Статья Преподавание истории искусств в художественной школе. Попытка систематизации собственного опыта

Преподаватель истории искусств
МУДО Гжельская ДХШ Маркова Е.А.

Попытка систематизации личного опыта преподавания истории искусства в детской художественной школе
Введение. Наше время характеризуется общим снижением культуры населения. Прежде всего, это сказывается на детях до 16 лет: они не интересуются искусством, у них отсутствуют интересы как токовые, как результат мы имеем детскую наркоманию, алкоголизм, а в дальнейшем профессиональную дезориентацию и безработных граждан с тем же низким культурным уровнем и отсутствием интересов в жизни кроме алкоголя. Такие печальные последствия отсутствия базового уровня культурных знаний мы уже можем увидеть на улицах города Москвы: те молодые люди, чье детство прошло в неспокойные 90-е, в большинстве случаев, сейчас оказались в плачевной ситуации. Они имеют и стремятся лишь к материальному, превращаются в толпу, все сметающую на своем пути, лишенные каких-либо жизненных идеалов, они полностью потерялись – кто-то, в лучшем случае, охраняет банки, кто-то пьет пиво с одноклассниками в спальном районе на лавочке Если мы возьмем регионы, то здесь картина еще более удручающая: вечно пьяная безработная молодежь прожигает жизнь, ни к чему не стремится, ничего не хочет, а дети рожденные и воспитывающиеся у таких родителей обречены на такое же существование. В такой ситуации, а она сейчас доведена до последнего предела, самое время вспомнить о тех методах, которые активно использовались не только в советское, но даже и в дореволюционное время. Художественная школа в населенном пункте может стать очагом культуры, тем местом, где ребенку покажут и расскажут о другом мире, мире, полном красоты, гармонии, а значит, и настоящего счастья – мире искусства. Сельская художественная школа оказывает положительное влияние не только на самих учащихся, но и на их родителей.
Настоящая работа ставит своей целью систематизировать практический опыт преподавания истории искусств (12 лет) в сельской художественной школе, проанализировать влияние такого предмета на самих учащихся, их родителей и на общий интеллектуальный уровень населения района.
Основная часть. Начиная работать в Гжельской детской художественной школе в 2003 году пришлось сразу учитывать специфику аудитории, что, признаюсь, было делом совершенно не простым, особенно для человека с 4-мя курсами неоконченного художественного образования. Прежде всего, сталкиваешься с непониманием самих родителей, зачем их детям посещать предмет со странным и непонятным названием. Во-вторых, интеллектуальный уровень даже самых старших учеников (15-16лет), просто поражал – учащиеся не только не владели информацией об элементарных событиях отечественной истории, они затруднялись ответить даже на вопросы о том, что такое Родина, патриотизм, практически никто не имел представления о том, что такое «наша эра», что означает выражение «до нашей эры». То есть изначально, около полугода, приходилось рассказывать об элементарных вещах, лишь слегка вводя в рассказ повествование о самом искусстве. Но первые плоды не заставили себя долго ждать, детский мозг и интуиция, а возможно и любопытство, а также усилия педагогов начали проявляться не только в творческих работах детей, но и в их речи. Дети очень остро чувствовали, что педагог рассказывает о чем-то таком, что совершенно обошло их мирок стороной, что является признаком настоящей счастливой жизни. Уже после первого полугодия проявились и первые «непреодолимые» препятствия в виде непонимания родителей, тогда мы сделали следующее – объявили, что каждый урок будет как открытый, то есть родители, могут придти и поприсутствовать на занятиях. Удивительно, село Речицы, где расположена наша школа, находится в 60 км от Москвы, но многие дети впервые побывали в Москве только тогда, когда они поехали на экскурсию в Государственную Третьяковскую галерею. Курс занятий по истории искусств мы начали с русского искусства, объясню почему. История искусства неразрывно связана с историей, если о русской истории у детей есть хотя бы общее представление, то по зарубежной – отсутствуют даже базовые знания. Еще одна трудность была связана с техническим оснащением школы – отсутствовали какие-либо технические возможности для показа мультимидийных файлов с репродукциями произведений искусства. В дальнейшем, пришлось решить этот вопрос с помощью собственного компьютера, который до сих пор приходится возить с собой на электричке.
Важнейшим мероприятием в проведении истории искусства для детей из сельской школы являются экскурсии, сам факт выезда детей за пределы деревни является для них событием. Вот здесь мы столкнулись с еще одной трудностью – отсутствие хоть сколько-нибудь подходящего транспорта для перевозки детей на дальние расстояния, т.е. вывозить их без родителей было невозможно. Но то, что казалось препятствием, оказалось великим благом – первоначально неохотно, а потом с огромным энтузиазмом родители стали привозить своих детей прямо к зданию музея, кроме того, они сами стали с интересом ходить вместе с детьми на экскурсию. Очень важным представляется не брать экскурсовода в музее, а самому педагогу вести занятия на подлинных экспонатах, таким образом, из аудиторий урок органично перетекает в музей. В таком случае, в глазах детей уроки по истории искусства становятся более важными и значительными. Кроме того, экскурсовод не знаком с конкретными детьми, его рассказ, в большинстве случаев, обезличен и не представляет интереса для детей.
