Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии через современные педагогические технологии
Бюджетное образовательное учреждение Вытегорского муниципального района «Алмозерская основная общеобразовательная школа»
РЕФЕРАТ
По теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии через современные педагогические технологии»
Подготовила Краева
Александра Владимировна
учитель химии
Оглавление:
1.Вступление . 2стр.
2.Актуальность работы. 3-4стр.
3.Содержание деятельности 5-9стр.
4.Результативность работы . 9-15стр.
5.Приложение.16-25стр.
6.Список литературы.25стр.
Эффективное управление учебным процессом возможно лишь при наличии оперативной и адекватной системы обратной связи, на основе которой педагог должен принимать продуманные и обоснованные решения по коррекции форм и средств организации познавательной деятельности учащихся. Современные технологии обучения этому способствуют.
Такое обучение предусматривает- добиться качественного, осознанного усвоения материала по предмету через применение современных педтехнологий в рамках здоровьесберегающих форм обучения.
В процессе работы над проблемой я решаю следующие задачи:
-формирование у обучающихся практических значимых умений и навыков по предмету;
-повышение интереса к предмету за счет использования современных педагогических технологий ( в том числе и компьютерных технологий);
-максимальное использование возможностей кабинета химии в повышении качества обученности учащихся;
-разработка системы деятельности учителя химии по подготовке выпускников к ЕГЭ;
- разработка методических основ и тестирование компьютерной программы.
-развитие понимания ценности знаний, практического применения в жизни и профессиональной ориентации;
-воспитание экологической культуры, ответственного поведения в окружающей среде;
-развитие коммуникативных качеств личности.
В основе его лежат идеи развивающего обучения, реализуемые через личностно-смысловую дидактическую модель, идеи опоры максимальной помощи ученику.
В процессе формирования опытной системы я опиралась на теоретическую разработку методических основ построения процесса развивающего обучения В.Т Фоменко и Г.К Селевко, Е.С.Полат. Предложенные данными авторами технологии были мною изучены. Я отобрала наиболее приемлемые педтехнологии для классов, где я работаю, учитывая особенности каждого класса.
Актуальность работы
Мы живем в такое время, когда человек должен обладать гибким мышлением, легко адаптировать в быстроменяющемся мире, со сформированными навыками саморегуляции, саморазвития. На это указано и в Концепции модернизации российского образования, на это нацеливают стандарты 2 поколения.
Человеку с творческим складом ума легче сменить профессию, найти изюминку в любимом деле, увлечься работой и достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко. Но та же природа наделила каждого здорового ребенка возможностью развиваться.
Применяя на уроке различные современные педагогические технологии я обнаружила, что учащиеся становятся более активными на уроке, проявляют интерес к предмету, повышается качество знаний, способствует самоорганизации и самореализации учащегося. Современный ребенок много знает. Но сейчас нужны не столько сами знания. Сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших детей лежат порой как вещи в плохом складе- навалом, без активного применения. Для того, чтобы оживить их, надо создать условия , при которых учащиеся почувствуют возможности их творческого использования.
Школьные уроки химии должны оставить ощутимый след в жизни каждого, потому что химическая грамотность человека опасна и ему самому,и окружающим.
В процессе преподавания своего предмета я столкнулась с проблемой необходимости введения в школьный урок каких-то новых особых структур, изменений, которые помогли бы учащимся раскрыться на уроке, заинтересовать их, и тем самым повысить качество знаний. Поэтому свою главную задачу я вижу в такой организации процесса обучения, чтобы познание происходило в ходе увлекательной самостоятельной деятельности учащихся с выходом на практический результат. Известно, что познавательный интерес является одним из значимых факторов в учебном процессе, условием его эффективности. В условиях огромного информационного потока и низкой мотивации учебной деятельности у учащихся, трудно добиться высокого качества в учебе учащихся. Это проблема. Решить эту проблему необходимо своевременно и правильно, нельзя забывать, что у меня за партами сидят учащиеся самого сложного школьного возраста (8 – 11 классы). Если обратиться к школьной программе, требованиям , которые учащиеся должны усвоить, то обнаруживается и огромное теоретическое пространство, и множество практических работ, требующих конкретных знаний для их осуществления, и решение всех типов задач, предусмотренным стандартом образования ( на решение которых практически не отводится должного количества часов), и написание самых различных уравнений реакций от простых до довольно сложных ( окислительно-восстановительных, гидролиз -11кл.) Вот и получается, что предмет химии в школьном курсе оказывается очень трудным для усвоения учащимися. Трудно сегодня, трудно завтра и становится неинтересно, потому что непонятно. А вот если на первое место поставить - интерес, то тогда можно перебороть трудности. И это действительно случается.
