Сочинение фантастического текста-повествования по серии картинок «Полёт на Марс».
Сочинение фантастического текста-повествования
по серии картинок «Полёт на Марс».
Цель: Научить составлять текст фантастического содержания
Задачи:
- формировать умение выстраивать ассоциативное поле слова (на примере слова «космос»);
- формировать речевые навыки на основе написания сочинения;
- научить строить текст в определенной композиционной форме;
- развивать способности внимательного отношения к значению слов и их употреблению
в устной и письменной речи;
- воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка.
Эпиграфы урока:
И. Кант: «Есть только 2 вещи, заставляющие меня поражаться - моральный закон в груди и звездное небо над головой».
Герберт Уэллс : «Ни одно животное не станет смотреть вверх... Только это нелепое создание - человек - тратит время попусту, глазея на небо».
Ход урока
I. Введение в речевую ситуацию. Работа над ассоциативным полем слова «космос».
У: Я сейчас скажу вам слово, а вы быстро, в течение одной минуты напишите все слова, которые вам вспомнились. Сейчас это слово появится перед вами. Итак, это слово КОСМОС. (Слайд 1)
II. Анализ результатов построения ассоциативного поля слова.
Попробуйте разделить эти слова на две группы. Если у детей возникают затруднения, то даю подсказку. Обо всех ли словах, названных вами, можно сказать, что мы видим их на самом деле? У нас получилась такая запись на доске:
Слова «видимые»
Наша фантазия
Звёзды, ракета, полёт в космос, Луна, космонавт, небо, Солнце, падающая звезда, отряд космонавтов
Другие планеты, инопланетяне, пришельцы, чёрная дыра, комета, безжизненная пустыня, туристический космический корабль, звёздная пыль
III. Создание речевой ситуации.
У: Сегодня на уроке попробуем пользоваться словами, которые рисуют настоящее и словами, которые рисуют наши фантазии. Мне
·, кажется, сегодня на уроке должно быть очень интересно, ведь ваши фантазии живут только в вашей голове. Поэтому это не просто текст-повествование, это фантастический текст. (На слайде появляется слово «фантастического») Интересно, как хорошо вы умеете фантазировать?
IV. Ситуация эмоционально-образного воздействия.
У: Представьте себя на космическом корабле. Вам бы хотелось увидеть, что там за бортом корабля? Что для этого надо сделать? Сложите руки в виде иллюминатора и посмотрите в космическое пространство. (Слайд 2) А можно продолжать смотреть с закрытыми глазами? Попробуйте. Вам понравилось фантазировать?
V. Непосредственная подготовка к написанию сочинения.
1. Сообщение заголовка рассказа. Прогнозирование ситуации развития действия на основе заголовка. Расставить картинки в порядке логического развития событий. (Слайд 3)
2. Работа по каждой картинке отдельно:
- составление плана;
- наводящие вопросы;
- акцентирование внимания на грамотное оформление текста;
- словарная работа. (Слайды 4, 5 и 6)
Пояснения к 6-му слайду. Здесь надо обратить внимание ребят на то, почему слайд «качается» и стоит знак вопроса.
У: Эта картинка может не подойти к вашей фантазии, которую вы будете рисовать словами. В этой части события могут не соответствовать тому, что вы будете писать.
Если работая над предыдущими картинками, вы озвучивали свои примеры, то здесь мы этого делать не будем. Пусть для всех будет сюрпризом то, что вы увидели на планете Марс.
VI. Написание сочинения.
VII. Самопроверка.
Прочитайте текст для себя. Если хотите, прочитайте его тихонько мне. Проверьте написание слов, можете обратиться за помощью ко мне или к словарю.
VIII. Подведение итогов урока.