Объект и предмет социологии
Практическая работа
Тема: Объект и предмет социологии
. Цель работы: показать значимость социологии в подготовке современного специалиста и формировании активной жизненной позиции.
. Требования ФГОС к уровню подготовки студента
Студент должен знать: роль социологии в обществе, её место в системе ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин, основные методы социологического познания, сбора первичной информации, процедуру социологического исследования;
уметь: обобщать и анализировать информацию, самостоятельно обрабатывать анкеты, проводить опросы и анализировать их, проводить простейшие социологические исследования по актуальным социально-политическим проблемам;
. Оборудование: Демидов Н.М. Учебник. Основы социологии и политологии.
Миронов А.В., Руденко Р.И. Практикум по социологии.
Козлова О.Н. Хрестоматия по социологии.
Ι. Ключевые понятия: социология, предмет социологии, объект социологии, социальные отношения, функции социологии, социологическое исследование, социологический опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, выборочная совокупность.. Вопросы для самоконтроля
Выберите правильный вариант ответа.
Социология как наука изучает:
исключительно духовную жизнь общества
экономический аспект жизни общества
политический аспект жизни общества
общество в виде целостной системы
2. Имя ученого, связанного с зарождением социологии:
Г.Спенсера
О.Конта
К.Маркса
Э.Дюркгейма
3. Источник, содержащий информацию о явлениях общественной жизни, о социальных объектах в социологии называют:
документом
экспериментом
наблюдением
анализом
4. В какой исторический период социология оформилась как
самостоятельная научная дисциплина?
в первой половине XIX века?
в первой половине XX века?
во второй половине XIX века?
5. Социология – это наука о поведении:
групп, состоящих из небольшого числа людей;
личности в обществе;
больших социальных групп;
людей в семье.
6. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:
взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения;
явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом;
события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;
механизмы мотивации и регуляции поведения людей.
7. Что такое «макросоциология»?
изучение общественных мировых систем;
исследование различных типов культур, социальных институтов, глобальных процессов.
8. Что изучает «микросоциологи»?
мотивы, ценности;
межличностные отношения.
9. Что является объектом социологии?
общество;
поведение отдельных групп людей;
действия отдельных индивидов.
10. К какой функции социологии следует отнести следующее действие: производство новых знаний о людях и обществе:
мировоззренческой;
познавательной;
прогностической.
Ι. Работа с источником
Внимательно прочитайте высказывания учёных о предмете социологии и ответьте письменно на предложенные в конце вопросы.
«Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального. Понятие «социальное» как характеристика каждой из сторон общественной жизни». (Осипов Г.В.)
«Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа». (Ядов В.А.)
«Что касается выбора исходной клеточки исследования общества вообще, то ею является человек…Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности позволяет представить совокупность общественных в качестве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к исследованию самого общества» (Бороноев А.О.)
Вопросы и задания к источнику
С кем из авторов вы согласны в определении ключевого понятия социологии или у вас есть своя позиция по этому вопросу? Аргументируйте свой ответ.Ι. Контрольные вопросы
В чем состоит специфика предмета исследования социологии?
Каково место социологии среди других общественных наук?
Каковы исторические предпосылки возникновения социологии?
Какую роль в общественном развитии играет социология?
С 30-х гг. до начала 60-х ХХ века в нашей стране прекратились исследования по социологии. С чем это было связано?
Предмет социологии раскрывается на двух уровнях – макро- и микро-.Попытайтесь самостоятельно разобраться в этом и определить, к какомууровню относятся следующие явления: развод, забастовка, межнациональныйконфликт, ссора друзей, революция, выбор президента страны, сокращениечисла поступающих в ссузы, борьба классов, семейный конфликт, инфляция.
ΙΙ. Проблемные задания
1. Проанализируйте представленные ниже точки зрения об объекте и предмете социологии. Сформулируйте Ваше мнение.
Представление о человеке как социокультурной модели сводит все сложное, неповторимое, присущее человеку, к каким-то группам, рассматривая каждую личность как представителя той или иной группы, которая обладает общими характерными свойствами, чертами, направленностью.
Представление о человеке как социокультурной модели огрубляет личность, оно является лишь первым приближением к ее действительному богатству.
Представление о человеке как социокультурной модели необходимо для воспитания и самовоспитания и, пожалуй, для счастья каждого человека. Осознание себя как социокультурной модели влияет на выбор деятельности, питание и развитие каждого человека.
2. Известно, что такие методы, как наблюдение, анализ документов, эксперимент, используются не только социологами, но и работниками полиции и прокуратуры. Так кто же социологи – следователи или исследователи?
3. Известно, что один и тот же факт, событие или явление можно анализировать с разных точек зрения - психологической, экономической, исторической, социологической. Дан факт: семья, состоящая из четырех человек (муж, жена, 7-летний сын и 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло бы заинтересовать в этом факте представителей разных наук, и какие проблемы они стали бы изучать?
Психолог.....
Экономист ....
Социолог......
Ι. Социологический практикум
Составьте социологическую анкету на любую социологическую тему. В анкете укажите цель исследования и выборочную совокупность.
В конце проанализируйте полученные результаты исследования.
Ι. Темы эссе
Нужна ли социология современному человеку, специалисту нефтяной и газовой промышленности.
Что лично вы хотели бы получить от изучения социологии?
Второе рождение социологии в нашей стране.
Литература:
Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. Учебник для студентов СПО. М., 2014.
Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие для студентов СПО. М.. Логос, 2008.
Козлов О., Парфенова В., Спасибенко С. Социология в вузе: к вопросу о предмете и месте в системе обществоведческих дисциплин» - «СПН»,№ 2,1991.
Куликов Л.М. Основы социологии и политологии Учебное пособие. – М. 2012.
Овсянников В.Г. Методы социологии: их содержание и особенности.- «СПН»№ 3,1993.
Социология. Практикум. Под ред. Миронова А.В. М, 2003.