Применяя современные педтехнологии на уроке, прослеживается практическая востребованность, которая проявляется в том, что учащиеся учатся не только правильно работать с учебником, правильно распределять свое время на уроке при выполнении самостоятельных работ, анализировать и сравнивать, новизна таких уроков в том, что это дает возможность постановки учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя; получают возможность выступить «экспертом», проявить себя в новом качестве «компетентного лица»,обсуждение проблемы и способы ее решения; участие учащихся в учебной игре и т.д.
Инновация заключается в том, что я стараюсь на каждом уроке через элементы современных педтехнологий, их оптимальное сочетание, показать личную значимость изучаемого материала для учащихся.
Все это позволит получить твердые знания по предмету, расширить и углубить уже полученные знания, увидеть многообразие веществ в природе и веществ созданных цивилизацией; поможет ориентироваться учащимся в мире веществ ( правильное поведение с ядовитыми веществами); не пройдет бесследно при таком подходе и экологический вопрос , который решается выдвижением проектов; прослеживается эффект самореализации каждого отдельного ученика, его уверенности в себе, развитие коммуникативных качеств личности и предоставляет возможность учащимся сделать предварительный профессиональный выбор, окажет помощь при поступлении на естественные факультеты ВУЗов.
Содержание деятельности.
Приоритетными целями и задачами рабочей программы по химии основной школы являются понятия: материального единства веществ природы, их генетическая связь; причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ. Формирование у учащихся представлений о химическом строении, как о звене в непрерывной цепи превращений веществ, об участии веществ в круговороте химических элементов. Воспитание экологически грамотного человека на основе полученных знаний по химии.
Я работаю в 8-9 классах, где осуществляется предпрофильная подготовка обучающихся, направленная на создание каждым школьником своего выбора дальнейшего способа обучения на старшей ступени, то значимым становится использование технологии на деятельной основе
Положительная динамика учебных достижений, позитивные результаты внеурочной деятельности по предмету и высокий уровень воспитанности моих учеников является результатом работы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через современные педагогические технологии»
Для более качественного обучения применяю в своей деятельности не только приобретение практических навыков, но и умение анализировать. Анализ без теоретической подготовки не возможен, а мне важно знать насколько глубоко усваивается учебный материал, поэтому я использую разные способы опроса обучающихся, в том числе тесты, составленные мною по основным блокам. Так в 8 классе это – «Основные классы неорганических веществ», «Типы химических реакций», «Периодический закон и строение атомов». В 9 классе – «Металлы», «Неметаллы», «Реакции ионного обмена» и другие.
В ходе обучения с применением современных педагогических технологий реализуется развитие творческого потенциала учащегося, ориентирует их на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами, развитие своих познавательных и личностных возможностей.
На 1 этапе работы над проблемой я использовала технологию моделирующего обучения . Для 8-х классов это игры, оживляющие урок- «состязательные», «игры-ситуации». Для 9-х классов – «ролевые игры», для10-11 классов - «коммуникативные игры», «проблемные дискуссии с выдвижением проектов».
«Учебные игры» - на начальном освоении предмета хорошо вписываются игры на 5 – 10 мин урока. Это « крестики-нолики», «химическое лото», «да и нет» «третий лишний» и т. д. Эти игры повышают интерес к предмету, дают психологическую разрядку, способствуют повышению качества учебного процесса, выполнению действия, как актуализация и устное воспроизведение изучаемых сведений; анализ, краткая оценка и отбор информации в связи с обсуждаемой проблемой; построение умозаключений, интеграция имеющихся сведений; выработка оценочных заключений, отстаивание своей точки зрения с партнерами по обучению, выработка итоговой, общей точки зрения.
