Отчёт за межаттестационный период по теме: Мониторинг сформированности УУД (2-4 классы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
Отчёт за межаттестационный период по теме:
«Мониторинг сформированности
метапредметных достижений обучающихся»

Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №3» п. Арамиль
Мингалиева Эльмира Газалиевна
I кв. категория
2016
В своём выступлении я поделюсь опытом по созданию системы мониторинга сформированности метапредметных достижений обучающихся с 2013-2015 учебный год.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, как предметные так и метапредметные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы нужен мониторинг. Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.
Задачи:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
Периодичность
Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле, и позволяет отследить приращение в уровне сформированности основных метапредметных УУД начальной школы.
Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
Показатели сформированности УУД
I Сформированность личностных УУД
1.1 Сформированность учебно-познавательного интереса
1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения
1.3 Самооценка
1.4 Нравственно-этическая ориентация
1.5 Эмоциональная отзывчивость
II Сформированность регулятивных УУД
2.1 Действие целеполагания
2.2 Действие планирования
2.3 Действия контроля и коррекции
2.4 Действие оценки
2.5 Саморегуляция
III Сформированность познавательных УУД
3.1 Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке
3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем
3.3 Умение делать выводы
3.4 Анализ объектов с целью выделения существенных  признаков
3.5 Группировка и классификация объектов
3.6 Установление причинно-следственных связей
3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале
3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем
IV Сформированность коммуникативных УУД
4.1 Умение работать в паре и группе
4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи
4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст
4.4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми
4.5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий
у учащихся 2-4 класса.
Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008).
Мониторинг сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе диагностических методик:
-Лесенка» (1- 4 класс).
-Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
-Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)   ( 3 -  4 класс.)    
- «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
-«Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Цель:в ыявление уровня развития самооценки.( Диагностические методики «Лесенка)
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость). (Методика «Незаконченные предложения»)
Личностные УУД
Мотивация Нравственные представления


Мониторинг сформированности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе следующих методик:
1.     «Рисование по точкам (1 класс)
2.     Корректурная проба (2- 4 классы)
Методика  «Рисование по точкам»
Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Регулятивные УУД

Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе следующих методик:
1.      «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
2.        Выделение существенных признаков (2 класс).
3.        Логические закономерности (3 класс).
4.       Исследование словесно- логического мышления (4 класс).
 Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»Цель: выявление уровня развития логического мышления.
Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.
Познавательные УУД

Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе следующих методик:
Узор под диктовку.
«Рукавички».
«Левая и правая стороны»
«Совместная  сортировка»
«Дорога к дому»
«Кто прав?».
«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).
Оцениваемые УУД:  умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст:  предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания):  выполнение совместного задания в классе парами
Метод оценивания:  наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Методика«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Коммуникативные УУД

Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся начальной школы.
1. Процедура проведения диагностического исследования.
1.1 Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу в специально отведенное время и место под руководством представителя администрации, ответственного за экспериментальную деятельность по внедрению ФГОС.
 1.2 Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах.
1.3  Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий . Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.
1.4. Каждому уровню соответствует свой балл: низкий уровень , средний уровень , высокий уровень . Таким образом, каждому показателю из группы УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой уровень.
Динамика сформированности УУД учащихся фиксируется учителем (в диагностических картах учащихся). Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребёнка.



Закончить своё выступление хотелось бы вот такими словами.
Стань творцом
и тогда каждый новый шаг
в твоей профессиональной
деятельности станет
открытием мира души ребёнка.
Список литературы:
http://www.proshkolu.ru/user/aleksandra69/file/5834443/ http://infourok.ru/user/strunyasheva-aleksandra-aleksandrovnahttps://edu.tatar.ru/upload/images/files/Программа%20мониторинга%http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/03/31/metodiki-dlya-monitoringa-uud-v-nachalnoy-shkolehttp://multiurok.ru/raskatova1975/blog/bank-dannykh-po-monitoringhu-uud-v-nachal-noi-shkolie.htmlhttp://86sch14-nyagan.edusite.ru/DswMedia/metodikidlyamonitoriga.pdfhttp://egor.edu22.info/normativnye_dokumenty/Fgos11.dochttp://www.myshared.ru/slide/650326/http://www.openclass.ru/node/460577