Рабочая программа по внеурочной деятельности С любовью к малой родине
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ АНЧИНА Н. Н.»
457227 Челябинская область , с. Светлое, ул. Пушкина 25, Тел.(8 35169) 33-1-65
ИНН 744 300 4529, КПП 744 301 001
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Светловская СОШ имени Анчина Н.Н.»
___________ / Л.А. Коломыцева /
Приказ № __ от «__» ___ 20 ___ г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Светловская СОШ имени Анчина Н.Н.»
___________ / Т.А. Ксенофонтова /
Приказ № __ от «__» ___ 20 ___ г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
духовно – нравственной направленности
«С любовью к малой родине»
для 9 класса
Разработчики программы:
Кушанова Ж.Н.
Григорьева Т.В.
2016 – 2017 учебный год
Содержание:
Элемент содержания Стр.
1.Пояснительная записка
3
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
7
3.Содержание курса внеурочной деятельности
12
4. Тематическое планирование курса
16
5.Список используемых источников
18
Приложение 1: сценарий мероприятия «Митинг, посвященный открытию мемориальной доски памяти выпускников, погибших при исполнении служебного долга в чеченской республике»
Приложение 2: сценарий мероприятия «Митинг, посвященный присвоению школе имени Анчина Н.Н.»
Приложение 3: сценарий мероприятия «Открытие ледового корта»
Приложение 4: сценарий мероприятия «Целине – 60!»
Приложение 5: сценарий деловой игры «Экологический аукцион»
Пояснительная записка
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная задача образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.
Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована:
социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным, нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая высокой культурой и гражданской ответственностью, патриот;
ФГОС, предполагающим достижение современного национального воспитательного идеала.
Программа внеурочной деятельности “С любовью к малой родине” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «С любовью к малой родине» разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.
Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
В школе созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
Создание условий для нравственного самовыражения личности.
Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В основе программы, позволяющей достичь национального воспитательного идеала, лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:
патриотизм, гражданственность,
социальная солидарность,
человечество, семья,
нравственность,
здоровье,
творчество, труд,
экология,
наука, образование,
интеллект, искусство,
традиционные религии России.
Механизм реализации программы
Программа рассчитана для обучающихся 9 классов и реализуется во внеурочной деятельности.
Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:
игровую,
творческую,
досуговую,
коммуникативную,
проектную,
издательскую,
социально-значимую,
поисковую.
Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные занятия.
Игровая деятельность: деловая игра, ролевая игра, викторина, инсценировка, соревнование.
Творческая: конкурс, турнир, творческая мастерская.
Досуговая: виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник.
Коммуникативная: публичные презентация, аукцион, беседа, устный журнал, Библиотечный урок.
Проектная: реализация коллективных и групповых проектов.
Издательская: написание статей, фоторепортажи.
Социально-значимая: акции «Ветеран живет рядом», уроки Памяти, благоустройство окружающей среды, благотворительная деятельность.
Поисковая: архивная работа, Музейный урок, экскурсия.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Часов в неделю: 1 час.
Часов в год: 35 часов
Место проведения занятий: учебные кабинеты школы, учреждения дополнительного образования, музеи, библиотека.
Кадровое обеспечение: классные руководители.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1.Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; чувства ответственности перед Родиной.
Материал, посвященный достижениям отечественной науки, дает возможность учителю формировать у обучающихся чувство патриотизма. Краеведческий подход, реализованный через задания (практические и теоретические), позволяет воспитывать бережное отношение к природным богатствам региона и ответственность за них. Практическая ориентированность курса обеспечивает становление личностного поиска, созидательную творческую деятельность обучающихся, воспитание ценностного отношения к
окружающей действительности.
2.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.
На достижение этих результатов направлена система дифференцированных заданий. Высокую мотивацию в значительной степени обеспечивают практические и исследовательские задания.
3.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Эти личностные результаты успешно достигаются в ходе работы обучающихся в малых группах (составление таблиц, оформление результатов исследования, участие в дискуссии, проектная деятельность и т. д.).
4.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Достижение этих результатов возможно через включение обучающихся в деятельность по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Для этого в пособие включены учебные занятия различного типа (практические занятия, семинары, конференции, проектные задания и проекты). Этот подход дает возможность обучающимся практически освоить умения, составляющие основу коммуникативной компетенции (ставить и решать коммуникативные задачи, действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия с другими людьми и т. д.).
5.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Реализуется через рассмотрение вопросов о влиянии режима дня, вредных привычек на здоровье человека; аспектов экологической безопасности
Метапредметные результаты:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении флоры и фауны Южного Урала, истории военной службы в России и создания Красной книги Челябинской области, и т.д.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В пособии содержатся задания, предполагающие альтернативную форму получения результатов учебной работы. В первую очередь это задания, предусматривающие организацию проектной деятельности, а также создание презентаций для представления результатов собственной исследовательской деятельности.
2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Достижение этих результатов отрабатывается в процессе выполнения практических работ, а также работ научно-исследовательского характера (проектов). Кроме того, обобщающие учебные занятия, позволяют не только обобщить изученный материал, но и соотнести реально полученные результаты учебно-познавательной деятельности с ожидаемыми результатами.
3.Смысловое чтение.
Смысловое чтение предполагает работу с текстами. Вопросы и задания, представленные в методических рекомендациях по проведению учебных занятий, нацелены на осмысление содержания текстов. Задания по работе с дополнительной информацией направлены на формирование интеллектуальных умений, связанных с анализом, синтезом, сравнениями и т. п.
4.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Достижение этих результатов отрабатывается при непосредственной организации учебно-познавательной деятельности обучающихся учителем, например, при проведении экскурсий, практических работ по индивидуально-групповой методике, при проведении обобщающих уроков по итогам изучения темы.
5. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Достижению этих результатов способствуют задания по подготовке докладов, сообщений, проектов, мультимедийных презентаций, с которыми обучающиеся будут выступать.
Предметные результаты:
1.Формирование системы духовно-нравственных знаний о долге, чести, патриотизме, гражданственности, правах и обязанностях граждан России.
Достижение этих результатов отрабатывается в процессе выполнения практических работ, экскурсий, при работе с дополнительной литературой, ситуативных заданий, в результате участия в дискуссиях.