Первым этапом было заинтересовать детей и их родителей искусством, увлечь их в таинственный и загадочный мир искусствоведения, вторым этапом стало дать конкретные знания по истории искусства. Очень важно, встретив невежество детей, не спустится на их уровень, не пытаться говорить с ними на их языке, для меня было важно тянуть детей на свой уровень, чтобы они заговорили на моей, пока еще непонятной для них, терминологии. Серьезное отношение к предмету со стороны педагога вызывает такое же отношение со стороны учащихся. Мне всегда хотелось внушить детям уважение к искусству, к его истории. В конце первого года обучения было особенно радостно чувствовать сдвиги в «интеллектуальной целине». Сочинения и экзамен в конце года выявили и недостатки моего педагогического принципа – за год мы прошли только общие понятия и домонгольский период отечественного искусства, а наша художественная школа была рассчитана только на четыре учебных года, то есть, такими темпами мы бы не успели пройти материал даже по русскому искусству.
В первый год моей работы было очень сложно держать внимание детей целых 45 минут. Если вначале урока я сама была полна сил, то к концу – уставала, моя усталость перекидывалась и на учащихся. Одна личная находка – постоянно обращаться лично к каждому ученику, например, «Мы точно не знаем, когда родился Андрей Рублев, да Катя? Или вы знаете?». Дети, услышав свое имя, снова возвращаться к диалогу. Не знаю как у других преподавателей, но если я не вижу детских глаз, сказать я ничего не могу, моя мысль уплывает. По этому, услышав свое имя, дети, как миниум, посмотрят на преподавателя. Предоставляется чрезвычайно важным, никогда не читать во время урока, лучше сказать материал своими словами. Как только опускаешь глаза в записи, зрительное напряжение ослабевает, учащиеся перестают воспринимать информацию.
Не знаю, специфика ли это детей Речицкой школы, или это нормальный вариант, но дети не знают слов типа «пафос», «периодизация», «особенности», «вычурный» и так далее. Когда я употребляю любое более или менее сложное слово, я каждый раз спрашиваю: «Это понятно». Но не факт, что даже если дети закивали, что они поняли, лично я задаю еще пару контрольных вопросов.
С самого начала преподавания, мне хотелось, чтобы дети хорошо знали мой предмет. Выяснить это можно только с помощью контрольной работы. Первоначально я решила, что необходимо разрешить пользоваться тетрадями, но каково же было мое удивление, когда многие не могли даже списать с нужного места. До сих пор, многие мои ученики на контрольной говорят: «Мы это не проходили», - а потом я нахожу в их тетрадях нужный материал. При этом, я знаю что большая часть учащихся готовится к занятиям.
Более эффективным можно признать опрос в начале урока о предыдущей теме, причем не в форме строгого допроса, а в дружеской форме. Тогда дети начинают включаться в работу, вспоминать.
Большую роль играет в занятиях по истории искусства показ изобразительного материала: перед каждым уроком необходимо подбирать нужные репродукции. Нельзя долго рассказывать о картине и так и не показать ее. И еще дети очень любят исторические анекдоты. Мне пришлось завести специальную тетрадь, куда я записываю всякие анекдотические истории о художниках. Рассказывая о том или ином деятеле искусства необходимо: во-первых, показать его портрет, рассказать подробную биографию. История искусства должна стать для детей рассказом о реальных людях и событиях.
В своих уроках я стараюсь больше внимания уделить самым значимым произведениям искусства и художникам. Пусть, дети из древнерусского искусства запомнят только Владимирскую икону Божьей Матери, Андрея Рублева и Дионисия, зато они не забудут об этом никогда. Вдаваясь в подробности, есть риск запутать детей, превратить их многочисленные знания в кашу, тогда они не будут знать ни про одного художника.
После первого года преподавания я решила завести специальную тетрадь, в которую записывала все удачные находки: фразы, задания и т.д. Эта тетрадь значительно облегчает работу с последующими группами. Первый год моя задача облегчалась тем, что все мои ученики находились на одном и том же материале, который я адаптировала под тот или иной возрастной уровень развития. Уже на второй год моей работы у меня появилась и младшая группа. Т.е. старшая группа закончила общеобразовательную школу, а значит, и перестала посещать нашу, младшая же группа присоединилась к нашему процессу. Значит, материал теперь был разный. В дальнейшем, все четыре группы имели различный материал и программу на год.
