План-конспект урока литературы на тему: «Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»»
План-конспект урока литературы на тему: «Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»»
Цели:
1. продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста
2. углублять знания в области теории литературы («композиция», «сюжет», «идея» и др.)
3. учить работать с дополнительной литературой
4. совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения
5. развивать навыки работы в группе
6. развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном
7. воспитывать интерес к литературе
Оборудование:
тексты повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»
ХОД УРОКА
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя, сообщение целей и задач урока
- Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! -Могущественные слова!- писал Игорь Северянин. И сегодня на уроке мы обратимся к страницам повести великого русского писателя А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», попытаемся выявить, в чем же её художественное своеобразие.
-Не случайно мы разделились с вами на три группы «Литераторы», «Лингвисты» и «Художники».
Каждая группа предварительно получила индивидуальные задания, которые помогут нам разобраться в прочитанном.
3. Аналитическая беседа
- Итак, давайте вспомним, что называется сюжетом художественного произведения? Много здесь сюжетных линий или одна?(докажите)
Нам предстоит с вами прежде всего восстановить сюжет по картинкам, которые приготовили для нас наши «Художники».(картинки в неправильной последовательности, учащиеся переставляют их и коротко передают содержание прочитанного)
А в чем отличие сюжета от композиции? Какие элементы композиции вы знаете? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
А что является экспозицией в повести «Барышня-крестьянка»?( описание пристрастий и увлечений двух помещиков Муромского и Берестова)
Что вы считаете завязкой в повести?(разговор Лизы и Насти)
Почему Лиза решается нарядиться крестьянкой?
Что вышло из её затеи, давайте посмотрим-«Литераторы» подготовили для нас инсценировку.
ИНСЦЕНИРОВКА «ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА БЕРЕСТОВА И АКУЛИНЫ»
Какими мы видим героев в этой сцене?
Какие средства использует автор для создания образов героев?
(речь, портрет, пейзаж, поступки)
-Есть ли в повести портреты героев?(работа с текстом)Как они их характеризуют?
-Какие поступки совершают герои?
- Какую роль играет речь Лизы и Алексея? Почему становится ясно, что Алексей-барин, а не камердинер? Слово «Лингвистам».
-А почему в Лизе он не распознал барышню?(использует просторечные выражения).Приведите примеры из текста.
- Есть ли в повести пейзажи? Для чего они служат?(передают состояние героев)(работа с текстом).
- А какие изобразительно-выразительные средства использует автор при описании природы?(сравнения, эпитеты, метафоры- зачитывают, приводят примеры)
-Давайте сделаем вывод- какие средства использует автор для раскрытия образов главных героев?
ВЫВОД: Автор использует для раскрытия образов главных героев следующие средства- портрет, речь, пейзаж.(записываем в тетрадь)
-Итак, перед нами Акулина и Алексей, что же происходит в душе героев? (полюбили друг друга)
-Давайте послушаем подтверждение словами из текста.Слово «Литераторам»
УЧЕНИК НАИЗУСТЬ ЧИТАЕТ ОТРЫВОК «АЛЕКСЕЙ БЫЛ УЖЕ ВЛЮБЛЕН БЕЗ ПАМЯТИ..»
- Какое происшествие изменило ход событий? (пересказ эпизода-перемирие помещиков)
- И, казалось бы, вот-вот все раскроется, но..Лиза придумывает новую интригу..Какую(пересказ эпизода-приезд Муромских к Берестовым).Какими рисует автор здесь героев?(ведут себя неестественно,неискренне)(работа с текстом)Почему?
- Скажите, как в этом моменте раскрывается авторская идея? А можно ли связать эпиграф с идеей?(Во все ты , душенька, нарядах хороша)(Любят человека, а не его положение в обществе, несмотря на то, что Лиза была барышней, а Акулина крестьянкой, Алексей выбрал крестьянку, благодаря её душевным качествам).
ВЫВОД: АВТОРСКАЯ ИДЕЯ- ДОКАЗАТЬ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, А НЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.(запись в тетради)
- Ребята, давайте сделаем вывод так в чем же художественное своеобразие повести?
Предварительные задания:
ЛИТЕРАТОРЫ
1. Инсценировка-1-я встреча Алексея и Лизы
2. Наизусть отрывок
3. Выявить авторскую идею, найти в каких смысловых отрывках она выражается; уметь прокомментировать эпиграф
ХУДОЖНИКИ
1. Сделать сюжетные картинки(не менее 6)
2. Найти пейзаж в тексте, уметь соотнести с происходящими событиями.
3. Найти портретные описания героев в различных ситуациях
ЛИНГВИСТЫ
1. Доказать примерами из текста, каким образом речь характеризует главных героев
2. Найти примеры эпитетов, метафор, сравнений в тексте
3. Выявить композиционное построение текста (с записью в тетради)
Подведение итогов
15