. В 9 классе урок по теме «Тяжёлые металлы» направлен на создание обучающимися исследовательских проектов по применениютяжёлых металлов, влиянию их на здоровье человека и т. д.
Эта работа на первом этапе имела практическую и экологическую направленность. Использование блочно-модульной технологии привело к изменению структуры урока. Потребовалось подбирать соответствующий материал для урока из современной технической литературы, из методических журналов и газет, примеры жизненных ситуаций. Все это явилось средством мотивации учащихся для получения новых знаний по химии при использовании технологии на деятельной основе. При этом создаются благоприятные условия для учебного самоопределения и формируются навыки рефлексивных способностей учащихся.
На 2 этапе работы над проблемой были разработаны уроки с использованием проблемно- поисковых технологий. Это в 8 классе «Типы химических реакций «Галогены»; в 9 классе- уроки из тем «Металлы» и «Неметаллы»;
Я продолжаю работать над внедрением следующих проблемно-поисковых технологий обучения:
-проблемное обучение;
-частично-поисковое обучение;
-поэтапное формирование умственных действий на проблемной основе;
- «мозговая атака» (технология групповой творческой деятельности;
-личностно-ориентированный подход в изложении программного материала с целью повышения его практической значимости.
Проблемно –поисковая технология предусматривает поиск фактов для лучшего усвоения проблемы, поиск решения на основе анализа гипотез, постановка учащегося в позицию первооткрывателя, исследователя. При проведении химического эксперимента возникает ситуация самостоятельного открытия свойств изучаемых веществ. Суть, основа психического развития людей- изначально практическая. После самостоятельной работы с учебником, проведения химического опыта психологическое состояние «барьер непонимания» у неуверенных и пассивных учеников снимается вначале работой в малых группах, в результате психологического воздействия других учащихся и затем обсуждением, коррекцией в последующей межгрупповой дискуссии, организованной учителем. Здесь каждый ученик имеет возможность применить свои знания, проявить инициативу и в конечном итоге самостоятельно приобрести новые знания.
Задача формирования ключевых компетенций личности привела к внедрению в педагогическую практику метода проектов. В основе метода проектов, по определению Е. С. Полат, лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Реализуя исследовательский подход в обучении, применяю «метод проектов» в урочной и внеурочной форме. Считаю, что изучение различных тем школьного курса направленных на применение веществ ( например «Кремний и его соединения» -9кл., «Применение серной кислоты-9кл.) этот метод имеет приоритет перед другими технологиями, учащиеся приобретают умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивают критическое и творческое мышление.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
(разработки открытых уроков-проектов: «Кремний и его соединения», «Жесткость воды и способы ее устранения».)
В моей практике ребята занимаются проектной деятельностью как на уроке, так и во внеурочное время- длительные проекты ( в течение года).
В 11 классах на протяжении нескольких последних лет учащиеся представляют проекты, темы которых выбирают самостоятельно и работают над проектом целый год, некоторые проекты были представлены после 2-х летнего периода работы над ним. Цель такой деятельности предусматривает: а) развитие способности к видению проблемы ; б) формирование опыта поиска решения, планирования исследования, воплощения идей в виде проектов; в)практическое применение знаний
на 3 этапе работы над проблемой я строю работу с применением информационных технологий
Применяя технологии развивающего обучения я убедилась, что современность урока именно в том, чтобы он был неповторим, разнообразен, интересен, урок должен очень точно подбираться под определенный класс с учетом всех его возможностей, урок, от которого учащиеся получат знания и не устанут.
В настоящее время с применением информационной технологии я разработала цикл уроков по основным вопросам органической химии в 9-м классе.
