Поурочное планирование по литературе для 5 класса


Поурочно-тематическое планирование 5 класс

п/п № урока Дата Тема урока Основные элементы содержания Практика Формы контроля ИКТ-поддержка Планируемые результаты обучения
ВВЕДЕНИЕ (1 час).
1 1 Книга и ее роль духовной жизни человека и общества. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Знакомство с учебником-хрестоматией: разделы, содержа-ние, справочный материал. Моно-логическая речь учащихся о первой встрече с книгой. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. Выставка книг, портреты писателей и поэтов, репродукции к художественным произведениям.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы. Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 часов).
2 1 Русский фольклор. Малые жанры. Знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности загадок и считалок Чтение статьи учебника. Чтение примеров, определение фольклорных жанров. Ответы на вопросы Выставка книг. Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
3 2 Детский фольклор. Загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. Конкурс на лучшее чтение и сочинение скороговорки загадки. Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение
4 3 Сказка как особый жанр фольклора Представление о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Сказка и её виды (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Чтение и обсуждение статьи учебника. Определение понятия сказка Определить сказки по названию. Ответ на вопрос Презентация «Сказка».
Иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова Базовый: знать жанровые особенности сказки
5 4 «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Сказка и сказочные элементы. Волшебная сказка и её особенности.
Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой Чтение,обсуждение и составление плана статьи учебника. Определение понятия сказка. Чтение и обсуждение сказки Составление плана Мультфильм «Царевна-лягушка». Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки
6 5 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа Совершенствование навыков пересказа и речи Пересказ эпизода Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы, выставка книг, иллюстраций Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды
7 6 Сказка о животных «Журавль и цапля» Бытовая сказка «Солдатская шинель» Народное представление о справедливости,. Отражение народных представлений о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках Развитие навыков пересказа, монологической речи Анализ сказок по группам Презентация «Сказка». Иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды
8 7 В.ч. Мои любимые сказки. Презентация учащимися любимых сказок Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам ” Проверка и оценка качества знаний, полученных при изучении темы “Русские народные сказки” Иллюстрации И. Билибина,В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу
9 8 Обучение сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках» Написание чернового варианта сочинения Сочинение Иллюстрации И. Билибина,В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 час)
10 1 «Подвиг отрока киевлянина хитрость воеводы Претича» Жанры древнерусской литературы, с чертами русских летописей, нравственные аспекты летописи Ответы на вопросы и выполнение задания рубрики «Обогащаем устную речь». Чтение по ролям. Составление цитатного плана. Энциклопедия для детей. Т. 9. (М.: Аванта+, 1998) Базовый: знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА (1 час) Энциклопедия для детей. Т. 9. (М.: Аванта+, 1998)
11 1 М.В.Ломоносов. Слово о писателе. «Случилось вместе два астронома в пиру…» Познакомить с детством, юностью и литературной деятельностью М.В. ломоносова, дать понятие о вкладе Ломоносова в науку и литературу, показать юмористический характер стихотворения, дать понятие о родах и жанрах литературы Выразительное чтение. Ответ на вопрос: «Почему А.С.Пушкин назвал Ломоносова «первым университетом». Презентация Power Point. Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА ( 29 часов)
12 1 Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. Познакомить с истоками басенного жанра. Чтение,обсуждение и составление плана статьи учебника. План рассказа о баснописце. Портрет.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Киоилла и Мефодия. 5-6 классы Базовый: познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века
13 2 И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок». Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова Чтение,обсуждение басни Чтение по ролям Викторина на знание басен И.А.Крылова Иллюстрации Е.Рачева, А.Лаптева Базовый: знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль ,
владеть навыком объяснения смысла морали
14 3 И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали Выразительное чтение басен (одну из них наизусть). Нарисовать иллюстрации к басне «. Выучить басню наизусть Инсценированное чтение. Мультфильм по мотивам басни «Ворона и лисица». Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, на- ходить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи;
15 4 И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.
Художественные особенности басни: при- сутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц
Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям. Чтение наизусть одной из басен Карточки для дифференцированного контроля. Знать художественные особенности басни
16 5 В.ч. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова Р.р. Сочинение басни. Знакомство с многообразием басен Т.А.Крылова Подготовка к чтению по ролям. Создание иллюстраций. Создание басни ( черновой вариант) Чтение по ролям. Презентация своих иллюстраций. Создание басни Мультфильмы по мотивам басен Крылова. Выставка детских рисунков. Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделуУметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр
17 6 В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки Познакомить с творчеством писателя, понятием “литературная сказка” Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной». Портрет. Базовый: знать отличие литературной сказки от народной
18 7 В.А.Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады Знакомство с жанром баллады и его отличительными особенностями Выразительное чтение Портрет Базовый: знать особенности жанра баллады
19 8 А. С. П у ш к и н. Слово о поэте.
Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Совершенствовать навыки выразительного чтения Выразительное чтение Портрет.
Альбом «Пушкин»
Презентация Power Point. Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила
20 9 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки Познакомить с историей сюжета, центральными образами сказки Чтение по ролям, сравнительная характеристика героев. Мультфильм «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”
21 10 Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность Уточнить и систематизировать знания по сказкам А. С. Пушкина Ответы на вопросы после статьи учебника Портрет поэта,
иллюстрации Базовый: обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос
22 11 Обучение сочинению по сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина Понятие темы сочинения, план сочинения Работа над понятиями темы сочинения, над составлением плана сочинения Сочинение Портрет поэта,
иллюстрации Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу.
2 триместр 23 12 Р.р. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. Ритм, рифма, строфа. Познакомить с понятиями стихотворной и прозаической речи, ритма, рифмы, строфы. Чтение статьи учебника Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме). Презентация Power Point. Знать такие понятия как ритм, рифма, строфа
24 13 Контрольная работа. по творчеству И.А.Крылова., В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. Тест Тест Тест Портреты поэтов,
иллюстрации Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу
25 14 М.Ю. Лермонтов . Слово о поэте. «Бородино». «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения, Патриотический пафос стихотворения.
Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Презентация Power Point. Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев
26 15 Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». Беседа об изображении героев в стихотворении Лермонтова. Групповые задания. Анализ эпизода «Бой под Бородино». Аналитическая работа над пейзажными описаниями и описанием боя. Беседа, групповые задания, анализ эпизода, аналитическая работа Устное рисование, комментирование художественного текст
Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев
27 16 Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести Биография и творчество писателя; языки фантастический сюжет произведения Чтение статьи учебника. Работа в парах: вопрос – ответ. Развернутые ответы на вопросы Портрет.
Альбом «Гоголь»
Презентация Power Point. Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя
28 17 Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Найти примеры использования в повести эпитетов, сравнений, гипербол, определить их роль в тексте. Пересказ Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя
29 18 Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения Выразительное чтение Презентация Power Point. Базовый: уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения
30 19 Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения Развернутые ответы на вопросы Портрет Некрасова, иллюстрации к поэме Базовый: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос
31 20 И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна Познакомить с детскими годами жизни Тургенева, с началом его литературной деятельности, познакомить с историей создания рассказа «Муму» Познакомить с детскими годами жизни Тургенева, с началом его литературной деятельности, познакомить с историей создания рассказа «Муму» Развернутые ответы на вопросы Портрет.
Презентация Power Point. Базовый: знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.
32 21 Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества Показать, как раскрывается характер героя во взаимоотношениях с другими людьми Пересказ Презентация Power Point. Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.
33 22 Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» Показать роль портретной характеристики, роль противопоставления в рассказе Пересказ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.
34 23 Тестовая работа по творчеству Тургенева Знание содержания произведения. Тест Тест Портреты поэтов,
иллюстрации Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу
35 24 Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
Познакомить с биографией и творчеством писателя, показать гуманистическую направленность рассказа Толстого, развивать навыки анализа текста Развернутые ответы на вопросы Портрет.
Презентация Power Point. Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»;
36 25 Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев и подготовка к сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Сравнительная характеристика героев Прием контраста при создании характеров героев. Нравствен ные ценности в рассказе. Про блема смысла жизни Пересказ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь ими оперировать при 1 создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя.
37-38 26-27 А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литер. деятельности. «Хирургия» как юмористическмй рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе Знакомство с творчеством писателя, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения Выразительное чтение Портрет. Знать автора и биографческие сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации
39 28 Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений Прививать интерес к поэзии, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, устного рисования Выразительное чтение Портреты.
Презентация Power Point. Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
40 29 Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений Прививать интерес к поэзии, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, устного рисования Выразительное чтение Портреты.
Презентация Power Point. Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
Русская литература XX века (23 часа)
41 1 И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа Рассказ о жизни И.Бунина, навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин Развернутые ответы на вопросы Портрет Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.
42 2 В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений Познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести Развернутые ответы на вопросы Портрет Короленко, иллюстрации к повести Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.
