Методическая разработка к игре-путешествию «Азбука права» для старших дошкольников
Методическая разработка к игре-путешествию «Азбука права»
для старших дошкольников
Пояснительная записка
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Задачи:
- дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе защищающем их;
- сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права;
- познакомить детей с правами;
- учить самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.
Вопрос защиты прав детей – один из самых актуальных. В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами начинают постепенно понимать их значимость. Потенциал ребенка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. При этом важна правильно ориентированная поддержка родителей.
Работа нацеливает на последовательное введение ребенка в «правовой мир» в доступной игровой форме.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование в них представлений об уважении и терпимости, о свободах и правах человека, но и создание условий для практического применения:
- игровой и художественный вид деятельности в виде дидактических игр и театрализованных действий;
- упражнения, развивающие эмоциональное восприятие ребенка (эмпатию, навыки общения и другие);
- проблемно-поисковая деятельность для воспроизводства ребенком усвоенных действий и возможность увидеть, как выглядит со стороны конкретный поступок, определить вызываемые им эмоции и чувства;
- продуктивная деятельность, в процессе которой дети создают и проводят презентацию плакатов, эмблем.
Познавательная игра-путешествие «Азбука права» позволяет дошкольникам старшего возраста закрепит свои знания о правах ребенка, создает условия для их практического применения, укрепляет и продолжает развивать чувство уверенности и собственного достоинства, чувство ответственности перед членами своей семьи, обществом, государством. В ходе игры ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника действия.
Игру, как дидактический материал, в своей работе могут использовать педагоги ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей:
- в режимных моментах,
- при организации непосредственно образовательной деятельности.
Она может быть полезна родителям и детям.
Описание игры может быть дополнено другим материалом по усмотрению педагога.
Описание игры-путешествия «Азбука права»
I. Организационный момент.
Педагог читает детям стихотворение: (Слайд 2)
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорожку умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
- В стихотворении говорится о «правах». Что такое «право»? (Это правила, которые нужно выполнять, чтобы всем жилось хорошо).
- Право – это правила, по которым живут люди.
Есть такая особенная книга, в которой прописаны права маленьких граждан. Книга эта называется «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это международный закон для детей всех стран. Она защищает права ребенка, то есть – ваши права. (Слайд 3)
Педагог приглашает детей отправиться в путешествие по страницам этой загадочной книги. В путешествии детей ждут интересные «станции-остановки». Педагог показывает и называет «станции». (Слайд 4)
II. Игра-путешествие.
Первая станция – «Право на жизнь». В Конвенции прав ребенка есть статья, в которой говориться, что каждый ребенок имеет право на жизнь, и никто не может его этого права лишить. (Слайд 5)
Педагог предлагает детям: (Слайд 6)
- рассмотреть иллюстрации к сказкам;
- вспомнить, как они называются («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка»);
- подумать, права каких героев на жизнь были нарушены (Колобка, козлят, Красной шапочки);
- кто пытался нарушить это право? (Лиса, волк).
Вторая станция – «Право на имя». В Конвенции написано, что все дети имеют право на имя, гражданство, а также имеют право на сохранение своего имени и гражданства. (Слайд 7)
Зачитывается стихотворение: (Слайд 8)
Только ты на свет родился
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
Детям предлагают назвать свои имена, подумать, что может означать то или иное имя. Педагог зачитывает несколько примеров, что означает имя.
Педагог рассказывает, что при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».
Эта книжка-невиличка,
Нет рисунков на страничках,
Но в любое время дня
Все расскажет про тебя.
В этом документе закреплено право ребенка на имя.
Можно предложить детям сделать свидетельства о рождении, которые будут рассказывать и каждом из них. Дети сворачивают пополам лист бумаги. На первой странице они обводят ладонь руки, с помощью педагога пишут печатными буквами свое имя, на второй - рисуют автопортрет.
Третья станция – «Право на семью» - каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей. (Слайд 9)
Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
Педагог предлагает вспомнить пословицы и поговорки о семье (можно познакомить предварительно): (Слайд 10)
- Кто живет ладно, у того все складно;
- Вся семья вместе – так и душа на месте;
- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Папа, мама, ты и я –
Называемся «семья».
И для нас Семейный кодекс
Выпускается, друзья!
Четвертая станция «Право на медицинское обслуживание». В Конвенции о правах ребенка говорится, что дети имеют право на медицинский уход. (Слайд 11)
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Педагог обращает внимание детей на иллюстрации: (Слайд 12)
- Как называются эти сказки? («Мойдодыр», «Доктор Айболит»);
- Расскажите, какую медицинскую помощь оказывает доктор Айболит героям сказки;
- Вспомните, что говорит Мойдодыр мальчику-грязнуле;
- О каком праве здесь идет речь?
Пятая станция - «Право на обучение». Дети имеют право на бесплатное образование. (Слайд 13)
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас!
Рассмотрите иллюстрации: (Слайд 14)
- Назовите произведения и их героев. («Золотой ключик» А. Толстого - Буратино, «Незнайка и его друзья» Н. Носов - Незнайка);
- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино? (Правом на бесплатное образование);
- Что не хотел изучать Незнайка? (Азбуку).
Шестая станция «Право на отдых и досуг». Конвенция гласит: каждый ребенок имеет право на отдых и досуг. (Слайд 15.)
Посмотрите на иллюстрации: (Слайд 16)
- В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и досуг? («Золушка»)
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
Седьмая станция «Право на защиту от насилия и эксплуатации». В Конвенции записано: «Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия и эксплуатации». (Слайд. 17)
Рассмотрите картинку: (Слайд 18)
- Вспомните, как называется эта сказка? («Маша и медведь»);
- Какие права нарушил медведь в этой сказке? (Право на защиту от эксплуатации).
III. Заключение.
Педагог сообщает детям, что путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка подошла к концу. Понравилось ли им путешествие? Какие права они запомнили? (Слайд 19)
В завершении педагог читает стихотворение:
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают –
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть
Как хорошо, что есть права!
Права останутся навеки
Они помогут человеку
Мир восстановят навсегда.
И у младенца есть права,
И у собаки, и у кошки тоже
Без прав на свете жить не сможем,
Всегда нам право и везде поможет.
Список литературы
Антонов, В. Изучаем права человека [Текст] / В. Антонов. – М.: Вита, 1997. – ISBN 5-7755-0027-Х.
Ашикова, С. Золотой ключик, или От чего защищать детей? [Текст] / С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №6. – С.3.
Борисова, О. Правовое образование дошкольников [Текст] / О.Борисова // Ребенок в детском саду.- 2002. - №4.
Дидактический материал. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edu54.ru/node/104000&.size.
Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка в дошкольном учреждении и семье [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №8.
Конвенция о правах ребенка [Текст]. – М., 1998.
Лебедев, О. Права детей / о. Лебедев // Народное образование: рос. общ.-полит. журн. – 2000. - №8.
Образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mistergid.ru/.
Посохова, С.Т. Детский сад от А до Я [Электронный ресурс] / С.Т. Посохова, И.В. Сверчкова. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Соловей, С.А. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях[Текст] / С.А. Соловей, Т.И. Львова, Г.И. Дубко. – М., 2004.