Преимущества этих уроков я увидела в следующем:
- высокая мотивация;
-умение быстро и качественно организовывать работу с информационными источниками;
-получение информации- проведение анализа и переработка информации;
-умение делать выводы на ее основе;
-возможность воспользоваться правильным ответом при решении самостоятельного вопроса;
Применяю компьютер в диагностическом тестировании качества усвоения материала; при работе с отстающими учениками, у которых значительно повышается интерес к предмету через работу на компьютере. Применяю разработанные мною уроки по информационной технологии для работы на интерактивной доске. Такие уроки облегчают понимание учащимися микромира веществ
Мною составлена картотека образовательных Интернет-ресурсов предметной области «Химия». В настоящее время в кабинете химии имеется 14 электронных изданий с обучающими фильмами и заданиями по предмету. Учащиеся нашей школы своими силами, посредством представления презентаций по определенным темам пополняют ежегодно наш фонд электронных носителей. Это презентации по темам: « Строение атома», « Металлы», «Неметаллы», «Вода», «Воздух»,
Пищевые продукты», «Наркотические вещества»,
«Химические средства гигиены и косметика», « Домашняя аптека»,
« Полезные советы», «Экология Вытегорского района» и др. Такая
презентация позволяет интегрировать знания учащихся по химии, биологии, экологии.
Результативность работы.
Опыт работы над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через современные педагогические технологии» имеет положительные результаты.У учащихся повышается интерес к предмету.При проведении внутришкольных мероприятий ученики принимают самое активное участие. Учащиеся при подготовке к занятиям готовят рефераты, сообщения, получают навыки самостоятельной исследовательской работы, которая пригодится при обучении в колледжах и ВУЗах. Полученные знания дадут возможность учащимся сделать предварительный профессиональный выбор.
Уровень обученности школьников (отношение количества положительных итоговых отметок к количеству обучающихся) по химии по полугодиям и за год на протяжении трех последних лет составляет 100%.
Анализ объективных показателей моей работы свидетельствует о позитивной динамике качества обученности.
Результаты обученности учащихся 8-11 классов (по итогам года)
Учебный год
Класс
Успеваемость
На «4» и «5»
2006/2007
8
100%
43%
2007/2008
9
100%
47%
2008-2009
10
100%
51%
Наряду с пятибалльной системой оценивания достижений учащихся я использую бально- рейтенговую систему обученности учащихся.В течение 2008-2009 учебного года по итогам срезовых, тестовых, текущими и административными контрольными работами 5 человек из 8 класса показывали стабильно высокий уровень обученности ( 21% от общего числа числа учащихся).
Хороший уровень- 9 человек (41%) и средний-4учащихся(38% ). 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Соответственно, из диаграммы процентного состояния обученности за два года учебы (2007-2008/2008-2009) 8- 9-х классах просматривается тенденция повышения качества знаний. Высокий уровень-20%; хороший -20%; средний- 60%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Высокий уровень- 22%; хороший уровень- 29%; средний уровень- 49%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
В течение всей своей педагогической работы большое внимание отвожу на работу с одаренными детьми. Мои ученики ежегодно участвуют в школьных, районных и в 2006г. и в 2007г.в областной олимпиаде. В школе в соответствии с планом проводится анкетирование учащихся по проблеме: «Отношение к учебному процессу по предмету» в рамках здоровьесберегающих технологий.
Отношение учащихся к учебному процессу по химии.
(«0»-никогда; «1»-иногда; «2»- всегда)
№
Уровень
Вопросы анкеты
2007-2008
2008-2009
1
Обязательство в обучении
Заставляют родители
Это мой долг
Полезен для жизни
Сдавать ЕГЭ
1.8
1,1
1,6
0,9
1,8
1,3
1,7
1,2
2
Ситуативный интерес
На уроке интересно
Нравится учитель
Проявляю интерес к химии.
1,5
1,4
1,3
1,6
1,6
1,5
3
Познавательеный интерес
Люблю предмет
Стремлюсь узнать больше, чем дает учитель
Испытываю интерес к самообразованию.
1,3
0,5
1,1
1,4
0,7
1,3
В итоге по результатам анкетирования более 30% обучающихся оценили интерес к предмету на высоком уровне, около 40% сочли изучение предмета, как полезным для жизни и более 80 % считают, что интересно проходят уроки химии ве и справедливо оцениваются учебные достижения учащихся.
