Учебно–методическое пособие факультативного курса «Азбука экономики» для учащихся 5-6 классов
Учебно–методическое пособие
факультативного курса
«Азбука экономики»
для учащихся 5-6 классов
Пояснительная записка
Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Школьное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике в 5-6 классах 1 ч в неделю, всего 34 часа. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания, проектная деятельность.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду.
Актуальность данного курса состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Целью курса является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности и начал экономической культуры.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
формирование у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учетом ограниченности возможностей;
освоение простейших приемов выбора;
овладение элементарными экономическими расчетами (принципами ведения семейного бюджета);
развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием, анализировать возникающие в повседневной жизни экономические коллизии;
воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы, бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому имуществу;
способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества.
В пособии разработаны игры различных типов:
проблемные обучающие игры, рассчитанные на то, что через участие в игре ученики осознают проблему и в конце игры сами смогут сделать нужные выводы;
обучающие игры, рассчитанные на закрепление знаний, полученных на уроке;
игры, рассчитанные на повторение и контроль знаний учащихсяпо всему пройденному материалу.
Учащиеся должны знать:
роль государства в развитии экономики;
каковы источники удовлетворения потребностей;
почему все потребности нельзя удовлетворить;
необходимость выбора;
роль денег в жизни человека и общества;
доходы и расходы в семье;
значение труда в удовлетворении потребностей;
что такое собственность.
Учащиеся должны уметь:
выделять жизненно важные потребности;
определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;
пользоваться деньгами;
определять источники доходов и расходов;
объяснять значение труда в удовлетворении потребностей.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Что изучает экономика. (4 часа)
Потребности: духовные, социальные, физиологические; их многообразие и неограниченность. Разнообразие потребностей. Что нужно человеку для жизни. Как удовлетворить потребности? Классификация потребностей: физиологические потребности (пища, вода, воздух, одежда, жилье и др.), потребности в безопасности (защита от преступников, от стихийных бедствий, пожаров, помощь при несчастных случаях и болезнях, служба безопасности и др.), социальные потребности (любовь, дружба, общение, труд, образование и др.), потребность в уважении (отношения с людьми), потребность в знаниях, умениях, информации (необходимость образования для достижения по. Блага как средства удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага. Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность, потребность в проявлении своих возможностей, интересов.
Тема 2. Труд. (3 часа)
Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата
Определить место человека в мире, выяснить, почему оценка труда бывает разной. Что такое образование и как получают знания. Чем зарплата отличается от гонорара. Каким может быть вознаграждение. Систематизируем знания о производстве, расширяем представление о различных видах производств. Выявляем, какие ресурсы необходимы для производства товаров (природные, капитальные, трудовые). Систематизируем знания об услугах, знакомимся с разными видами предприятий, оказывающих услуги.
Тема 3. Обмен и товар. (6 часов)
Обмен, его экономическая сущность, предпосылки возникновения. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Торговля как наиболее эффективная форма обмена. Бартер, обмен, распределение благ, розничная, оптовая торговля.
Тема 4. Деньги и банки. (5часов)
Деньги и как они появились? Какие деньги бывают (монеты и бумажные купюры). Зачем нужны деньги и потребность в них людей. Где, как и зачем хранятся деньги. Деньги в нашей стране и других странах мира. Что такое курс валют и зачем он нужен. Деньги как средство оплаты товаров и услуг.
История возникновения денег, роль денег, денежный оборот, эмиссия денег, инфляция, кредит, ссуда, чековый счет.
Проблемы взаимства, виды банков и особенности их деятельности,
политика и система ценообразования, финансовые институты и особенности их функционирования, банковские деньги, банковский депозит, банковский кредит.
Тема 5. Рынок и конкуренция. (6 часов)
Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы (мотивы). Кто такой «покупатель» и «продавец». Где приобретается товар. Отношения «продавца» и «покупателя». Разница в ценах и от чего это зависит.
Рынок как взаимодействие экономических интересов потребителей и производителей. Необходимые условия существования рынка. Влияние конкуренции на цены. Рынок продавца и рынок покупателя. Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены.
Что такое собственность, виды собственности: личная, семейная, общественная, государственная, школьное имущество, богатство, источники богатства человека: природные богатства, результаты трудовой деятельности (знания, умения, товары, услуги, предпринимательство) богатство и культура.
Тема 6. Экономика семьи. Семейный бюджет. (9 часов)
Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителей и их защита. Источники доходов семьи: заработная плата, пенсия, стипендия, пособия; доходы от сдачи в аренду, от вложения денег в
банк, от подсобного домашнего хозяйства.
Основные расходы семьи: постоянные и переменные. Планирование доходов и расходов.
Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный семейный бюджет. Сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства
Тема 7. Итоговый контроль. (2 часа)
Обобщение пройденного материала и контроля знаний с применением игровой технологии.
Календарно-тематическое планирование
Номер
занятий Названия разделов и тем Количество
часов Дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Что изучает экономика
Потребности, их многообразие и неограниченность.
Блага как средства удовлетворения потребностей.
Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность.
Творческий проект «Выбор как основная экономическая проблема».
Труд
Труд. Разделение труда и специализация.
Производительность труда.
Профессия и квалификация.
Заработная плата как плата за использование услуг труда.
Обмен и товар
Обмен, его экономическая сущность, предпосылки возникновения.
Торговля и реклама.
Организационная форма торговли.
Импорт и экспорт.
Урок-игра «Торговля».
Творческий проект «Идеальный магазин».
Деньги и банки
Причины возникновения денег.
Деньги и их функции.
Причины появления и виды банков.
Банк и банковская прибыль.
Урок-викторина «Увлекательный мир экономики»
Рынок и конкуренция
Рынок.
Конкуренция.
Конкуренция и конкуренты, цены
Собственность
Урок-игра «Экономический калейдоскоп»
Экономика семьи. Семейный бюджет.
Бюджет семьи.
Семья как потребитель товаров и услуг на рынке.
Защита прав потребителя.
Дидактическая игра «Азбука экономики»
Источник доходов семьи.
Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы.
Планирование семейного бюджета
Сбережения.
Творческий проект «Сколько стоит школьный портфель?»
Итоговый контроль
Деловая игра «Занимательная экономика»
Урок- игра «Экономический КВН» 4
1
1
1
1
3
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Список используемой литературы:
1. Программа непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова).
2. Новожилова Н.В. Программа по экономике семьи. – М.:ВИТА-ПРЕСС,2010.
3. Новожилова Н.В. Экономика (Моя семья). 5 класс: Учебноое пособие/Под ред. И.А.Сасовой.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2010.
4. Сасова И.А., Новожилова Н.В., Землянская Е.Н., Экономика (Моя семья). 5 класс: Метод.пособие/Под ред.И.А.Сасовой. – М.:ВИТА-ПРЕСС,2010.
5. Ермаков И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск,1997.
6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.:Вита-Пресс,2000.
7. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.:Дело,1993.
7. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.:Финансы и статистика,1993.
8. Шведова И.А. азбука для детей и взрослых. Вып.1.Экономика. – М.:1992.
9. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников/ Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
9. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р.С.Белоусов, Д.С.Докучаев; Под ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп,1998.
10. Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах: пособие для учителя /.Мицкевич, -М.6Вита-Пресс,1995.
11. Элективный мультимедиа-курс «Экономика для детей».
12. Интернет ресурсы.