Тезисы методической разработки: Проектирование методической системы (по линии НОУ по химии) формирования исследовательских умений школьников, активно участвующих в спортивной жизни школы.

Н.А. Кукаев,
Учитель химии МБОУ средней общеобразовательной школы №60, магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(г. Нижний Новгород)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С.Ф. Жильцов
Доктор химических наук, профессор
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(г. Нижний Новгород)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Проектирование методической системы (по линии НОУ по химии) формирования исследовательских умений школьников, активно участвующих в спортивной жизни школы.
Педагогическое проектирование направлено на развитие и модернизацию образовательной системы за счет детального планирования предстоящей деятельности учащихся и педагогов (разработка новых образовательных систем и видов педагогической деятельности, процесс создания и реализации педагогического проекта, технологию обучения и пр.).
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Методическая система это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся.
Целью настоящей работы является проектирование методической системы формирования исследовательских умений школьников по линии НОУ по химии, активно участвующих в спортивной жизни школы.
Спортивное питание это биологически активные добавки и пищевые концентраты, разработанные для людей, активно занимающихся спортом, и предназначенные для улучшения спортивных показателей.
Тема исследования тесно связана с другими дисциплинами естественно-научного цикла (биология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Спортивная политика, проводимая в стране, направлена на пропаганду и формирование и здорового образа жизни. В последние годы увеличилось число обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, увлеченно занимающихся различными видами спорта. Разумеется, здоровый образ жизни требует и правильного рационального питания. Многие спортсмены, чтобы обеспечить себя необходимым количеством пищи, прибегают к использованию специализированного спортивного питания (протеины, витамины, аминокислоты, креатин и пр.). Чтобы ориентироваться в многообразии предлагаемых добавок и особенностях их воздействия на организм, прежде всего необходимо изучить биохимический состав и свойства веществ, входящих в их состав. На данный момент необходимо разработать и внедрить методы исследования, доступные для обучающихся средней общеобразовательной школы. Необходимо учитывать уровень знаний обучающихся. Курс органической химии, в котором обзорно изучаются белки и их аминокислотный состав, жиры и углеводы, рассчитан на последнюю четверть 9-го класса и на весь учебный год в 10-м классе. Как правило, именно этот раздел вызывает наибольший интерес у спортсменов.
Предложенная система работы помогает вовлечь обучающихся, в том числе, мало заинтересованных предметами естественно-научного цикла, в процесс анализа предложенной информации и прогнозирования результатов.
Формируется представление о жирах, белках (протеинах), углеводах , их строении и функциях в организме, о норме калорийности питания.
Занимаясь подготовкой к НОУ, обучающиеся выполняют следующие задачи:
узнают об основных аспектах правильного питания, оптимальном соотношении белков, жиров и углеводов в пищевом рационе,
изучают различные классификации протеинов (по происхождению, по скорости всасывания и составу),
узнают об их белковой природе и аминокислотном составе,
проводят качественные реакции на определение белкового, аминокислотног7о и углеводного состава ряда спортивных добавок
сравнивают полученные результаты с результатами контрольных замеров, проводимых с яичным белком и желатином
Основные цели данной методики:
ознакомление обучающихся с рядом наиболее важных органических соединений (белков, жиров, углеводов)
формирование знаний о биохимических преобразованиях в организме;
формирование знаний о здоровом образе жизни;
выявление химических свойств биополимеров и их влияние на белково-углеводный обмен;
анализ информации по составу пищевых добавок;
анализ различных научных статей по спортивному питанию и спортивной фармакологии;
экспериментальное исследование химического состава натуральной пищи и спортивных пищевых добавок.
Разработанная методика изучения биополимерных соединений заставляет обучающихся критически подходить к вопросам рационального питания, анализировать информацию о составе пищи и пищевых добавок, помогает определить специфику и направленность процессов физиологических изменений, происходящих в организме, ставит вопрос об «эффекте отмены» при использовании спортивных добавок.
Методика исследовательской деятельности включает в себя:
постановку задачи перед обучающимся
анализ литературы по данной тематике
разработку экспериментальных методов исследования
проведение эксперимента по выявлению состава натуральной пищи и пищевых добавок
сравнение и анализ результатов, полученных при исследовании натуральной пищи и пищевых добавок
составление возможной программы питания с учетом полученных данных.
Таким образом, предложенная методика направлена на мотивацию обучающихся к изучению не только химии, но и других предметов естественно-научного цикла, понимание основных процессов жизнедеятельности и их взаимосвязи, стимулирует интерес к здоровому образу жизни. За исследовательской деятельностью обучающихся ведется регулярный контроль.

Јђ Заголовок 215