В системе мероприятиий, направленных на реализацию идей «Здоровой школы», во внеурочной деятельности по химии я работаю по нескольким направлениям- с учениками , проявляющими повышенный интерес к изучению химии (с одаренными детьми); с учениками, для которых усвоение программного материала вызывает существенные трудности и для слабо успевающих детей разработаны индивидуальные программы, реализация которых осуществляется через консультации.
Для поддержания у обучающихся интереса к предмету, на общественных началах веду занятия кружка «Юный химик», который посещают учащиеся 8 -9 классов. В основе его деятельности лежат принципы добровольности и преемственности.
Ежегодно в школе проводится «Неделя естествознания», насыщенная различными мероприятиями. Обучающиеся принимают в ней активное участие: выпускают химические газеты, организуют и проводят викторины, научные конференции по предмету, КВНы и, обязательно, неделя заканчивается интересным мероприятием («Чудеса без чудес», «Химики или волшебники», «Удивительное рядом» и др.) В этом большую помощь оказывают учащиеся, занимающиеся в химическом кружке. Интерес у учащихся к кружковой работе с каждым годом возрастает, так если в 2006году кружок посещали 6 человек, то в 2007/08 учебном году – 10 человек, а в 2008/09 учебном году- 11человек.
Динамика соотношения уровня посещаемости кружка «Юный химик»
учащихся 8 -9 классов.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
В 8 классе уже стало традицией, проводится интересное мероприятие «Посвящение в химики», как правило,при этом наблюдается позитивная динамика в дальнейшем обучении химии.
С учащимися 9 классов ведется исследовательская и проектная работа
Деятельность по различным направлениям курса химии, что дает возможность развивать навыки экспериментальных исследований, умения наблюдать, описывать увиденное, анализировать , делать выводы, ребята имеют возможность знакомиться с химическими свойствами известных им в быту веществ, применять полученные теоретические знания на практике.
Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, мы вышли от представления своих проектов в рамках школьных презентаций и районных. Учащиеся с удовольствием занимаются этой деятельностью, разработан проект по экологическому состоянию реки Талица. Показателем успешной деятельности учащихся над проектами являются награды, которые получили обучающиеся:
2008г. – Коваленко Н. ученица 9 кл.- Почетная грамота в районном
конкурсе «Мир через культуру»
Работа с одаренными детьми , даёт свои результаты в районном туре олимпиад по химии:
Антковьяк Женя(9класс) - 1место – районная олимпиада -2006г.
Заморина Вика (9класс) – I –место – районная олимпиада- 2007г.
Факторы успешности, которые я выделяю.
Развитие потенциальных возможностей каждого учащегося, личная значимость в решении предлагаемых средств обучения, формирование правильного миропонимания, обеспечение прочных знаний по предмету;
обеспечение деятельностного характера образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Воспитание экологической культуры у учащихся, как важнейшую основу составляющую здоровьесберегающий компонент.
Приложение.
Использование технологии критического мышления на уроках химии.
Фрагмент к уроку по теме: «Полимеры».
(11 класс)
Цель урока: -1-развитие критического мышления, формирование
информационной компетенции, самостоятельности,
умение сравнивать и анализировать изучаемые вещества;
2. - воспитание положительной мотивации обучения,
коммуникативности, чувство ответственности, правильной
самооценки;
3. выявление и оценка овладения системой знаний, умений и
навыков о полимерах; расширить объем знаний в этой области
в связи с практической деятельностью человека, экологической
оценкой полимеров, обеспечить обратную связь через решение
экологических и производственных задач.
Оборудование: ПК, медиапроектор, набор полимеров- «пластмассы», «каучук», изделия их них.
Ход урока
I. Стадия –ВЫЗОВ.
На столах раздаточный материал: набор полимеров – «пластмассы», «каучук».
Учитель: В настоящее время практически нет такой области хозяйственной деятельности где бы не применялись полимеры.
Вопрос:1. Какие полимеры вы знаете?
2.Какие свойства полимеров обуславливают их широкое применение?
