Урок русского языка в 9 классе.Обучение сжатому изложению


Урок русского языка в 9 классе
\ Обучение сжатому изложению.
Цель урока:
Выявить принципиальные различия между подробным и сжатым изложением.
Задачи урока:
Формирование знаний способов и приёмов сжатия текста.
Формирование навыков работы с текстом.
Прививать интерес к научным исследованиям.
Оборудование: план-конспект урока, памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал.
План- конспект урока.
I. Организационный момент урока.
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!
II. Цели и задачи урока.
- Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста, попытаемся ответить на вопрос, касающийся важности научных исследований.
III. Актуализация знаний. Слово учителя.
Итак, подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.
Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.
При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей, но основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Поэтому овладение навыками сжатия текста, применение их во время ГИА – залог успешной сдачи экзамена.
IV. Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.
- Выделяют три способа сжатия (компрессии) текста:
1.Объединение.
2. Замена.
3.Удаление.
V. Практическая работа на уроке.
Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы.
1.…К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подниматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма к обветшалым стенам собора.
Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина.
(Паустовский)
-Ваши варианты сжатия этого текста.
Запись предложения в тетрадь.
К могиле Пушкина надо подняться по каменной лестнице которая приводит к стенам собора где похоронен великий поэт..
Задание: расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения, постройте схему.
I I, (которая…), (где…) (Сложноподчиненное с последовательным подчинение)
-Принято считать, что использование сложных предложений, разнообразие синтаксического строя текста – один из показателей богатства речи. Почему же Паустовский не использует в этом фрагменте сложных предложений? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим исходный текст с вариантом сжатия.
-Воспринимая текст Паустовского даже при первом чтении, мы чувствуем его особую выразительность: создается впечатление постепенного восхождения к Пушкину.
Как это достигается?
Почему повтор слов лестница стены не ощущается нами как недочет?
-Порядок слов в предложении и повтор слов – это средства связи между предложениями. В 1-й предложении слово лестница помещается в конце предложения и является тем звеном в структуре предложения, которое и становится источником развития текста, основой зарождения второго предложения. Такой порядок слов влияет на выразительное чтение текста: логическим ударением, паузой мы выделяем те слова, которые несут новую информацию. То же самое можно сказать и о повторяющем слове стены, служащем для связи второго и третьего предложений.
-В результате сопоставления вариантов мы приходим к выводу, что текст Паустовского, несомненно, отличается выразительностью, которая исчезает при сжатом пересказе, хотя основная информация сохраняется.
2. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».=
« На лугу росли цветы». (обобщение)
3. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»=
«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном».
VI. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.
Этапы учебной деятельности
Учебная деятельность
1. Этап определения темы текста.
Ответ на вопрос: «О чем текст?»
Как определить тему? Тема определяется различными способами:
по началу текста;
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев (автора)
по заглавию текста
2. Этап определения идеи текста.
Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,
«Какую мысль хотел выразить?» Что нам помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
3. Этап определения структуры текста.
Назовите композиционные части текста.
Композиция текста – построение текста. Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.
Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.
5. Этап моделирования сжатого изложения Как соединить содержание микротем в текст? Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
лексико-грамматические
IX. Анализ текста.
- Познакомимся с текстом, проанализируем его.
Географические названия.
(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут

Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
О чём говорится в этом тексте?
а) о страхе древних людей перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии рек;
г) о завоевательных войнах древности.
Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а) почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.
3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?
а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;
б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;
в) названия рек невозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.
4.Закончите план этого текста.
1) Названия рек - _______________________________ .2) Древние люди боролись за _____________________ .3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .4) Два предположения о том, почему _______________
- Мы составил план. А что мы с вами еще обозначили, составляя план? (микротемы0Примерный вариант выполнения задания №4.
1) Названия рек - старейшины в мире географических названий.
2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.
3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.
4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.
5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
Примерный вариант выполнения задания №5.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
VIII. Работа по написанию сжатого изложения.
1.(Запишите главную часть первого предложения.)
________________ ___________________ _______________________
2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .
3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .
4.Мы не знаем, почему ________ .5.Может быть, они __________ _____________ _____________ .6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .
7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________

Имена рек – старейшины в мире географических названий.
Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.
Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.
Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне , переходя от поколения к поколению.
XI. Итоги урока. - Чему был посвящен наш урок?
- Какие приёмы сжатия текста рассматривали?
- Что включает в себя таблица, которую рассматривали на уроке?
- Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?
XII. Домашнее задание
.
Повторить теоретический материал урока, написать сжатое изложение по упр.187.