Внеурочная деятельность Весёлый самоделкин
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Гвазденская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на Согласовано. Утверждаю
методическом объединении Заместитель руководителя по Директор МКОУ
учителей УВР МКОУ Гвазденская СОШ Гвазденская СОШ
Руководитель МО ______/Сергеева Т.И./ ______ /Кривоносов С.П./
/_______/_____________ «_ »____________2015г. Приказ №______
Протокол №____
от « »_________ 2015г.
от « »___________
_________ 2015г.
Рабочая программа
кружка
«Весёлый самоделкин»
Для обучающихся 7-8лет
Срок реализации -1 год
Составитель программы:
учитель начальных классов
МКОУ Гвазденская СОШ
Белоусова Наталья Николаевна.
2015-2016год
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Направленность программы кружка «Умелые ручки» является художественно-эстетической, по функциональному предназначению общекультурной, по форме организации кружковой, по времени реализации годичной,
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов
Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др., примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школ
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цели кружковой работы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и не забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи:
1.Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
2.Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;
3.Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
4.Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое планирование
№
п/п
Наимено-вание раздела
Тема занятия
Кол-во часов
Элементы содержания УУД
Дата
План.
Факт.
1
Работа с природным материа-лом
( 5ч)
Вводная
беседа
1
Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы.
Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану.
Коммуникативные: работа в паре.
Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
Определять цель работы на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя.
2
Аппликация из листьев «Зайчик»
1
3
Аппликация из листьев «Цветок»
1
4
Работа с ореховой скорлупой «Рыбка»
1
5
Объемная аппликация из каштанов «Гусеница»
1
6
Работа с бумагой
и картоном.
( 9ч)
Гофрированные изделия «Веер»
1
Познавательные: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.
Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников.
Готовить рабочее место и выполнять практическую работу по образцам; с помощью шаблона, выполнять контроль точности разметки деталей.
7
Выпуклая аппликация «Цветок»
1
8
«Одуванчик» аппликация
1
9
Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь».
1
10
Работа по шаблонам. Грибная поляна
1
11
Аппликация «Русская матрешка
1
12
Аппликация «Морское дно»
1
13
Аппликация «Геометрические фигуры»
1
14
Аппликация
«Зайцы на поляне»
1
15 - 17
Работа
с тканью
(3ч)
Дед Мороз и Снегурочка. Вата, ткань и картон.
3
знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей
Отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания из различных источников; делать выводы в результате сравнения и группировки предметов.
17-19
Работа
с бросовым материа-лом
( 4ч)
Работа с потолочными плитами «Снеговик»
2
Познавательные: умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: анализ соответствия результатов требованиям Честное, самокритичное отношение к своей деятельности конкретной задачи
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм выполнения данного задания; использовать его в ходе самостоятельной работы.
20- 21
Аппликация из пуговиц.
2
22-23
Работа с бумагой
( 5ч.)
Поздравительная открытка
2
Регулятивные: умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером .Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности.
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
24 - 26
Поздравляем мам. Открытка
3
27-29
Работа с бросовым материа-лом
(3ч.)
Работа с мешковиной. Мешочек
3
Познавательные: Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Личностные: формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности.
Анализировать приемы работы. Действовать в соответствии с заданными правилами.
30-- 31
Изготовле-ние кукол
( 5ч)
Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности Кукла на картонной основе
2
Познавательные: формирование универсального логического действия – синтеза
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
32
Кукла – актер
1
33
Пальчиковые куклы
1
Список пособий:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация
15