во-вторых. Одновременно эластичная опора на дыхание.
Плешаков указывал на необходимость использования головного, высокого звучания. Так называемого «купола». Перед началом звука сохранялось положение мягкого нёба при вдохе. Т.е. приподнятое.
Работа над певческими недостатками и их исправлением была на первом месте.
И.Плешаков добивался простоты и естественности звукообразования с первых уроков, обращая внимание на снятие ненужного напряжения. Это чаще всего относилось к дыханию, мышцам челюсти и гортани, которые в процессе занятий раскрепощались.
Дыхание наиболее целесообразно нижнерёбернодиафрагматического типа. При вдохе ощущается движение нижних рёбер в стороны, а также натяжение мышц спины.
Ученики на уроке яснее понимают это выражение, когда идёт сравнение с наполнением воздушного шара воздухом. При данном типе дыхания плечи не поднимаются вверх.
И.Плешаков не рекомендовал брать дыхание через нос, считая этот способ не всегда приемлемым.
Наиболее разумным он считал набирать дыхание одновременно через нос и рот, так как этот способ даёт возможность пользоваться ртом. Этим же способом рекомендуют пользоваться врач-фониатр, педагог Ю.Маслов и В.Емельянов.
Дыхание не должно быть судорожным. Дышать нужно легко и свободно, словно вдыхаешь аромат цветка.
Не допустим перебор дыхания, особенно перед пением в высокой тесситуре. «В этом случае И.Плешаков предлагал ощущать активность мышц в области подложечки». (7., с.77)
Выражение (« пой на себя») встречается у многих педагогов и является образной установкой петь на удержанном дыхании, а не на «вытолкнутом из себя». Существует также образное выражение «пой так, словно, «натягивая вожжи».
Основным критерием правильности функции дыхания было естественное звучание голоса.
Аналогичной была позиция И. Плешакова в отношении положения гортани во время пения. Правильное положение гортани достигалось с помощью лёгкого полузевка при взятом дыхании.
Профессор никогда не устанавливал меру открытия рта, ибо она определяется качеством звука. Ученику предлагалось не зажимать челюсть, давая ей свободно двигаться
В «Фонопедическом методе развития голоса» В.Емельянова говорится, что положение рта ребёнка при пении должно быть, как у «злой кошки», т.е. открытым на ширину 3-х сомкнутых в вертикальном положении пальцев. Объективно: верхняя губа приподнята, уголки губ на улыбке, брови подняты, словно в удивлении.
Центральное место в процессе воспитания певца занимает работа над связным, кантиленным голосоведением. Она начинается с несложных упражнений. Кантилена – результат правильной координации певческого дыхания с работой всех компонентов голосового аппарата.
Из 3-х способов атаки звука – твёрдой, мягкой и придыхательной – применяется, как правило, мягкая атака. Однако, в начале обучения, если ученик вяло начинает звук, используется и твёрдая атака. Она вызывает активное включение связок, звук приобретает яркость, силу, интонационную точность. У И.Плешакова применялись сочетания гласных с согласными Б, Д,Р,Т (бра, брэ, бри, бро, бру). Мягкая атака достигалась с помощью сочетания гласных с согласными М, Л (ма, мэ, ми). У Емельянова применяется приём, который называется «трактор».
От примарного звука вверх «бр» с сомкнутыми губами, изображая гудение маленького трактора (диапазон – тетрахорд), вниз от примарного тона, изображая гудение большого трактора.
Следующим приёмом атаки звука при исполнении высоких нот (головной регистр) был стон, когда звук начинался в высокой певческой позиции с ощущением «купола» и на хорошей
Эластичной опоре дыхания. Этот приём помогал избегать жёсткого удара по связкам – недостатка, мешающего свободным владением верхним регистром. У Емельянова этот приём называется «ветер в трубе». Сочетание гласных У, Ы с согласными С, Д, Л (суы) – диапазон квинты.
Приём «филин» - сочетание согласных В-Ф, Ж-Ш, З-С с гласным У (у-шу-жу)
Мягкая атака способствует плавности, кантиленности голосоведения.
