Методическая разработка для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Железногорский горно-металлургический колледж»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по учебной дисциплине «ФИЗИКА»
для всех специальностей
2014
1. Общие положения
В связи с введением в образовательный процесс Федерального Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По дисциплине физика практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:
Лабораторные работы;
индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов, исследовательские работы и др.);
тестирование по материалам, разработанным преподавателем;
подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.
отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
подготовка к лабораторным занятиям;
выполнение контрольных, самостоятельных работ;
подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя);
работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.), проектов;
Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, лаборатории физики, во время внеклассных мероприятий, дома.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. В связи с этим напоминаем правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете этоделать, для чего это нужно.
Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы,определите время выполнения каждого этапа.
Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
Оценивание самостоятельных работ происходит по пятибальной системе.
2. Виды самостоятельных работ
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
3. Характеристика заданий
1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.
2. Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.
Порядок сдачи и защиты рефератов.
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия
2. При оценке реферата преподаватель учитывает
качество
степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
связность, логичность и грамотность составления
оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
4. Защита реферата студентом предусматривает
доклад по реферату не более 5-7 минут
ответы на вопросы оппонента.
На защите запрещено чтение текста реферата.
5. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)).
3. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч
4. Подготовка и презентация доклада. Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия.
Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям и быть указаны в докладе.
Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.
Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение
самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.
Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада)
- сообщение основной идеи
- современную оценку предмета изложения
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов
- живую интересную форму изложения
- акцентирование оригинальности подхода
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должна даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели. 5. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч
6. Содержание и оформление опорных конспектов. Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .
Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
Не должен содержать сплошного текста.
Должен быть аккуратно оформлен ( иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта
Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
Придать плану законченный вид ( в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.Ориентировочное время на подготовку – 2 ч
7. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч
8. Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей, выполнение практических работ – это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, студент уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создается пояснение – указатель. Выполнение практических работ проводится согласно описанию хода работ (приложение 9). Готовая модель или результаты практической работы демонстрируются на занятиях с кратким пояснением либо представляются студентом в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.
Затраты времени на выполнение практической работы, составление информационной модели зависят от объема работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одиночной модели или выполнение практической работы – 2 ч
9. Решение задач. Прежде всего, приступая к решению задач по физике , пусть и самой простой, необходимо внимательно и несколько раз прочитать условие и попытаться выявить явление, установить основные законы, которые используются в задаче , а после приступать к непосредственно поиску правильного ответа. Для грамотного поиска ответа, в действительности, необходимо хорошо владеть только двумя умениями – уяснить физический смысл, который отражает суть задания, и верно выстраивать цепочку различных мини-вопросов, ведущих к ответу на основной вопрос задачи . Определившись, в итоге, с законом, который применяется в определенной задаче . Необходимо начинать задавать себе конкретные, короткие вопросы, при этом каждый следующий должен непременно быть связан с предшествующим, либо главным законом задачи . В результате, у вас выстроится точная логическая цепочка из взаимосвязанных мини-вопросов, а также мини-ответов к ним, то есть появиться структурированность, определенный каркас, который поможет найти выражение в формулах, связанных между собой. В итоге, получив подобную структуру, необходимо просто решить полученную систему уравнений с несколькими переменными и получить ответ.
Перечень самостоятельных работ по физике
№
Наименование темы самостоятельной работы Рекомендуемая литература Формы выполнения
(количество часов)
1
1 Повторение школьного материала по кинематике.
В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013г
Стр. 10-43;
В. Ф. Дмитриева. Задачи по физике. М.: «Академия» 2013г
Стр. 31,задачи 1,4,6,10,13,14.
Конспект (2ч)
2
2 Повторение школьного материала по динамике.
1. В. Ф. Дмитриева. Задачи по физике. М.; издательский центр «Академия» 2013, стр. 55
2. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013 г, стр.44-69.
Конспект (2ч)
33 Повторение школьного материала по законам сохранения..
1. В. Ф. Дмитриева. Задачи по физике. М.; издательский центр «Академия» 2013г., стр. 81-105.
2. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013 г, стр.70-90.
Конспект (2ч)
44 Повторение школьного материала по механическим колебаниям.
1. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013г, стр.255-273.
Конспект (2ч)
55 Решение задач по теме "Основы МКТ".
Доклады и рефераты . 1. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013 г стр.101-117.
В. Ф. Дмитриева. Задачи по физике. М.: «Академия» 2013г, стр. 127,задачи 4,5,6,11.
2. Ресурсы интернет Решенные задачи (2ч)
Проверка докладов и рефератов (4ч)
56 Решение задач по теме "Термодинамика".
Рефераты и доклады по темам.
В.Ф. Дмитриева. Физика.
М.; «Высшая школа» 2013г глава 2.
В. Ф. Дмитриева. Задачи по физике. М.: «Академия» 2013г ,стр.141, задачи 1,2,5,6.
Ресурсы интернета
Решенные задачи (2ч)
Проверка докладов и рефератов(2ч)
77 Повторение материала "Атом" из курса химии.
Самостоятельное изучение темы "Проводники в электрическом поле"
Самостоятельное изучение темы "Диэлектрики в электрическом поле" 1. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013 г, стр.188-191.
2. Ресурсы интернет Конспект (2ч)
Конспект (2ч)
Конспект (2ч)
68 Самостоятельное изучение тем "Полярные и неполярные диэлектрики", "История открытия законов Ома"
Решение задач на чтение и расчет схем. Расчет характеристик цепи. 1. В. Ф. Дмитриева. Задачи по физике. М.; издательский центр «Академия» 2013.стр. 197,задачи 4,5,7,8,9.
2. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013 г стр.208-214.
Сообщения (3ч)
Решенные задачи (6ч)
09 Самостоятельное изучение с повторением химии темы «Электрический ток в электролитах» Доклады о применении электролиза.
Самостоятельное изучение темы Электрический ток в газах » с оставлением кроссвордов.
Самостоятельное изучение темы «Электрический ток в вакууме»
Рефераты по темам. 1. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013 г , стр.219-222. Конспект (4ч)
Проверка рефератов (2ч)
710 Составление кроссвордов по теме "Электрическое поле", "Электромагнитная индукция".
Рефераты по темам. 1. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013 г стр. 242-249.
3. Ресурсы интернет
Проверка наличия кроссвордов (2 ч)
Проверка рефератов (6ч)
811 Расчет характеристик электромагнитных колебаний.
Решение задач по теме "Электромагнитные колебания и волны".
Рефераты по теме. 1. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013 г. Стр. 290-296.
3. Ресурсы интернет Решенные задачи (6ч)
Проверка рефератов(2ч)
912 Решение задач "Волновые свойства света"
Подготовка сообщений и рефератов.
1. В. Ф. Дмитриева. Задачи по физике. М.; издательский центр «Академия» 2013.стр. 274, задачи 2-4., стр. 279.задачи 1-4.
2. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013г, стр. Проверка задач (2ч)
113 Повторение темы из химии "Строение атома".
Решение задач на определение состава атома и состава ядра.
Решение задач по теме "Атомная физика". 1. В. Ф. Дмитриева. Задачи по физике. М.; издательский центр «Академия» 2013, стр. 311, задачи1-6, стр. 317, задачи 8,9-11.
2. В.Ф. Дмитриева. Физика. М.; «Высшая школа» 2013г, стр.394-407.
Конспект (4ч)
Проверка задач (2ч)
Проверка задач (2ч).
Темы рефератов
1. Температура- важный фактор природной среды;
2. Тепловое загрязнение биосферы, его источники;
3. Понятие об атмосферах планет;
4. Парниковый эффект;
5. Идеальная тепловая машина. Цикл Карно;
6. КПД теплового двигателя. Направления совершенствования тепловых двигателей и повышение их КПД;
7. Виды молний, их краткая характеристика;
8. Что мы знаем о шаровой молнии?;
9. Влияние солнечной активности на электрические явления в атмосфере;
10. МГД- генератор: устройство, принцип действия, применение;
11. Поезда на « магнитной подушке;
12. Способы производства электроэнергии;
13. Влияние электромагнитных колебаний на человека;
14. Видимый и невидимый свет;
15. Рентгеновские лучи.
Литература.
Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 64 с.
Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.
Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.