2.Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития и исторически быстром сокращении биологического разнообразия в результате деятельности человека.
Эта важнейшая цель изучения курса достигается в процессе формирования ведущих биологических понятий. В методических рекомендациях по проведению учебных занятий предусмотрены практические задания, направленные на их усвоение и применение. Особое значение в пособие уделяется вопросам охраны природы, знакомству с видовым разнообразием живых организмов, важности сохранения биологического разнообразия и недопустимости деятельности человека, ведущей к его сокращению.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный,
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
с активной жизненной и гражданской позицией;
уважающий историческое прошлое нашего народа;
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.
Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.
Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел I. Патриотизм и гражданственность
Тема 1. Вводный урок: что такое патриотизм и гражданственность
Определение патриотизма и гражданственности. Патриотизм понимается как одно из наиболее значимых, непреходящих ценностей. Патриотизм присущ всем сферам жизни общества и государства, которое является важнейшим духовным достоянием личности.
Тема 2. Права и обязанности гражданина России
Права и обязанности граждан России. Основные права, свобода человека и гражданина РФ подразделяются на: личные, политические, социально-экономические.
Тема 3. Служить России суждено тебе и мне
История военной службы в России. Прослушивание песни хора МВД РФ «Служить России»
Тема 4. День народного единства
История праздника. Российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.
Тема 5. Герои России
Герой Российской Федерации - государственная награда Российской Федерации — России, высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.
Герою Российской Федерации вручается знак особого отличия —медаль «Золотая Звезда».
Тема 6. «Это те, кто прославил Афганистан»
Термин «Афганская война» подразумевает традиционное для советской и постсоветской литературы и СМИ обозначение для периода военного участия Советского Союза в вооружённом конфликте в Афганистане.
Тема 7. Митинг, посвященный открытию мемориальной доски памяти выпускников, погибших при исполнении служебного долга в чеченской республике
Митинг посвящен открытию мемориальной доски выпускникам школы Выприцких Павлу Григорьевичу и Андрееву Андрею Васильевичу. Экскурсия в школьный музей «Исток»
Раздел II. Нравственность
Тема 8. Честь и собственное достоинство сильнее всего
Определение чести. Что значит держать ответ за свои помыслы и поступки. Честь и собственное достоинство сильнее всего – сочинение.
Тема 9. Честь – это поэзия долга
Значение чести в разные исторические периоды: рыцари, мушкетеры, дворяне. Моральные принципы в русских пословицах.
Тема 10. Твердое сознание долга есть венец характера
Определение понятия долг. Долг – одна из основных категорий этики.
Тема11. Долг основан на чувстве справедливости
Определение конфликта, справедливости. Виды конфликта. Как избежать конфликта.
Тема 12. Справедливость – это истина в действии
Определение справедливости. Справедливость – нравственная категория этики. Где искать справедливость…
Тема 13. Источник всех действий человека есть его воля
Определение воли. Воля – это источник всех действий человека. Философия доброй воли.
Тема 14. Митинг, посвященный присвоению имени Н. Н. Анчина школе.
Раздел III. Здоровье
Тема 15. Здоровому все здорово
Здоровый образ жизни. Режим дня. Гигиена питания. Русские пословицы о здоровье.
Тема 16. День здоровья и спорта
Практическое занятие
Спортивное мероприятие «День здоровья и спорта». Поход на стадион «Спарта»
Тема 17. История ГТО
Основные этапы развития от момента основания до современности.
Тема 18. Олимпийские чемпионы Челябинской области
Олимпийские чемпионы Южного Урала. Какой вклад в медальный зачет внесли челябинские спортсмены?
Тема 19. Спортсмены нашего села
Алексей Павлович Кайгородов - российский хоккеист, центральный нападающий хоккейной команды «Металлург»
Тема 20. Спортивные династии
Семья Хурамшиных – как пример спортивной династии нашего села. Фарид Мавлиянович – методист по спорту Светловского сельского поселения, заведующий ледовым кортом, тренер футбольной команды.
Тема 21. Открытие
Спортивные достопримечательности села: стадион «Спарта», два спортивных зала школы, новая крытая хоккейная коробка.
Раздел IV. Родной свой край люби и знай
Тема 22. Наша Родина – Южный Урал
Малая родина в жизни каждого человека. История и культура коренного населения и представителей разных национальностей, проживающих на территории области.
Тема 23. Наш Чесменский район
История Чесмы и Чесменского района. Экскурсия в районный краеведческий музей имени Беликова А.Н.
Тема 24. Наш целинный совхоз
История создания совхоза имени Горького. Экскурсия в школьный музей «Исток»
Тема 25. Первоцелинники – кто они?Федченко Ю. И. и другие первоцелинники. Экскурсия в школьный музей «Исток»
Тема 26. Имя нашего села
От совхоза имени Максима Горького до села Светлое. Экскурсия в школьный музей «Исток»
Тема 27. Знаменитые земляки
Сообщения о знаменитых земляках. Поход в школьный музей «Исток».Тема 28.
Праздничное мероприятие «Целине – 60!» - презентация.
Раздел V. Экология
Тема 29. Планета - наш дом, береги ее!
Познавательное нравственное и практическое значение курса. Среда обитания человека. Природная среда. Социальная среда. Экология человека.
Тема 30. Что такое экологическая безопасность?
Демографическая ситуация в мире. Истощение природных ресурсов. Экологическое состояние Южного Урала.
Тема 31. Природа моего края
Красота родного края. Потребность в сохранении исторических памятников родной земли.
Тема 32. Растительный и животный мир Южного Урала
Флора и фауна Южного Урала. Удивительное вокруг нас. Рубрика: самое, самая, самый…
Тема 33. Красная книга Челябинской области
История создания Красной книги Челябинской области. Животные и растения, занесенные в Красную книгу Челябинской области.
Тема 34. Экологический аукцион
Деловая игра-конкурс «Экологический аукцион»
Тема 35. Акция «Школьный двор»
Практические занятия
Эстетическое озеленение пришкольной территории.