Примечательный факт: несколько лет назад по Москве ходил цельнопластмассовый трамвай. А вот другой факт: четверть всех мелких судов - катеров, шлюпок, лодок - теперь строится из пластических масс.
-2-
Итак, полимеры – необыкновенные вещества. Что же мы должны усвоить, чтобы иметь о полимерах полное представление.
Составляем кластер:
,
Итак,по итогам составления с классом класера выяснили,что знаем физические свойства,
понимаем, что такое термин «полимер», однако знаний о получении и применении недостаточно, а знаний о строении и классификации полимеров нет пока вообще. Поэтому, делают выводы учащиеся, это и будет предметом изучения на уроке.
II. Технология личностно-ориентированного обучения.
Обучение в сотрудничестве – « Пила – 1»
Обобщающий урок по теме:
« Непредельные углеводороды»
(10 класс)
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о непредельных углеводородах, отработать навыки составления названий алкенов, алкинов и алкадиенов по номенклатуре ИЮПАК, написание структурных формул соединений по названиям этих веществ. Закрепить знания и навыки в написании уравнений химических реакций, характерных для данных классов непредельных углеводородов. Умение решения расчетных задач на нахождение молекулярной формулы углеводородов по продуктам сгорания.
Воспитание у учащихся коммуникативности и раскрепощенности в достижении поставленной цели урока, самореализации и утверждения учащегося путем подбора заданий определенной сложности.
Класс делится на 5 групп.( рассчитываем на 1,2,3,4,5)
Первый этап.
Дается задание каждой группе (15мин)
I группа.
Задание: 1. Дать определение алкенам, алкинам и алкадиенам ( валентное состояние атома углерода, гибридизация, валентный угол).
Какая изомерия характерна для каждого класса веществ?
Составить структурную формулу одного гомолога и одного изомера следующим соединениям:
а). CH2 = C - CH2-CH3 б) СН2= СH – CH2 –CH =CH2
| |
CH3 CH3
в) CH=C – CH2-CH3
|
CH3
II группа.
Задание: 1. Какие реакции характерны для непредельных
углеводородов?
Написать уравнения реакций (галогенирования,
гидрирования, галогеногидрирования, гидратации,
полимеризации)
2. На примере реакции присоединения галогеноводорода к
пропену, объяснить правило Морковникова.
3.Какое значение в промышленности имеют реакции
полимеризации?
III группа. Задание: 1. Назовите способы получения непредельных
углеводородов.
2. Составьте уравнения реакций получения этена
этина и бутадиена.
IV группа.
Задание: 1. Что такое каучук и резина?
2. Напишите структурную формулу, отвечающую составу
натурального каучука.
3. Ч то происходит при вулканизации каучука? Представьте
фрагмент полимерной цепи вулканизации каучука.
V группа
Задание: ( решите задачу). При сжигании 2,3г вещества образуется 4,4г углекислого газа и 2,7г воды. Плотность пара этого вещества по воздуху 1,59. Найти его молекулярную формулу.
Второй этап.(10мин)
I. Учащиеся под № 1 собираются в одну группу, учащиеся под № 2 – собираются в другую группу и т.д. для обмена наработанной информации.
Третий этап- рефлексия.
Пять учащихся, по одному от каждой группы, представляют свой отчет.
Учащиеся записывают в тетрадь, обобщают основные сведения по классам непредельных углеводородов, задают вопросы.
Учитель оценивает работу в группах, дополняет и разъясняет возникшие у учащихся затруднения.
Домашнее задание.
1.Осуществите следующую цепочку превращений. Назовите вещества.
CH2 =CH2 CH3 –CH2 Br CH3 –CH2 OH С2 Н4 (-СH2 –CH2- )n
2. При сгорании 5,6л газа получен оксид углерода (IV) объемом 16,8л и вода массой 13,5г; 1л газа при н.у. имеет массу 1,875г. Выведите формулу газа.
Литература
1.Хомченко И.Г. «Задачи по химии»
2. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С.Полат.
III. ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. (игра)
Фрагмент урока на тему: « Д.И. Менделеев на уроке химии в XXI веке»
(командно – игровая деятельность-турнир)
(8-9 класс)
Цели и задачи:
Образовательная - выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений при изучении таблицы Д.И. Менделеева, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого ученика;
Развивающая – развитие интеллектуальных умений и способностей;
Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения через обеспечение равных возможностей успеха для всех, индивидуальная ответственность ( одно поощрение на группу, зависящее от вклада каждого), что обуславливает личностно- ориентированный характер обучения.
Оборудование: таблица и портрет Д.И. Менделеева, элементы костюма
( шапочки по две пары разных цветов от синего, к светло – голубому и до светло – желтого) . знаки первых 19 химических элементов с атомными весами.
Реактивы: тв. вещества –гидроксид натрия, оксид магния, фенолфталеин; гидроксид алюминия, соляная кислота.
Схема урока.
1. Предварительная подготовка. (предусматривает заготовки заданий, или репетиция ролей.)
2.Организация групповой работы для формирования ориентировки в материале.
3.Представление ведущего и жюри ( учитель может тоже вовлечен в игру в качестве ведущего или сильный ученик) Сценарий игры.
4. Игра – турнир. Класс поделен на две команды. ( можно дать название командам, например «металлы» и «неметаллы» )
5. Результат игры.
Тест «Строение атома» ( для подготовке к сдаче ЕГЭ)
(11 класс)
У атома алюминия число электронов на внешнем электронном уровне и заряд ядра соответственно равны:
1). 1, 13 2). 1, 27 3). 3,13 4). 3,27
2. какая электронная конфигурация внешнего энергетического уровня соответствует атому элемента VIА группы?
1). 3S23P6 2).3S23P4 3). 4S24d6 4).2S22P6
3. Химические элементы расположите в порядке увеличения их атомных радиусов:
1). K, Ca, Al 2) Be, Mg, Na 3)S, P, Cl 4) O, S, Cl
4. Химические элементы расположите в порядке уменьшения их атомных радиусов:
1) Zn, Cd, Сa 2)Br, Сl, F 3)In, Sn, Sb 4)Br, Se, As
5. Наибольшая степень окисления фосфора в соединении:
1)KH2PO3 2) Na3P 3)H3PO4 4)P4
6.Степень окисления фосфора в ионе PO33- равна:
1) +3 2) +5 3) -3 4) -5
7.В каком ряду записаны только вещества с ионной связью?
1)сероуглерод, вода, нашатырь
2)хлорид натрия, сульфид железа, нитрид натрия
3)фосфат калия, сероводород, аммиак
4)угарный газ, аргон, медь.
8. В каком ряду записаны вещества только с ионной связью?
1) CH3COONa, Al4С3, Na2SO4
2)CO, NaIO3, С2H5OH
3)KCl, CaH2, NaCl
4) S8, Al(NO3)3, O3
Практическая работа по теме: «Получение и свойства аммиака»(9 класс)
Цель работы: -знакомство с лабораторным способом получения аммиака и изучение его свойств, соблюдая т/б;
-развитие умений наблюдать и объяснять химические явления при выполнении химического эксперимента;
-формирование умений безопасного обращения с веществам в повседневной жизни.
Реактивы: кристаллический хлорид аммония, гидроксид кальция, концентрированная соляная кислота, , дистиллированная вода, индикаторы.
Оборудование: штатив с пробирками, пробирка-реактор, пробирка с изогнутой газоотводной трубкой, стеклянная палочка, кристаллизатор, спиртовка.
Описание работы.
(Внимание: большое содержание аммиака во вдыхаемом воздухе может вызвать остановку дыхания.)
Смешать в сухой фарфоровой чашке 102г хлорида аммония и 2-4г гидроксида кальция. Пересыпать смесь в пробирку-реактор 1, закрыть ее пробкой с газоотводной трубкой 2 и укрепить в лапке штатива. Надеть на газоотводную трубку колбу-приемник 3.
Наполнить дистиллированной водой кристаллизатор и добавить 8-10 капель фенолфталенина.
Нагреть пробирку-реактор. Поднести к отверстию перевернутой колбы влажную полоску красной лакмусовой бумаги, смоченную дистиллированной водой.
