Презентация психологическая готовность учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА
Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ
Если не можешь изменить ситуацию,Измени отношение к ней При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. «Приемы запоминания» Знакомим обучающихся с приемами запоминания - Группировка - Выделение опорных пунктов - План - Классификация - Структурирование - Схематизация - Серийная организация материала - Ассоциации 1. Метод ключевых слов. 2. Комплексный учебный метод 3. «ЗУБРЕЖКА« • Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение. • При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. • Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все. • Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение. • Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего. • Во сне человек не запоминает, но и не забывает. Упражнение «Играем в ЕГЭ» Предложите каждой группе составить тест о правилах и процедуре ЕГЭ, состоящий из трех блоков: А, В и С (всего не менее 7 и не более 10 вопросов) и договориться, сколько баллов они начисляют за каждый вопрос. Структура вопросов должна повторять структуру КИМов, т.е. вопросы группы А должны включать 4 варианта ответов, вопросы группы В предполагают ответ одним словом, С – развернутый ответ.Когда это задание выполнено, группы меняются этими тестами и отвечают на них, а затем тесты возвращаются к своим «разработчикам». «Разработчики» становятся «независимыми экспертами», проверяют результаты тестирования и начисляют баллы. Педагог в этом случае выступает в качестве эксперта, оценивая правильность ответов. Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом. Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами: - относитесь спокойно к большим «слонам»; - воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности; - в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки; - сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день; - позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого. Упражнение «Экспресс-сочинение»Упражнение направлено на тренировку образной памяти. Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные. Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб. Упражнение «Мои ресурсы»Цель: осознание своих возможностей и использование их в ситуации экзамена, актуализация собственных ресурсов.Попросите учеников разделить лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Пусть дети запишут те свои качества и характеристики, которыми они могут гордиться, которые считают своими сильными сторонами. (Эти качества и характеристики могут и не иметь отношения к учебной деятельности.) Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Пусть ученики напротив каждой своей сильной стороны напишут, каким образом она сможет им помочь во время экзамена. Предложите желающим озвучить результаты выполнения упражнения. Упражнение «Эксперимент»Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях. Время: 10 минутТехника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд текст:ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ногАнализ:Сразу ли вы справились с заданием?Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?Как развить самообладание? Черты характера “+” “–” “?” Какие черты вы хотели бы изменить? Нравлюсь себе Остерегаюсь других или обижен Люди могут доверять мне Всегда сохраняю доброе выражение лица Обычно высказываю правильное мнение Анализ: Расскажите, какие черты вы хотели бы в себе изменить и почему? Сказка «Страус»Цель: помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации; коррекция страхов. Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков водыВо время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях.Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушарияВ стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга. Зевота – зарядка для мозга! Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в префронтальную кору мозга. Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков. Поможет дыхательная гимнастика! Успокаивающее дыхание – выдох в два раза длиннее вдоха. Мобилизующее дыхание – вдох в два раза длиннее выдоха. В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки. Напрягите и расслабьте икры. Напрягите и расслабьте колени. Напрягите и расслабьте бедра. Напрягите и расслабьте живот. Расслабьте спину и плечи. Расслабьте кисти рук. Расслабьте предплечья. Расслабьте шею. Расслабьте лицевые мышцы.Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились. Самомассаж ушных раковин- массировать область мочек уха в течение 2-3 минут. Как вести себя во время сдачи экзаменаПеред началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.Соблюдай правила поведения на экзамене! Будь уверен в успехе!Будь внимателен! Запланируй два круга! Читай задание до конца!Начни с лѐгкого!Думай только о текущем задании! Исключай! Угадывай! Проверяй! Продукты, улучшающие ВНИМАНИЕ Продукты, улучшающие ПАМЯТЬ ВАЖНО:Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Памятка «Психологическое сопровождение ГИА» для учителей С наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ«ОТЛИЧНИКИ»АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ Правополушарные дети У детей значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями. Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА Стратегии поддержки Тестирование "левополушарного" по своей сути (требует умения анализировать и сопоставлять различные факты) Трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях Испытывают сложности с предметами естественно-математического цикла На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, рисунки. Теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.Во время экзамена. Лучше пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях (типа А), а там, где требуется развернутый ответ (задания типа В и С). А уже потом переходить к тестам множественного выбора Тревожные дети Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определеннымэмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Основные трудности Стратегии поддержки Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ГИА для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. На этапе подготовки Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.Во время проведения экзамена. Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Обычно этих детей характеризуют как "невнимательных", "рассеянных". Но у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Чаще это дети с низким уровнем произвольности. У них часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться. Основные трудности Стратегии поддержки ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. При общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний выпускники могут нерационально использовать отведенное время. На этапе подготовки Необходимо наличие внешних опор. Важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.Во время экзамена Ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. «Отличники» Дети данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Основные трудности Стратегии поддержки Детям недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. На этапе подготовки Важно скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между "достаточным" и "превосходным", понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Им можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.Во время экзамена Помочь скорректировать ожидания напомнив, что нет необходимости выполнять все задания подряд, а оставить часть на второй круг. Астеничные дети Характерна высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Астеничность имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены. Основные трудности Стратегии поддержки ГИА требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. На этапе подготовки Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям стоит получить консультацию у невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.Во время экзамена таким детям требуется несколько перерывов, пусть на какое-то время остановятся, отдохнут. Им по возможности лучше организовать несколько коротких "перемен" (отпустить в туалет и т.п.). Гипертимные дети Характеризуются высоким темпом деятельности. Они быстрые, энергичные, активные. Основные трудности Стратегии поддержки Быстро выполняя задание, они иногда делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Обычно отмечается невысокая значимость учебных достижений, ребята не расстраиваются из-за плохих оценок. На этапе подготовки следует создать у детей ощущение важности ситуации экзамена. Во время экзамена основной принцип, которым должен руководствоваться ребенок: «Сделал – проверь». • Опираться на сильные стороны. • Избегать подчеркивания промахов. • Уметь помочь выпускнику разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться. • Проводить больше времени вместе с ребенком. • Знать обо всех попытках справиться с заданием. • Уметь взаимодействовать. • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. • Принимать индивидуальность ребенка. Демонстрировать оптимизм. Состояние самой аудитории: • Аудитория должна быть чистой, ухоженной, желательно с комнатной зеленью. Наличие зеленого цвета помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме этого зеленый в целом благотворно, успокаивающе влияет на психику человека. Как создать позитивный психоэмоциональный настрой участников ЕГЭ • Начало любого контакта, особенно с незнакомыми людьми, это, прежде всего улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему. • Словесные установки учителя-организатора должны повышать уверенность ученика в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность сделать ошибку. Литература: ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХА НА ЭКЗАМЕНЕ!