Субботники
Акция «Добрые дела»
Тематическое планирование курса
Содержание учебного предмета Количество часов
Патриотизм и гражданственность
1 Вводный урок: что такое патриотизм и гражданственность 1
2 Права и обязанности гражданина России 1
3 Служить России суждено тебе и мне 1
4 День народного единства 1
5 Герои России 1
6 «Это те, кто прославил Афганистан» 1
7 Митинг, посвященный открытию мемориальной доски памяти выпускников, погибших при исполнении служебного долга в чеченской республике 1
II. Нравственность
8 Честь и собственное достоинство сильнее всего 1
9 Честь – это поэзия долга 1
10 Твердое сознание долга есть венец характера 1
11 Долг основан на чувстве справедливости 1
12 Справедливость – это истина в действии 1
13 Источник всех действий человека есть его воля 1
14 Митинг, посвященный присвоению школе имени Анчина Н.Н. 1
III. Здоровье
15 Здоровому все здорово 1
16 День здоровья и спорта 1
17 История ГТО 1
18 Олимпийские чемпионы Челябинской области 1
19 Спортсмены нашего села 1
20 Спортивные династии 1
21 Открытие 1
IV. Родной свой край люби и знай
22 Наша Родина – Южный Урал 1
23 Наш Чесменский район 1
24 Наш целинный совхоз 1
25 Первоцелинники – кто они? 1
26 Имя нашего села 1
27 Знаменитые земляки 1
28 Праздничное мероприятие Целине – 60! 1
V. Экология
29 Планета - наш дом, береги ее! 1
30 Что такое экологическая безопасность? 1
31 Природа моего края. 1
32 Растительный и животный мир Южного Урала 1
33 Красная книга Челябинской области 1
34 День птиц 1
35 Акция «Школьный двор» 1
Список используемых источников
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Эксмо, 2013. – 63 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега, 2014. — 134 с.
3. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 [электронный ресурс. – режим доступа: https: //rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html] – (дата обращения 10.12.2016)
4 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
5 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
6 Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12. – М.: Проспект, 2016. – 64 с.
7.Антология мировой философии – М.: Мысль, 1969. – 936 с.
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин . – Киев.: Next, 1994. – 511 с.
9. Пришвин М.М. Дорога к другу / М. М. Пришвин . – Л.: Детская литература, 1978. – 172 с.
10. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1983. – 430 с.
11. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. / В.А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 191 с.
12. Шопенгауэр А.А. Афоризмы мудрости / А.А. Шопенгауэр. – М.: Азбука классика, 1990. – 256 с.
Приложение 1
Сценарий митинга 3 октября 2013 года
( в память о погибших в Чечне)
Ведущий 1: В далеком 1979 году советское правительство ввело наши войска в Афганистан. И только через 10 лет 15 февраля 1989 года командующий контингентом генерал Борис Громов последним перешел пограничную реку Пяндж. Прошло уже много лет, а память об афганской войне в сердцах каждого жителя России.
Ведущий 2: Наша память хранит еще одну войну, которая началась в 1994 году. По официальным данным потери советских войск в Афганистане составили 14 тысяч погибших, в Чечне погибли и пропали без вести 10 тысяч российских военнослужащих.
Ведущий 1: В память всех погибших, пропавших без вести, исполнивших свой долг перед Родиной объявляется минута молчания.
(минута молчания)
Ведущий 2:
Чеченская война,Погибшие мальчишки.Кто знает, чья вина...Уже не возвратишь их.Утрата великаИ горе безутешно.Сырая мать-земля,Храни сынов безгрешных!Пусть лунный свет ночейИх сон оберегает,Свет солнечных лучейМогилы согревает.Пусть будет им спокойноПри Солнце и Луне -Ни холодно, ни больно,Не так, как на войне!
Ведущий 1: О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне. Сегодня 3 октября 2013 года в школе появится мемориальная доска, памятный знак, который вновь и вновь будет напоминать нам о войне, о гибели людей, о материнском, человеческом горе.
Ведущий 2: Сегодня мы склоняем головы в память выпускников нашей школы Выприцких Павла Григорьевича и Андреева Андрея Васильевича, погибших при исполнении служебного воинского долга в Чеченской республике.
Ведущий 1: Впервые страшное известие в наше село пришло в 1995 году. Погиб 19-летний Выприцких Павел. Он служил в мотострелковом полку – снайпером. Погиб 18 января.
Смирный, смелый, всегда молчал, был пятым ребенком в семье (их 10). По окончании 9 класса поступил в СПТУ на специальность механизатор. Выучившись, хотел получить права, но не успел. 20 мая ему исполнилось 18, а 24 его уже забрали в армию. Сначала служил в Шадринске. Потом спустя время пришло письмо, он писал, что находится в Чебаркуле, просил приехать родственников, но так как мама ВТО время болела, они не приехали. К Новому году ему собрали посылку. Прошло какое-то время и ее вернули, тогда они не поняли в чем дело. Но когда сообщили о смерти, все сразу стало понятно. Сначала не отдавали тело, оно находилось в Ростове на Дону, говорили без командира нельзя. Когда вернули, то в газетах писали, умер мгновенно от пули снайпера. Так вот на самом деле по словам мамы Паши, его ранили в ногу, он дополз только до контейнера с соляркой, произошел выстрел прям в емкость с топливом. Она взорвалась.
Посмертно родственникам выдали орден мужества и медаль за отвагу. А маме на 23 февраля вручили благодарственное письмо за воспитание настоящего защитника Отечества, отдавшего жизнь Родине.
Ведущий 2: В начале марта 1996 страшное известие пришло в село второй раз. Погиб Андреев Андрей Васильевич 1967 года рождения.
Вот немногословная история смерти капитана внутренних войск, продиктованная сухим языком солдатских донесений:
«7 марта поступило сообщение об усилении огня обстрела блок –поста. Начальник штаба батальона капитан Андреев принял решение: под прикрытием бронетранспортера убрать людей.
В 21 час 30 минут, погрузив 2-х раненых и одного убитого, он пытался выехать в более безопасное место.
В это время прозвучал выстрел с соседней улицы из подствольного гранатомета, которым и был смертельно ранен Андрей»
Ценой своей жизни он выполнил боевую задачу, двое раненых остались живы, труп погибшего товарища не достался врагу.
Андрей умер не приходя в сознание на третьи сутки.