Придыхательная атака употребляется очень редко, только в случае потери ощущения опоры.
При работе с голосом И.Плешаков использовал небольшой комплекс вокальных упражнений, простых по мелодии и ритму. «Сложные интонационные и ритмические упражнения не целесообразны для начала обучения, так как они раздваивают внимание ученика, отвлекая его от осознания, овладения и стабилизации правильного звукообразования». (5., с.32)
Система знаний музыкального воспитания
«Методика детского вокального воспитания» - система знаний в области музыкального воспитания детей и изучает закономерности процесса воспитания школьников средствами вокального искусства.
«Воспитание» - единство образования, обучения и развития личности ребёнка.
«Методика работы с детским голосом» является частной методикой педагогики и подчиняется основным принципам дидактики:
- комплексность решения педагогических задач;
- системность и последовательность;
- усвоение знаний, основанное на активности и сознательности учащихся;
- обусловленность процесса обучения и воспитания общественными потребностями, связь воспитания и общественной практики;
- доступность и посильность обучения с учётом возрастных особенностей ребёнка.
Рассмотрим некоторые из принципов с точки зрения детского вокального воспитания.
Обучаясь академической манере пения, ребёнок не только приобретает знания о правильном певческом голосообразовании, у него формируются вокально-технические, художественно-исполнительские навыки. Занятия вокалом способствуют развитию мышц голосообразующего и дыхательного аппаратов. Исполнительский репертуар, основанный на лучших произведениях мировой музыкальной культуры, синтеза музыки и слова, позволяет приобщать детей к поэтическому творчеству, что является важным фактором речевого развития: обогащение словарного запаса, выразительность речи и т.д.
Воспитывающий аспект занятий в вокальной студии заключается в возможности влиять на становление многих качеств личности – нравственных, эстетических, патриотических и др.
Таким образом, в работе педагога детской вокальной студии реализуется триединая
педагогическая цель, состоящая из трёх аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Принцип научного обучения в вокальной педагогике не менее важен. Педагог-вокалист должен обладать знаниями, умениями и навыками, вокального явления, уметь грамотно воздействовать на развитие голосового аппарата детей. «Методы обучения, основанные на ощущениях педагога (по принципу «пой, как я пою»), на современном этапе развития вокальной педагогики теряют свою актуальность» (1., с.21)
Принцип сознательности тесно связан с принципом научности. В обучении детей пению этот принцип проявляется в сознательном отношении к певческой деятельности, в понимании закономерностей образования различных качеств звука, в формировании представлений о правильности звучания голоса, воспитании вокального слуха, в осознании причин образования нежелательных качеств звука, в нахождении способов их устранения.
Обучение пению должно соответствовать возрасту и быть посильным. «Доступность» в педагогике – это не лёгкость, а мера посильной трудности обучения.
Содержание и объём знаний о музыке, должен соответствовать возрасту и уровню музыкального развития детей, где главными критериями качества звука должна быть свобода при пении, ненапряжённое звучание голоса.
Однако репертуар не должен быть слишком лёгким, что не вызовет у ребёнка никаких усилий для его усвоения, но и завышать репертуар будет неправильным шагом, т.к. это снизит интерес к пению.
С самого начала работы в классе учащийся должен знать, что только органичное сочетание принципов звукообразования с правдивостью, искренностью чувств, хорошим вкусом, простотой и исполнительским текстом приведёт к желаемому результату.
Методика детского вокального воспитания, опираясь на общую педагогику, определяет и ряд специальных методов вокальной работы. Эти методы можно разделить по источнику информации и по характеру деятельности (словесный, наглядный, практический, репродуктивный, игровой), а также по назначению и дидактическим задачам (приобретение, проверка, применение знаний, формирование умений и навыков). Методы вокальной работы применяются в синтезе друг с другом. Пение – это практический вид деятельности, поэтому в вокальной педагогике большое значение приобретают также общедидактические методы, как объяснительно0иллюстративный и репродуктивный.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя словесное объяснение и демонстрацию правильного звучания голоса и способов работы певческого аппарата, создающих такое звучание.