С самого начала работы я решила, что постараюсь сделать так, чтобы мои уроки каждый раз были очень разными. По этому-то я отказалась от прописанного заранее примерного текста урока. Накануне занятия я просто освежала в памяти тот или иной материал, подбирала различные интересные факты о том или ином памятнике искусства. По этому каждый раз рассказ получается от души.
Очень важно, по моему представлению, начинать новую тему не с периодизации, и даже не с географического положения, а с общей характеристики эпохи. Лучше всего рассказать, что это были за люди, как они жили, во что одевались, чем питались. Естественно, на вводной части урока необходимо поговорить о религии народа, искусство которого будет рассматриваться в дальнейшем. Хорошо бы познакомить детей с философскими взглядами эпохи.
Не совсем однозначным представляется вопрос по поводу периодизации. Нужно ли давать ее детям? Спрашивать ли строго с них этот фактический материал? Мне почему-то с самого начала казалось, что периодизация – важная вещь, но потом я поняла, что дети забудут ее на следующий день после контрольной работы. Гораздо важнее показать общий ход истории развития истории искусства.
В конце своего третьего года работы в художественной школе мы решили проводить конкурсы на лучший доклад по истории искусства. Здесь возникает справедливый вопрос о целесообразности проведения детских конкурсов. С одной стороны такое мероприятие подстегивает детей к работе, выиграть хочется всем, с другой стороны, призовые места получат только 3-4 ребенка, меня сильно беспокоил вопрос, а вдруг, те, кто старались, но не заняли призового места разлюбят мой предмет, решат больше не вкладывать усилий в его изучение? Конкурс мы все-таки проводим регулярно, каждый год. Иногда дети, которые старались, но им не хватило таланта и умения расстраиваются так, что в настоящий момент я думаю, а не отменить ли эти мероприятия вовсе? С другой стороны, дети должны учиться выживать в условиях жесткой конкуренции.
Еще одна дилемма возникла в моей педагогической практике после того, как мною был прослушан курс по педагогике в РАЖВиЗ. Преподаватель утверждал, что стоит больше уделять внимания отличникам, на посредственности же тратить как можно меньше внимания. Я же всегда уделяла больше всего внимания закоренелым двоечникам. Должна признаться, что некоторые из них сильно подтянулись не только на моих занятиях, но и по другим предметам. Мне всегда казалось, что в школе существует практика навешивание ярлыков на учеников: этот двоечник, и что как бы он не подготовился выше «3» ему не видать. В результате ребенок, который не получает заслуженной похвалы, перестает стараться, да и за чем, все равно он всегда будет двоечником (в пятом классе общеобразовательной школы я сама столкнулась с подобной проблемой, мне пришлось перейти в другую школу, где я сразу же стала отличницей). С другой стороны, я задумалась, а может быть, мои собственные проблемы и детские комплексы находят отражение в моей педагогической практике? До сих пор я не знаю, как разрешить эту проблему. Может действительно, стоит больше уделять внимания отличникам, тогда из них появятся настоящие талантливые искусствоведы, так как конечная цель моего курса выявить нескольких очень способных детей и дать им будущую профессиональную ориентацию. А пока я лишь занята подтягиванием двоечником до общего довольно низкого культурного уровня.
В таком случае, возникает вопрос: Занятия по истории искусства – это привилегия талантливейших и лучших? Или они существуют для всех и повышают общий культурный уровень населения гжельского района? Возможно, в дальнейшем, опираясь на свой более обширный педагогический опыт, мне удастся дать правильный ответ на мучающие меня вопросы.
Еще одна сложность заключается в том, как выстраивать взаимоотношения с учащимися. Как держаться с ними так, чтобы не потерять авторитет, но и не быть холодной и недоступной? В первые годы работы в художественной школе я очень быстро спустилась до дружеского уровня. Особенно старшая группа стала моими друзьями. Но я тут же обнаружила, что как только я нарушила дистанцию, дети тут же спустились до панибратства, в конечном счете, многие из них перестали посещать мой предмет, так как потеряли уважение ко мне, а значит, и к моим словам. На следующий год я решила быть гораздо осторожнее. Мы с детьми начали говорить только на темы, связанные с искусством, любые разговоры на иные темы я быстро заканчивала. Это помогло, в дальнейшем я научилась контролировать ситуацию.