Ведущий 1: Митинг, посвященный открытию памятной мемориальной доски выпускникам школы Выприцких Павлу Григорьевичу и Андрееву Андрею Васильевичу объявляется открытым.
(звучит гимн России)
Ведущий 2:На митинге присутствуют племянник Андреева Андрея – Евгений, двоюродный брат Павел. Жена Александра и дочь Анжела не смогли приехать с Краснодарского края.
Мама Паши ______, сестры __________, родные и близкие погибших ребят, одноклассники, друзья, участник боевых действий в Чечне Ненашев Сергей, представители сельского поселения, учителя и учащиеся Светловской школы.
Ведущий 1: Право открыть мемориальную доску памяти Выприцкиц Павла Григорьевича и Андреева Андрея Васильевича предоставляется инициатору увековечивания памяти павших героев Гринько Олегу Евгеньевичу.
Ведущий 2: Слово предоставляется главе Светловского сельского поселения Тараканову Николаю Викторовичу.
Чтец:
Был мальчишка я шустрый и бойкий,В коридоре с друзьями «бузил»,Получал и пятерки и двойки,Но школу свою он любил.Не спешите, постойте, ребята!Побеседуйте тихо со мной.И скажите: «Какой был веселый!И какой он еще молодой!»Подождите Девчонки смеяться,Посмотрите на этот портрет,Мне исполнилось только 20,А меня уже нет, просто нет…Я войну эту страшную видел,С автоматом я в бой уходил.Чтобы вас здесь никто не обидел,Чтобы вас здесь никто не убил!Мне бы бегать на поле футбольном,И подругу встречать по весне…Я весной не вернулся из бояЯ убит на Чеченской войне.Мать рыдает, горюет, страдая,Над могилою ранней моей,Да поет, по весне заливаясь,Подпорожский шальной соловей.Побывайте у мамы в квартире,Навестите родную мою.Чтобы знала она, что о сыне.Кто-то помнит в родимом краю.Погрустите и вы над могилой,Принесите цветов полевых.Чтобы пахло мне Родиной милой,На дорогах моих неземных.
Ведущий 2:
Память живет в стихах,
В мемориальных плитах,
Мы пронесем, как стяг,
Память о сотнях убитых.
Ведущий 1:
К нему не зарастет народная тропа!
Пусть ум волнует сердце человечье
И сохраняет память вечно
Его мемориальная доска.
Ведущий 2: Прошу возложить цветы.
Ведущий 1: Митинг, посвященный открытию мемориальной доски выпускников, погибших при исполнении служебного долга в Чечегской республике, объявляется закрытым.
Фотоотчет
Приложение 2
Сценарий митинга
«Присвоение школе имени Анчина Н.Н.»
7 апреля 2015 года
Ведущий1:
Жизнь героя не знает предела,
Средь живых он остался живой,
И святое великое дело
Мы как знамя несем пред собой!
Ведущий 2:
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы рады приветствовать вас в нашей школе, удостоенной чести присвоения имени Анчина Николая Николаевича - героя «Великой Отечественной Войны»
Внимание! При исполнении государственного гимна РФ стоять смирно!
(звучит гимн России)
Ведущий 2:
Вольно!
Ведущий 1:
Митинг, посвященный присвоению МБОУ «Светловская средняя общеобразовательная школа» имени Анчина Николая Николаевича считается открытым.
Ведущий 2:
Уважаемые гости, учащиеся, коллеги. Сегодня в жизни нашей школы – важное событие. Светловской школе присваивается имя нашего земляка Анчина Николая Николаевича – прекрасного человека, гражданина – патриота нашей Родины. Память о нем жива и будет долго жить, потому что этот человек был яркой личностью, чья жизнь была настоящим подвигом.
Ведущий 1:
От бога был стране служитель,
А сердцем добрый человек.
В душе талантливый учитель,
Достойно проживший свой век.
Ведущий 2:
Да, наша жизнь мгновенна, быстротечна, но в каждом мгновении есть люди, которые продлевают светлые страницы ее – таким был Анчин Н.Н.. Сама судьба дала ему первый знак, сделав Малой родиной село с говорящим названием Светлое.
Моя глубинка, сердцу дорогая.
Здесь в суете проходят наши дни.
Пока мы есть, село не умирает.
Пока вы есть, горят его огни.
Ведущий 1:
Н.Н. Анчин родился в 1922 году в Мордовской АССР Темниковского района в селе Лесное Цыбаево. В 1927 году переехал в наш район.
В начале 40-х окончил Троицкий рабфак при ветеринарном институте. До ухода в армию работал учителем начальных классов в колхозе «17-го партийный съезд» Чесменского района. Был призван на фронт Чесменским военкоматом 10 января 42 года. С января по май проходил военную службу в Чебаркульских лагерях, получил специальность командира пулеметного отделения. С мая 42 года по июль 46 года был в действующей армии. Принимал участие в освобождение Киева. На Правобережной Украине участвовал в освобождение городов: Житомир, Ровно, Проскуров, Винница, Тернополь, Львов. С жестокими боями прошел Южную Польшу и участвовал в освобождение города Краков, участвовал в боях за взятие Берлина. По приказу Верховного Главнокомандующего № 359 2 мая 1945 года третью гвардейскую танковую армию, где служил Николай Николаевич, направили на освобождение города Праги, где он и закончил войну. Имел одно легкое ранение. Демобилизован в сентябре 1946 года в звании гвардии старшего сержанта 23-го гвардейского полка.
Ведущий 2:
За добровольную службу и отвагу награжден 3 орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями: за освобождение Праги, за взятие Берлина, за Победу над Германией, значком 25 лет Победы в ВОВ.
После демобилизации 1949 году экстерном окончил Троицкое педагогическое училище. С 15 августа 1948 года по 30 июня 1953 года работал учителем и был заведующим начальной школы «Новый путь». С 1 июля 1953 года по 10 августа 1956 года работал школьным инспектором Чесменского РОНО. С 10 августа 1956 года по 28 августа 1987 года работал воспитателем в интернате при Горьковской средней школе.
Пользовался огромным авторитетом среди педагогов, учащихся, родителей, жителей села Светлого.