Смочите стеклянную палочку концентрированной соляной кислотой и поднесите ее к отверстию перевернутой колбы.
Прекратить нагревать , снять со штатива колбу, не переворачивая ее. Продолжая держать колбу вверх дном, закрыть ее пробкой с газоотводной трубкой . Закрыть пальцем отверстие газоотводной трубки 1 и погрузить ее в кристаллизатор с водой2. Отпустить палец под водой на короткое время, достаточное, чтобы капля воды попала в газоотводную трубку. Вновь зажать отверстие газоотводной трубки и вынуть ее из воды. Не отнимая пальца от отверстия газоотводной трубки, переверните колбу вниз дном, стряхтите воду из трубки в колбу, после чего снова погрузите газоотводную трубку в сосуд с водой и, отпустив палец, откройте отверстие.
Наблюдения. Как изменяется окраска красной лакмусовой бумаги в присутствии аммиака?
Что происходит при контакте хлороводорода с аммиаком?
Растворяется ли аммиак в воде?
Заполните таблицу по результатам наблюдений.
№
Реактивы
наблюдения
Выводы. Уравнения реакций.
1
2
3
Обсуждение результатов:
Составьте уравнение реакции получения аммиака.
Объясните явление, наблюдаемое при взаимодействии газообразного хлороводорода с аммиаком.
Составьте уравнение реакции между хлороводородом и аммиаком.
Составьте уравнение реакции между аммиаком и водой.
Практическая работа по теме: «Приготовление раствора поваренной соли с заданной массовой долей вещества» (8 класс)
Цель работы:
-отработать навык рассчитывать массовую долю вещества в растворе и готовить такие растворы на практике;
-отработать практические навыки взвешивания вещества, определения объема вещества, растворения;
-осуществление межпредметных связей между химией, математикой и физикой;
- приобретение практических навыков и знаний необходимых в повседневной жизни.
Оборудование и реактивы: весы с разновесами, колба коническая, стаканчик с поваренной солью, палочка, колба с водой, мерный цилиндр.
Задание 1 уровня.
Приготовьте 200мл 10% раствора поваренной соли.
Алгоритм работы.
Рассчитайте массу соли, необходимой для приготовления данного раствора, по формуле: m((в-ва)= m(раствора) W\ 100%
Рассчитайте массу воды, необходимую для приготовления раствора:m(воды) = m(р-ра)-m(в-ва)
Рассчитайте объем воды, если плотность воды равна 1г\мл (1кг\м3)
Взвесьте на весах необходимое количество соли.
Измерьте мерным цилиндром необходимое количество воды.
Смешайте в колбе соль и воду.
Задание 2 уровня.
Приготовьте раствор поваренной соли массой 150г с массовой долей 0,1
Алгоритм действий.
Выберите, какие формулы и в какой последовательности вам понадобятся для решения данной задачи:
Вычислите по формулам массу вещества( поваренной соли), которая понадобится для получения вашего раствора.
W%= m(в-ва) 100%\m(р-ра)
Взвесьте необходимую массу соли на весах.
Отмерьте мерным цилиндром нужный объем воды.
Приготовьте раствор в колбе.
Урок –упражнение. Количественные отношения в химии
(8 класс).
Вариант -1. Найдите неизвестные и рассчитайте молярную массу и молярный объем.
Газы(н.у.)
М (г\моль)
m (г)
Vm(л\моль)
V (л)
v (моль)
O2
Х
Х
0,5
H2S
17
Х
Х
SO2
Х
44,8
Х
Вариант -2. Найдите неизвестные и рассчитайте молярную массу и молярный объем.
Газы (н.у.)
М(г\моль)
m (г)
Vm(л\моль)
V (л)
v (моль)
H2
Х
Х
3
O3
Х
44,8
Х
CH4
Х
Х
Х
NH3
68
Х
Х
HCl
Х
1,12
Х
13PAGE 15
13PAGE 14315
Физические свойства
Классификация?
Экология?
Строение полимера?
полимеры
Применение?
Получение?