Нестандартные формы работы учителя музыки во внеурочной деятельности
«Нестандартные формы работы учителя музыки
во внеурочной деятельности»
Выступление на районном секционном занятии учителей музыки, 28.08.2015г.,
учитель музыки МБОУ лицей г.Янаул Иксанова Гузелия Мазгутовна
Организация взаимосвязи урочной
и внеурочной работы повышает
эффективность педагогического процесса,
создает условия для его интенсификации.
Именно внеурочная деятельность даёт
опыт творческой деятельности,
поскольку предоставляет возможность
учащимся попробовать свои силы
в разных её формах. Также она обладает
значительными возможностями и для
развития индивидуальных способностей,
даёт простор детской изобретательности
и фантазии.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования – воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством. Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников: - углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности; - способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»; - организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
К традиционным формам внеурочной деятельности по музыке относят массовые и кружковые формы. Массовые – это общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, дискотеки, просмотр видеофильмов. Кружковые – это сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль), танцевальные. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.
В прошедшем учебном году была создана музыкальная группа. Я давно уже грезила идеей создания музыкальной группы в лицее, и вот эта мечта стала осуществляться.
Приметив на одном из концертов в РДК талантливых ребят-десятиклассников, а также обучающихся в Школе искусств по классу баяна Рамазанова Айнура и Адуллина Наиля, стала заниматься с ними вокалом. Как признались ребята, они никогда не пели, а только играли на инструментах. Я предложила им выступать в группе, на что ребята охотно согласились. Рамазанов Айнур начал приглашать в группу своих друзей. Таким образом, в группе сейчас 6 человек, это: Рамазанов Айнур, обучающийся 11а класса, вокалист, Адуллин Наиль, обучающийся 11в класса, ритм-гитарист и вокалист, Тимиргалиев Артур, обучающийся 11в класса, бас-гитарист, Шангараев Ризван, обучающийся 11а класса, клавишник, Махныткин Евгений, обучающийся 11б класса, соло-гитарист, Исимбаев Антон, обучающийся 11б класса, ударник. Из них только двое – Айнур и Наиль – владеют музыкальной грамотой, остальные – Евгений, Артур, Антон – самоучки, Ризвана на синтезаторе научила играть я сама.
Рассматривались разные варианты названия группы. Я предложила назвать группу «Спектр», ребята единогласно согласились. Всем известно, что слово «спектр» в физике – это «многоцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму или какую-либо другую преломляющую свет среду». А в музыкальном плане это предполагает исполнение разнохарактерной музыки. Репертуар группы еще небольшой, поют песни на русском и на татарском языках, планируется исполнение песен на английском языке. Также в планах исполнить собственную песню.
На момент создания группы в лицее имелся только синтезатор, ритм-гитара (личная у Наиля), бас-гитару брали в РДК. Благодаря огромной поддержке директора МБОУ лицей г.Янаул Галиева Алмаза Минниахматовича, для группы заказали новые инструменты: барабанную установку и соло-гитару. Ребята грезили выступить на телевизионном конкурсе детского самодеятельного творчества «Тоньяк балкышы – Северное сияние» на призы главы Администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан. Ребята уже и не надеялись выступать на конкурсе, так как эти инструменты не успевали прибыть к моменту начала закрытого отборочного тура. Но, к счастью, они успели прийти, чему ребята были несказанно рады и начали усиленно репетировать буквально сутки напролет. Результат – дипломанты данного конкурса. Так же, как и в любой школе, у нас есть талантливые исполнители, которые активно и успешно участвуют на всевозможных конкурсах муниципального уровня.
Как и в любой другой школе, в нашем лицее есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в лицеисты», «День Учителя», «День Матери», «День Победы» и многие другие. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству.
Наряду с традиционными формами организации внеурочной деятельности по музыке стоит отметить и нетрадиционные формы для предмета «Музыка», в частности, проектно-исследовательскую деятельность. Всем известно, что именно проектная деятельность является одним из приоритетов современного образования. Учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы.
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
личный интерес учащегося;
четкость и конкретность постановки цели проекта;
определение планируемых результатов;
констатация исходных данных.
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, грамотно задают вопросы, у них расширился кругозор, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Так, в 2014 учебном году обучающаяся 4б класса Мухетдинова Алия стала обладателем Диплома 3 степени в Республиканской научно-практической конференции «Исследование как метод познания» в г.Бирск. Ее тема работы «Откуда к нам пришел аккордеон». В 2015 учебном году обучающаяся 9а класса Давлеева Лейсан с работой «Вклад Газиза Альмухаметова в развитие музыкальной культуры Башкортостана» стала победителем в районном конкурсе научно-исследовательских работ «Техника и творчество», посвященном Году культуры, а также обладателем Диплома 3 степени в Республиканской научно-практической конференции «Исследование как метод познания» в г.Бирск. и в Республиканской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» в г.Стерлитамак.
В последнее время стали активно внедряться различные дистанционные конкурсы по музыке, например, мои ученики активно и успешно участвуют в них. В 2014-2015 учебном году трое обучающихся стали дипломантами Всероссийской олимпиады по музыке, «Центр дистанционных мероприятий «Мир таланта». В прошлом учебном году предмет «Музыка» добавлен в перечень учебных дисциплин Республиканской олимпиады школьников на Кубок имени Ю.А.Гагарина. Так, ученица 6б класса Закирьянова Зульфия заняла 3 место на Муниципальном этапе с вручением нагрудного знака отличия «За успехи в учебе», также ученица 6б класса Хатмуллина Рената заняла 3 место на Муниципальном этапе.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Учебный процесс и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.
Благодарю за внимание!
ђЗаголовок 615