Ведущий 1:
Слово предоставляется Главе Чесменского муниципального района
Серкову Александру Валентиновичу
Ведущий 2:
Слово предоставляется Главе Светловского поселения
Тараканову Николаю Викторовичу
Ведущий 1:
Слово предоставляется Начальнику Управления Образованию
Литвиненко Ольге Петровне
Ведущий 1:
Слово предоставляется директору школы Коломыцевой Лилии Александровне
Ведущий 2:
Слово предоставляется молодому поколению – ученице 11 класса Мережниковой Марии и будущему первокласснику Акирову Радику
Мы, ученики Светловской школы, будем первыми выпускниками школы имени Анчина Н.Н. Это не только почетно для нас, но и ответственно. Мы постараемся в новой жизни быть достойными людьми нашего общества. Мы будем с гордостью носить имя нашего замечательного земляка
1 ученик
Время листает страницы истории.
Но в нашей памяти есть имена
Тех, кто остались навечно героями.
Жалко, что жизнь у них только одна.
2 ученик
Есть чем гордиться нам с вами по праву.
В нашей глубинке, где жил среди нас
Мудрый творец, чья бессмертная слава
Яркой звездой на граните зажглась.
3 ученик
Взрослым работать,
Детям учиться.
Жизнь – это в небо полет голубей.
И пока живы,
Мы будем гордиться.
Вместе: Нашим новатором ярких идей (Выпуск в небо учащимися шаров).
4 ученик
Как нужно жизнь свою прожить.
Ведь мир не прост, он так устроен.
Быть может подвиг совершить,
Оставшись в памяти героем.
Нет, видно должен человек,
Чтоб помнили его потомки
Своих трудов оставить след,
А не разбитые обломки.
Ведущий 1:
Просим всем присутствующих в зале, выйти на улицу для открытия памятной стелы.
Ведущий 2:
Митинг, посвященный присвоению МБОУ Светловская СОШ имени Анчина Николая Николаевича считается закрытым.
Фотоотчет
Приложение 3
Открытие Хоккейного корта 2016.
(звучат фанфары)
Ведущий:
Внимание! Внимание! Мы рады вас приветствовать на празднике, посвященном открытию спортивного корта для игры в хоккей.
Ведущий:
Добрый день и добрый час!
Мы не зря собрали вас.
Звучит повсюду смех весёлый,
Спешит на праздник детвора.
Сегодня у нас день особый-
Открытие спортивного двора!
Много здесь людей трудилось
А теперь настал тот час –
Посмотрите, что получилось!
Ох как радуется глаз!
( Хор уже стоит на исходной, зазвучала музыка , хор поет, флагоносцы выезжают )
(хор уходит, Выезжают две девочки с лентой)
Ведущий:
Самой популярной в нашем селе является секция хоккея. Этим видом спорта занимаются все желающие и многие смогли достичь определенных успехов. Все в нашей стране знают хоккеиста Алексея Кайгородова, но не все знают, что корни его имеют начало в нашем селе. Династия Кайгородовых была, прежде всего, рабочей династией которые не только работали, но и отдыхали самоотверженно, однажды полюбив хоккей, остались ему верны, всю свою жизнь. Алексей Вениаминович, Павел Вениаминович, Алексей Павлович не только играли в сельской команде, но и всячески её ё поддерживали. И реализация проекта крытой коробки стала возможна только благодаря спонсорской помощи Отца и сына Кайгородовых, Павла Вениаминовича и Алексея Павловича.Монтаж и покрытие данного сооружения проводились командой светловских «ветеранов» хоккейного движения , активистами спортивного движения села, и просто не равнодушными людьми вот их имена:
-Василий Афонин;
- Сергей Быков;
- Николай Быков;
- Сергей Мережников;
- Сергей Полников;
- Фарид Хурамшин;
- Юрий Щелоков;
- Александр Щитиков;
И для торжественного открытия хоккейного корта мы приглашаем Алексея Павловича Кайгородова, Фарида Мавлияновича Хурамшина.
Звучат фанфары
(Девочки стоят с натянутой ленточкой, ленточка разрезается)
Ведущий:
Смирно. Равнение на флаг.
(Звучат гимн, равнение на флаг).
(Гимн на убавление, передается слово главе и гостям)
Ведущий:
Слово предоставляется:
1-Главе Чесменского Муниципального района Александру ВалентиновичуСеркову;
2- Алексею Павловичу Кайгородову
3 -Слово предоставляется главе Светловского сельского поселения Николаю ВикторовичуТараканову
4- Сегодня лидером взрослой и наставником молодежной хоккейной команды является Фарид Мавлиянович Хурамшин. И ему мы с радостью предоставляем слово.
Ведущий:
Зимним вечером по окнамРазлетелись огоньки,Стар и мал на стадионеВстали дружно на коньки.
Посыпает лед порошка,Тут же тает под коньком.Открывается дорожка,Перед бодрым старичком.
Для активного - раздолье,Для пассивного - разгонЗдесь вливается здоровьеБез больницы – прямиком.
Оглянитесь, дел прервитеНескончаемый поток,Все болезни отложите -Приходите на каток.
(После этих слов, на лед выходят дети, танцуют под музыку)
Ведущий:
ну а сейчас уважаемые гости если у кого - то есть желание поздравить, сказать слова благодарности, вручить подарки просим к микрофону
(свободный микрофон)
Ведущий:
Спасибо всем за участие в нашем празднике. Желаем вам здоровья, успехов во всех начинаниях, счастливых стартов и побед.
В заключении сегодняшнего мероприятия состоится хоккейный матч между командами «Целинник» с. Светлое (в составе всех воспитанников Светловского хоккея) и командой города Магнитогорск.
Фотоотчет
Приложение 4
Сценарий мероприятия
Целине – 60!
Ведущий 1:Добрый день, дорогие Светловчане!
Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые гости села.
Ведущий1:
Есть такие места в необъятной России,
Что на картах больших и не сыщешь.
По-особому небо там кажется синим,
По-особому пахнут там вишни.
Это место, где ты появился на свет,
Называют частенько провинцией.
Только края родней и прекраснее нет.
Он для нас вечно будет единственным!
Ведущий 2:
Люблю тебя в любое время года
Мое родное русское село.
