Рабочая программа элективного курса по русскому языку Секреты русской орфографии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № »
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании школьной Зам. директора по УР Директор МОУ «СОШ№ »
Ассоциации учителей _______ _____________
русского языка ___________________ Приказ №______________
и литературы от _____________________
Протокол №_________
от__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
9 класс
Срок реализации программ: 2015-2016 учебный год
Рабочая программа курса разработана на основе
федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования
Учитель:
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Секреты русской орфографии и пунктуации" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса обучаемый должен знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний;
правила постановки знаков препинания.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;
отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;
согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;
расставлять знаки препинания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ».
Учитель Фомина Л.Г.
№
занятия
Тема занятия
Количество часов
Дата
1
Введение. Основные факторы современного русского письма.
1 ч
2
Слоговой принцип графики.
1 ч
4
Звуковое значение букв, обусловленное графикой
1 ч
5
Состав опорных написаний.
1 ч
6
Части орфографии.
1 ч
7
Буквенное обозначение звукового состава слов (основные принципы ).
1 ч
8
Морфологический принцип орфографии.
1 ч
9
Нарушения морфологического принципа орфографии
1 ч
10
Орфография и морфология.
1 ч
11
Переход прилагательных в существительные
1 ч
12
Суффиксы прилагательных.
1 ч
13
Переход причастий в прилагательные.
1 ч
14
Замена придаточных частей причастными оборотами
1 ч
15
Отличие предлогов от приставок
1 ч
16
Отличие предлогов от наречий.
1 ч
17
Отличие предлогов от существительных
1 ч
18
Отличие предлогов от деепричастий.
1 ч
19
Отличие НЕ от НИ.
1 ч
20
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со всеми частями речи.
1 ч
21
НЕ с различными частями речи
1 ч
22
НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.
1 ч
23
НЕ с глаголами и деепричастиями.
1 ч
24
НЕ с причастиями
1 ч
25
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях
1 ч
26
Правописание Н и НН во всех частях речи.
1 ч
27
Правописание предлогов
1 ч
28
Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.
1 ч
29
Предложения односоставные
1 ч
30
Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения
1 ч
31
Вводные слова и предложения
1 ч
32
СПП с двумя и несколькими придаточными
1 ч
33
Некоторые недочёты и ошибки в построении СПП
1 ч
34
Знаки препинания в БСП
1 ч
Литература:
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.
Львова С.И. Там, где кончается слово (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.
Скобликова Д.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.
Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». – М., 1962
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М., 2001
Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/Д, 1998.
15