43 3 Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев Понять и объяснить смысл названия повести В. Г. Короленко “В дурном обществе”, определять позицию автора Пересказ Иллюстрации к повести. 44 4 Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. Развивать навыки характеристики героев, анализа текста, работы над сочинением Развернутые ответы на вопросы. Пересказ Иллюстрации к повести. Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми,
45 5 Р.Р. Обучение сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства» Развивать навыки характеристики героев, анализа текста, работы над сочинением Сочинение Иллюстрации к повести. Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.
46 6 С. А. Есенин. Слово о поэте Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений Рассказать о жизни С. Есенина, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин Выразительное чтение Портрет Есенина.
Презентация Power Point. Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.
3 триместр (22 урока)
47 7 П. П. Бажов. Слово о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера Дать понятие о жанре сказа, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализа текста Анализ эпизодов. Портрет. Базовый: знать содержание сказов П.П. Бажова уметь определять тему произведения, выделять проблемы.
48 8 К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Теплый хлеб» Романтическая настроенность произведений писателя Познакомить с творчеством писателя. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Выразительное чтение. Составление плана. Портрет Базовый: знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.
49 9 К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Теплый хлеб» Нравственные проблемы произведения Показать роль пейзажа в сказке. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Выразительное чтение. Составление плана. Портрет Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.
50 10 К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского Показать, как изображаются отношения человека и природы Пересказ, устное рисование. Портрет Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.
51 11 С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.
Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла Кратко познакомить с жизнью и творчеством С.Я. Маршака, расширить представление о драме как роде литературы, показать традиции народной сказки в пьесе Маршака, развивать навыки выразительного чтения , анализа текста Чтение по ролям. Устное рисование. Портрет Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.
52 12 Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. Развивать творческие способности учащихся, развивать навыки выразительного чтения и анализа текста Устное словесное рисование. Портрет Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.
53 13 А.Платонов . Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Познакомить с особым миром платоновских героев – с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира Составление плана рассказа о главном герое. Портрет. Базовый: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев
54 14 Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира Познакомить с особым миром платоновских героев – с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием Пересказ Портрет Базовый: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев
55 15 В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки Пересказ истории с глухарем. Портрет. Базовый: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева
56 16 «Открытие». Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки Составление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга». Портрет. Базовый: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева
58 17 Р.Р. Сочинение Сочинение на тему: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?». Развивать навыки характеристики героев, анализа текста, работы над сочинением Сочинение Иллюстрации к повести. Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.
59 18 Война и дети. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны
К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». А. Т. Твардовский.. «Рассказ танкиста» Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, развивать патриотические чувства учеников, развивать навыки анализа поэтического текста Выразительное чтение Презентация Power Point. Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,
Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль
60 19 Война и дети. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны
К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». А. Т. Твардовский.. «Рассказ танкиста» Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, развивать патриотические чувства учеников, развивать навыки анализа поэтического текста Выразительное чтение наизусть Презентация Power Point. Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,
Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль
61 20 Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения Выразительное чтение Портреты, репродукции картин русских художников.
Презентация Power Point. Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, опреде- лять настроение, которым проникнуто стихотворение).
62 22 Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения Выразительное чтение Портреты, репродукции картин русских художников.
Презентация Power Point. Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, опреде- лять настроение, которым проникнуто стихотворение).
63 23 Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах Расширить представления учеников о юморе в литературе, развивать навыки пересказа и анализа текста, развивать творческие способности , чувство юмора Выразительное чтение эпизодов. Анализ эпизодов Портрет Базовый: знать биографические сведения о Саше Черном и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове;
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов).
63 1 Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Всересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Стивенсона, углубить знания о литературной балладе, совершенствовать умения и навыки анализа поэтического текста, показать героический характер баллады, работать над выразительным чтением Выразительное чтение. Портрет Знать автора баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт, Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль
64 2 Даниель Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Портрет.
Художественный фильм «Удивительные приключения Робинзона Крузо» Базовый: знать биографические сведения о
Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения
65 3 Х.К. Андерсен. «Снежная королева» Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда Познакомить с биографией Х.-К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника, пополнить знания по сказкам Андерсена, совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки Подбор цитат к характеристике Кая, Герды. Портрет.
Художественный фильм «Снежная королева». Базовый: знать своеобразие Андерсена-сказоч-ника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки
66 4 Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена Познакомить с биографией и творчеством писателя, совершенствовать умение словесного рисования Пересказ любимых эпизодов романа. Портрет.
Художественный фильм «Приключения Тома Сойера». Базовый: иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)
67-68 5-6 Путешествие по стране Литературии 5 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам.
Викторина по литературии 5 класса Иллюстративный материал Литература на лето.