И в теплый день, в любую непогоду
С тобой всегда мне на душе светло.
Кивает мне знакомая береза,
И я в ответ ей «Здравствуй» говорю,
Как хорошо мне, как по-русски просто
Жить в моем светлом ласковом краю!
Ведущий 1:
И в этот день - в деревне оживленье
И взгляды изучают добрый свет.
Празднует село – свой День рожденья
Много радостных ему и добрых лет!
Ведущий 2:
По решению правительства СССР – по освоению целинных и залежных земель 16 марта 1954 года в Чесменском районе был создан совхоз им Горького.
Ведущий 1:
78 посланцев комсомола различных профессий , характеров и нравов, готовых начать борьбу за освоение целинных земель прибыли 18 марта на станцию Тамерлан и до самого вечера добирались по бездорожью к месту назначения. Одним из них был Хурамшин Мавлиян Хурамшинович.
Ведущий 2:
20 марта был издан приказ № 1 « В соответствии с приказом министерства совхозов РСФСР от 10 марта 1954 года за № 279 –к и также приказа директора треста зерновых и животноводческих совхозов от 11 марта 1954 года за № 59 с сего числа приступил к исполнению обязанностей директора вновь организованного совхоза на базе неиспользуемых целинных и залежных земель Федченко Ю.И.
Ведущий 1:
В соответствии указаний вышестоящих организаций именовать вновь организованное хозяйство «Зерносовхоз имени Горького». Началась новая жизнь – жизнь на целине!
Ведущий 2:
Слово предоставляется Кудрякову Вениамину Алексеевичу – человеку, который многие годы проработал директором нашего совхоза.
Ведущий 1:
Сегодня в стенах школы учатся внуки и правнуки первоцелинников. Они не забывают своих предков. В 2014 году совхозу исполнилось 60 лет. Этой дате посвящена работа в школе под девизом «Поселок Светлое мы славим учебой, спортом и трудом.»
Ведущий 2:
Важно знать историю своей страны, своего региона, своего села. На уроках, классных часах мы знакомим детей с важными событиями, произошедшими на родной земле. Учителя с обучающими принимают участие в районных конкурсах, разрабатывают проекты, пишут рефераты и сочинения, посвященные, освоению целины.
Ведущий 1:
Нам приятно, что в стенах нашей школы учатся талантливые дети, способные через рисунки и стихи выражать свою любовь к родному краю. Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми проектами наших обучающихся.
Ведущий 2:
Мы приглашаем ученицу 6 класса Пилякину Ангелину прочесть нам стихотворение собственного сочинения:
А ты знаешь, что такое целина?
Ведь целина там, где нетронута земля.
Ведь целина, там где не вспаханы поля.
И ты, наверное, себе не представляешь
О, как же трудно поднималася она!
Ведь наши предки с кровушкою, с потом,
С большою силой поднимали целину.
Ночей не спали на полях,
О как же им досталось, ах!
Вручную сеяли зерно.
Сейчас лишь вспоминаем мы,
Как это было все давно!
Ведущий 1:
Флора и фауна характерна для средней полосы России. Поселение окружают смешанные леса: березовые, сосновые леса искусственного происхождения (насаждение), разнотравье степной и лесостепной зоны. По территории населения протекает река Тогузак, имеется три искусственно сооруженные плотины, которые образовали водохранилища «Максим» и «Светлое». Природное водохранилище озеро «Светлое», стало значимым в выборе места строительства целинного совхоза им. Горького и в названии его центральной усадьбы, с Светлое. Площадь водного зеркала озера «Светлое» составляет около 10000 кв.метров.
Ведущий 2:
Люди болеют всегда, и всегда находятся такие, которые борются с недуга других. Сегодня, в День рождения села, мы говорим спасибо всем, кто стоит на страже нашего здоровья – всем работникам участковой больницы.
Ведущий 1:
Здание первой участковой больницы располагалось в здании, где сейчас открыта аптека.
Ведущий 2:
Сегодня у нас есть возможность пообщаться с людьми, которые многи годы своей жизни отдали этой работе.
Ведущий 1:
Кайгородова Наталья Сергеевна – многие годы проработала детским врачом, а потом и заведующей больницы.
Ведущий 2:
Веремеенко Галина Ивановна – всю жизнь проработала с детьми и продолжает до сих пор работать в больнице.
Ведущий 1:
Пока есть школа на селе – значит жить селу! Не смотря на то, что наша школа небольшая, из ее стен вышли люди, которые стали профессионалами в различных областях.
Ведущий 2:
Горьковская средняя школа основана как вечерняя в 1954 году. Получила статус средней школы – интерната 22 июля 1964 года. В 1984 году был сделан пристрой на 192 места; Постановлением Главы Чесменского района № 393 от 31.08.1995 года реорганизовано в Муниципальное учреждение Светловская средняя общеобразовательная школа.
Ведущий 1:
Школа в селе одна,
Словно в ночи – луна,
Школа – луч золотой,
Школа – наш дом родной.
Школа – это звезда,
Чтоб светить нам всегда.
Ведущий 2:
Молоденькими парнями и девчатами приехали многие учителя в нашу школу. Носенко анна Сергеевна – учитель химии. Она первая приехала в школу в 1954 году. В ее трудовой книжке всего одна запись – принята учителем химии в Горьковскую школу в 1954 году.
Ведущий 1:
Уважаемые учителя. Без вашей любви, наполненной лучезарным светом, без вашей веры в свое дело, школа не поднялась бы так высоко. Это вы огнем своей души зажигаете в наших детях искру знаний, учите терпению, добру, любознательности.
Ведущий 2:
Зюзин Степан Лукьянович в 1971 году назначен директором Горьковской средней школы, проработал на этом посту 30 лет. В 1977 заочно получает второе высшее образование в челябинском педагогическом институте по специальности учитель истории.
Общий трудовой педагогический стаж составляет 59 лет. В 1976 году награжден знаком «Отличник народного просвещения, в 1980 был удостоит звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», в 2001 году становится лауреатом премии Губернатора области за педагогическое мастерство и высокие результаты профессиональной деятельности.
Является почетным гражданином района с 2001 года.
Ведущий 1:
Степан Лукьянович вам слово.