При объяснении ребёнку качеств певческого звука широко используются определения,
связанные с эмоционально-образной, ассоциативной сферой – лёгкий, светлый, яркий и другие. Это облегчает учащемуся процесс восприятия объясняемого педагогом учебного материала. Ребёнок должен уметь анализировать собственное пение, находить недостатки, понимать причины их возникновения и совместно с педагогом искать пути их устранения.
Оценивая пение ребёнка, педагог должен вселять в него заинтересованность, уверенность в достижении более высоких результатов. Похвалой можно добиться большего. Нежели негативными замечаниями.
Применение педагогом показа нужного звучания своим голосом при помощи аудиоаппаратуры даёт вокалистам в наиболее доступной форме представление о звучании, которое необходимо воспроизвести. «Демонстрация звука и правильных движений отдельных органов голосового аппарата является практической реализацией одного из главных дидактических принципов – принципа наглядности обучения». (9., с.79)
Показ звука непосредственно воздействует на органы чувств (слух, зрение) и даёт возможность, используя природную способность ребёнка к подражанию, вести певческое обучение естественным путём. Недостатком этого метода является то, что дети копируют все нюансы звучания голоса педагога, как положительные, так и отрицательные. Поэтому необходимо избегать показов примеров неверного звучания голоса ребёнка, а звучание голоса педагога должно отвечать следующим требованиям:
- быть полноценным по основным качествам академического звучания;
- не содержать недостатки (горловой, носовой призвук, форсировку).
Из этого следует, что «иллюстрация звука должна осуществляться на близком, округлом, ровном, достаточно опёртом, высоком по позиции и красивом по тембру звучании». (10., с. 80)
Метод практической деятельности на занятиях сольным пением реализуется как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений.
Рассмотрим примеры:
Певческая установка: брови подняты «домиком», удивлённое выражение лица, рот на гласных звуках открыт в положении «злая кошка» (по В.Емельянову), поём сочетание звуков Д и У (ду-ду-ду) на одном звуке с опорой на дыхание (твёрдый пресс).
Чередуем согласные М, Л с гласными У, Ю при интервале Б2 (лю-у-у) и т.д. вверх и вниз.
«Рычим» сонорный звук Р в диапазоне Б3 и т.д.
Эти упражнения способствуют воспитанию головного (фальцетного) звучания и близкого звука.
К специфическим методам обучения пению относятся методы, взаимодействующие с развитием речевых функций. Это такие методы, как фонопедический (Емельянова), фонетический и метод развития голоса от примарных тонов.
Фонопедический метод Емельянова и фонетический метод основана на активной работе артикуляционного аппарата, что особенно важно при работе с учащимися, чей аппарат недостаточно развит, а певческое дыхание не отличается от речевого. Работая над певческим дыханием, рекомендуется применять дыхательную гимнастику Стрельниковой.
Фонетический метод позволяет опереться на речевой опыт певцов, привлечь к обучению хорошо организованные речевые стереотипы, активизировать работу гортани. М.И.Глинка в «Школе пения» описывал метод развития голоса от примарных тонов , как «концентрический» метод, который актуален и в наши дни. Данный метод применяется как при работе с детьми, так и у взрослых начинающих певцов. Его особенность заключается в определении примарных тонов певческого голоса - певческих звуков, исполняемых наиболее свободно, формирование не них необходимых певческих качеств звучания голоса и перенесении этих качеств на другие участки диапазона с постепенным его расширением.
Все методы обучения детей пению используются педагогом как единая система с учётом задач развития художественно-творческих способностей детей.
Для наиболее полноценного развития певческого голоса детей необходимо использовать все голосовые регистры:
- фальцетный, грудной и различные смешанные типы, так как они присущи им от природы;
- грудной голос у детей , также как и фальцетный, может звучать без напряжения и форсировки при условии, если он используется в соответствующей ему тесситуре;