Следующая трудность заключается в том, как объяснить детям, жизнь которых проходит в антиэстетичной атмосфере, что искусство – это прекрасно. Возможно, это очень естественно, но душа у такого ребенка огрубевает, становится мало восприимчивой к духовным деталям. На первых уроках дети смотрят на меня с иронией, по этому я придумала следующий ход: на первом же уроке я показываю им что-нибудь такое, от чего дух захватывает, например, картину Иванова «Явление Христа народу» или внутренний вид Пантеона. Одновременно я включаю Реквием Моцарта и предлагаю посмотреть и послушать 3 минуты молча. На детей это действует как сеанс гипноза, они становятся значительно более восприимчивыми к Прекрасному. В прошлом году я начала свои занятия следующей фразой: «Закройте глаза, представьте, что находитесь на крыльце своего дома, перед вами двор весь запорошенный снегом, а по этому снегу еще никто никогда не ходил. Ветки красной рябины чуть запорошены чистым, ярким, прекрасным белым снегомВы испытываете восторг? Вам нравится эта картинка? Это чувство, которое вы сейчас испытали и есть то вдохновение, которое подвигло людей на создание гениальных шедевров искусства». Не уверенна, что я поступила грамотно с точки зрения психологии, но дети были в восторге, а главное, они подсознательно поняли, что такое высокое чувство вдохновения и духовной радости.
При всем уважении к педагогике как к науке, не могу не высказать своего предположения, что педагогика, прежде всего – это попытка установить душевный и духовный контакт с учащимся, попытаться понять его, почувствовать и вместе попытаться проникнуть в какие либо сферы знания, в моем случае, по истории искусства. Возможно, мой педагогический метод далек от идеального, и пока рано говорить о результатах, но мне моя работа с детьми-учащимися ГДХШ приносит огромное удовольствие, а детям безусловную пользу.
Заключение. Мне выпала честь преподавать самый лучший и интересный предмет в системе дополнительного школьного образования. Приходить в класс и видеть горящие глаза, глаза детей, которые ждут от тебя чего-то необычного – это настоящее счастье. Как же много зависит от преподавателя по истории искусства! Если он будет формально подходит к своей задаче, то дети могут навсегда остаться невосприимчивыми к искусству. Душа их огрубеет, а сам педагог будет чувствовать себя человеком, не состоявшимся в профессии. И наоборот, если подходить к задаче творчески – плоды не заставят себя долго ждать.
Итак, в конце своей работы хотелось бы привести основные выводы, к которым удалось придти в процессе написания данной работы:
Работа педагога по истории искусства, это важная миссия
Творческий подход – единственный возможный метод преподавания истории искусства
Необходимо внушить детям уважение к искусству
На уроках истории искусства необходимо использовать иллюстративный материал
Любое слово должно быть ребенку понятно, на уроках необходимо постоянно задавать контрольные вопросы, для того чтобы выявить что дети усвоили, а что нуждается в дальнейших комментариях
Уроки истории искусств должны периодически проводиться в залах музея
Необходимо подключать к урокам по истории искусства и родителей
Зрительный контакт – залог усвоения материала
В рамках художественной школы нет необходимости изучать все возможные памятники искусства, достаточно лишь самых ярких
История искусства в школе – это повествование о конкретных людях и событиях
Главная цель таких уроков – усвоение общего хода развития истории искусства
Мы не должны забывать, что педагогика искусства рождалась в творчестве выдающихся деятелей культуры, таких как К.С. Станиславский, С.А. Герасимов, Р.А. Быков, С.В. Образцов, Н.И. Сац и многие другие. Их идеи пытаются осмыслить современные ученые и педагоги, отстаивающие право художественного образования на свою собственную педагогику – педагогику искусства, художественную дидактику, не отрицая регулирующих образовательный процесс принципов общей педагогики. Попытаться поныть, осмыслить, оценить и попытаться воплотить в жизнь опыт предыдущих поколений преподавателей художественно-эстетического цикла – вот задача на долгие годы. Хотелось бы верить, что в современных тяжелых условиях удастся не только сохранить опыт предшествующих поколений, но и накопить собственный. В этом я вижу цель своей профессиональной деятельности как педагога-искусствоведа.
Библиография

Аристотель. Поэтика. М.: АН СССР, 1957.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005..
Ламыкина Л.В. Проблемы общего художественного образования школьников // Материалы междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО, 5-6 апреля 1999г. Ч.II (Статьи) / Сост.Л.Н. Горбунова. - М.: ПИАМС, 1999
Ламыкина Л.В. Место предметов искусства в школьном образовании: теория и практика // Материалы междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО, 4-6 апреля 2000г. Ч.II (Статьи) / Сост. Л.Н. Горбунова. - М.: ПИАМС, 2000.
Ламыкина Л.В., Челышева Т.В. Организация художественного комплекса в школе // Искусство педагогики - педагогика искусства : Сб. научных трудов. Вып. 1 / Сост. и науч. ред. Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2001.
Ламыкина Л.В. Программа курса повышения квалификации по проблеме «Педагогические условия занятий искусством в школьном курсе Мировая художественная культура». - М.: АПК и ПРО, 2001

15