Ведущий 2:
Бобырь Мария Алексеевна – учитель географии, много лет проработала в нашей школе.
Ведущий 1:
В августе 1961 года в селе Светлое был открыт первый детский сад.
Ведущий 2:
Много лет заведующей детским садом проработала Полищук Алла Васильевна. С 1987 по 2011 год. Сейчас должность заведующей занимает Хурамшина Наталья Евгеньевна.
Ведущий 1:
Второю мамой вас называют дети,
И горести и радости несут.
Труднейший и почетнейший на свете
Ваш беспокойный и нелегкий труд.
Знакомой речи ласковые звуки,
Встречают нас привычно по утрам
Мы чад своих вручаем в ваши руки,
М беззаботно доверяем вам
Ведущий 2:
Алла Васильевна, Наталья Евгеньевна , расскажите нам о вашей работе.
Ведущий 1:
Друзья! В нашей жизни существует огромное количество праздников, и не один из них не обходится без культработников.
Ведущий 2:
О вас не пишут оды и сонеты,
И не слагают песни в вашу честь.
Может быть не слышали поэты,
Что на свете культработник есть.
Ведущий 1:
Не встают артисты на котуры,
Чтоб воспеть великие дела
Скромного работника культуры,
Скромного работника села
Ведущий 2:
Впрочем, не за строчку же в куплете,
Не за благодарность от «лица»,
Просто знают точно, что в ответе
За людские души и сердца.
Ведущий 1:
Первый директор села Юрий Иванович, мечтал о хоре в 100 человек. Численность хора того времени достигла уже 70 человек! И когда на районном смотре выстроился наш огромный хор, зал аплодировал минут 10 стоя. Юрий Иванович сидел в первом ряду.
Ведущий 2:
В доме культуры работали кружки, ставили пьесы. А в теплое время года все танцевали на замечательной танцплощадке возле ДК под музыку нашего духового оркестра.
Ведущий 1:
На сегодняшний день хор старается держать планку своих предшественников. А помогает им в этом руководитель. В разные годы - это были разные люди. Сегодня хором заведует Салова Оксана Михайловна.
Ведущий 2:
Дом Культуры – это тот же дом, а значит у него должна быть хозяйка. Сейчас это хозяйка – Посулько Ольга Николаевна.
Ведущий 1:
Ольга Николаевна, расскажите нам о вашей интересной работе.
Ведущий 2:
В 1975 году в нашем селе открывается музыкальная школа.
Ведущий 1:
Первым директором был Виктор Федорович Доля. Закончил Челябинское музыкальное училище по классу баяна и Челябинский институт культуры. После окончания по распределению был направлен во вновь открывшуюся музыкальную школу в совхоз им. Горького Чесменского района.
Ведущий 2:
С 1987 года директор школы – Щелокова Татьяна Ивановна.
Ведущий 1:
Татьяна Ивановна, расскажите о ваших самых ярких воспоминаниях.
Ведущий 2:
Наше село всегда славилось спортсменами.
Ведущий 1:
В 1975 году команда горьковчан выиграл областной турнир по футболу.
Ведущий 2:
В зимнее время года, наших детей и взрослых чаще всего можно встретить на хоккейной коробке. Они тренируются: кто просто кататься на коньках, а кто забивать шайбу в ворота.
Ведущий 1:
И здесь нельзя обойтись без наставника. Хурамшин Фарид Мавлиянович с 1999 года – тренер по хоккею и футболу подростков нашего села.
Ведущий 2:
Нельзя не сказать о нашем спортзале - лучшем в районе. Сюда приходят на тренировки к Щелокову Михаилу Васильевичу, Бородачеву Валерию Анатольевичу.
Ведущий 1:
Вам слово.
Ведущий 2:
В 1954 году на целину прибыли и ветераны Великой Отечественной Войны. В нашем селе жили и трудились 36 ветеранов.
Год 2005: их осталось семеро; в 2012 году в поселке в живых не осталось ни одного ветерана ВОВ.
Ведущий 1:
Они выиграли войну, они подняли целину! Почтим минутой молчания память всех тех, кого нет рядом с нами, но они всегда будут жить в нашей памяти.
(минута молчания)
Ведущий 2:
Слово Федосеевой Галине Васильевне, награждение.
Ведущий 1:
К 20-летию поднятия целинных земель Южно-Уральское книжное издательство выпустило сборник, а в нем стихотворение Бориса Колентьева:
Что было трудно – правда,
Но знали мы одно,
И понимали: надо
Целинное зерно.
И трактора взревели
Над залежным пластом,
И Чесменские земли
Откликнулись зерном.
Как быстро мчится время
Уж сын отца сменил…
Но сын гордится теми,
Кто самым первым был.
Ведущий 2:
На этом наша встреча подошла концу.
Приложение 5
Деловая коллективная игра для учащихся 9 классов
Тема: «Экологический аукцион»
Цель: Формирование знаний экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.
Задачи:
Знакомство учащихся с основными путями решения экологических проблем;
Способствовать развитию умений выявлять причинных связей и поиска путей разрешения противоречий между обществом и природой;
Воспитание чувства личной ответственности за сохранение и улучшение окружающей среды.
Технические средства: мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Оборудование: доска, маркер, распечатки заданий (по 2-3 копии на команду)
Методы и приёмы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа учащихся в группах.
Форма проведения: Деловая игра. Класс делится на три команды – три фирмы экологических экспертов. Каждая команда выбирает директора фирмы и предлагает своё название. Фирмы соревнуются в решение экологических проблем. За правильные решения следуют вознаграждения в экошках. Игра идёт в 4 тура, по количеству заданий. Все команды одновременно получают одно и то же задание и приступают к решению.
После каждого тура ведущий объясняет допущенные ошибки и верное решение задания. Побеждает фирма, набравшая больше экошек. В ходе игры школьники могут предложить неожиданное, не предусмотренное предложенным сценарием, но вполне разумное решение проблемы, которое, разумеется, нужно поощрять.
Ход мероприятия:
Мудра Природа – что и говорить!
Ничто от века не творила слепо.
Зачем над твердью распахнула небо?
Чтоб птицам в воздухе парить!
Зачем, о, Боже, жутко поглядеть! –
Она так щедро расплескала воду?
Затем, чтоб рыбам гоже дать свободу, Плодясь, подводным царством овладеть. Но вот она пустила по земле.
Гордясь своим уменьем,
Человека. «Тебе» - сказала, - все:
Моря и реки, леса и долы - все тебе Навеки! Весь белый свет!
И звезды в том числе! Бери!
Остри свой разум - и владей».
Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в деловой игре - Экологический аукцион. Сегодня у вас будет возможность показать свой острый ум и умение владеть им, разрешая экологические ситуации. Проблема экологии одна из важнейших мировых проблем современности. Глобальные проблемы - это загрязнение воздуха, воды, почвы отходами промышленности и транспорта, результатами деятельности человека. В ходе сегодняшнего аукциона, мы выясним сложившуюся экологическую обстановку в нашем районе.
Отвечая на вопросы, вы можете сегодня заработать определённое количество экошек. Экошки - это денежная единица сегодня на игре.
Играть мы будем по грушам. Группы - это экологические фирмы. Выберите директора фирмы и название. Проблема экологии одна из важнейших мировых проблем современности. Глобальные проблемы - это загрязнение воздуха, воды, почвы отходами промышленности и транспорта, результатами деятельности человека. В ходе сегодняшнего аукциона, мы выясним сложившуюся экологическую обстановку в нашем районе и в соседних районах.
Фирмам будет предложено решить экологическую ситуацию, которая возникла у фермеров. Если решение верное фермеры награждают фирмы премией. Если неверное - взымают штраф. Какая фирма больше заработает экошек, та и победит.
Задание 1.
Фермеры с.Ольховка Карталинского района встревожены появлением огромных популяций пешей саранчи. Стаи ее медленно передвигаются, поедая всю растительность до голой земли. Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи ее будут, преодолевая десятки и сотни километров, опускаться на фермерские поля. Когда такая стая садится на поле, слышен хруст, как во время сильного града. После взлета стаи глазам фермера предстанет печальная картина разоренного поля, где среди голой земли торчат отдельные стебли без листьев. Для спасения урожая возможны три варианта решения, каждый из которых потребует от фермеров следующих расходов:
а) использование ядохимикатов— 1000 экошек;
б) выращивание богомолов, поедающих саранчу,- 200 экошек;
в) наем рабочих с хлопушками и лопатами — 200 экошек.Какое решение вы считаете наиболее экономически выгодным?Ответ:
а) В настоящее время наиболее результативно для борьбы с саранчой использоватьядохимикаты.
Премия фирме — 200 экошек.
б)Выращивать богомолов уже поздно — пешая саранча скоро поднимется на крыло и уничтожит весь урожай на фермерских полях. Хотя биологические методы борьбы и перспективные, их использование требует высокого профессионализма, глубоких знаний и совершенно не терпит формального подхода. За этот совет фермеры просят взыскать с фирмы штраф в сумме 100 экошек.
в)Механические методы борьбы весьма трудоемки. За этот совет фермеры выплатят премию в 50 экошек.
Задание 2.
1. Укажите правильную последовательность (составьте сказку, склеить разрезанные строчки по порядку):
8) мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»
1) филин обиделся и улетел в другой лес;
6) не стало филина—расплодились мыши;
2) мыши стали поедать соты и разорили ульи;
не стало пчел — не опыляются травы и их урожайность понизилась; 7) мало стало травы — корова не стала давать молока;
худо стало мужику без меда и без молока;
3)пришлось мужику мириться с филином;
Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3
Задание 3:
Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три решения этой проблемы, требующих от фермеров соответствующих расходов:
а) использование ядохимикатов — 2000 экошек;
б) приобретение белянкового наездника -1000 экошек;
в) механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты — 500 экошек.
Какое направление предлагают эксперты?
Ответ:
а)За совет а фирма получит 10 экошек.
б)За совет б фирма получш 100 экошек — это наиболее эффективный метод. Онприводит к быстрому снижению численности популяции капустной белянки ипродукция остается экологически чистой.
в)За совет в фирма получит 20 экошек, так как ручной труд хотя и приводит кположительному результату, но весьма трудоемкий.
Конкурс «Узнай меня» .
Вы приобрели достаточно знаний , за курс биологии, вы даже можете узнать, биологические объекты на ощупь .
Задание 4
Фермер решил заняться разведением карпа, и взял в аренду наше озеро Светлое. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо, чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску).
Фермер обращается к экспертам за подтверждением или опровержением своего предположения и за убедительное решение заплатит фирме 200 экошек! Каково решение экспертов?
Ответ:
Рассмотрим возможные решения:
а) Фермер совершенно прав! Смело вноси в озеро минеральные удобрения — и корма рыбе будет вдоволь. (Этот совет приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода, вода в озере станет токсичной, рыба погибнет и фермер разорится.). За совет фирма штрафуется — 50 экошек.)
Б) Без минеральных удобрений, хотя они и могут привести к опасным последствиям, тоже нельзя. Поэтому надо внести их очень незначительное количество. Этот совет не самый удачный и оценивается в 0 экошек.
в)Минеральные удобрения нельзя использовать, так как они могут вызвать бурныйрост водорослей, что осенью или зимой приведет к замору рыбы. Принеобходимое 1 и рыбу надо подкармливать комбикормом. За этот совет фирмаполучит 200 экошек.
г)Минеральные удобрения вносить нельзя, но эксперты затрудняются объяснить причину. Фирма получит 50 окошек.
Человека называют властелином природы, но мудрость, с которой мы властвуем, от природы не дается. Этому надо учиться. Эти слова сказаны Николаем Ивановичем Лобачевским 150 лет тому назад. В то время мысль замечательного ученого не поняли. Не поняв - забыли. Лишь теперь, когда в руках человека оказались могучие средства воздействия на природу, стало ясно: надо не подчинять себе природу, а дружить с ней;
Заключительное слово:
Дорогие, друзья!!!! Опрошу вас выразить свое отношение к уроку выбором цветочка. Выбрав цветок того цвета, который передает ваше впечатление от нашего урока. Если вы считаете, что урок прошел для вас с пользой (понравилось) выбираете красный цвет. Если вам понравились отдельные моменты - цветок розовый. А если вас урок не затронул - желтого.