Разработка открытого мероприятия по русскому языку с приложениями
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12»
Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме: "Диковинная речь"
Разработчик: Буракова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы
Участники: Учащиеся 10,11 кл., приглашенные из числа администрации, учителей русского языка.
Направление деятельности учителя: внеклассная работа по предмету в рамках недели русского языка
Цель мероприятия - привлечение внимания к проблеме чистоты русского языка
Задачи:
- дать понятие о жаргонах, сленгах
- показать отрицательную роль сквернословия в нашей речи, выявить причины обеднения разговорной речи
- призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи
- вызвать стремление к искоренению сквернословия, предложить пути исцеления от грубых слов, жаргонов.
Форма проведения: защита исследовательского проекта
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слово учителя
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я благодарю всех, кто нашел в себе силы в пятницу, правда 12 (это, поверьте, хорошая примета) на 7 уроке прийти в гости к Русскому Языку.
Наше мероприятие названо «Диковинная речь», разберемся, почему? Ведь слово диковинный (Слайд) имеет разговорную окраску и означает редкий, необыкновенный, вызывающий удивление; небывалый, невиданный, неслыханный. ИМЕЕТ КОРЕНЬ ДИК. Составьте однокоренные слова (дикарь, дикий, дикообраз, дикорастущий,..). Вот о таких дикорастущих словах-дикарях в русском языке сегодня пойдет речь.
Ученики 10 кл.: Начнем разговор с простой школьной ситуации, итак «Подслушанный разговор»
Старшеклассник выскочил из класса, его встречает товарищ с вопросами, состоялся диалог:
- Ну что, завалил?
- Прокатило, все ок!
- А что классуха, лютует?
- Да вообще жесть!
- Забей!
- Ага, она сказала, что я весь урок провтыкал, вечером будет родокам звонить, верняк начнется прессовальня, труба новая накроется, что батя за 14 косарей обещал.
- Может, пронесет, на фиг париться раньше времени.
- Есть че похавать?
- Не, я седня пустой…
Если бы этот разговор услышал иностранец, изучавший русский язык по институтским пособиям, он решил бы, что здесь собрались жертвы какой-то расправы, а спасенный счастливо рассказывает о проделках злодейской шайки. Современному школьнику этот язык понятен: К сожалению, на этом диковинном языке, точнее жаргоне разговаривает почти добрая половина наших подростков.
Старинная русская пословица гласит: “В семье не без урода”. В языке тоже есть уроды – это жаргонизмы. Однако, что скрывать, явление имеет место быть, мало того, очень распространено. Докажу, что вы знакомы с этими уродами. Побудьте переводчиками для иностранцев, учащих литературный язык: (Слайд):
БабосыАватаркаКотлы
Весло
Виснуть
Врубаться
ВтюхатьсяДыхалкаКосяк
Звезду поймал
Измена
Инет
ИнфухаКислый
Красная шапочка
ФрилансерФонарь
ТусаЖаргон – это разновидность речи, используемая в узком кругу просвещенных. Это грубый, обедненный, безобразный заменитель настоящего языка! Жаргонизмы не понятны людям, непросвещенным, а это создает повод для недоразумений.
Слайд
И нет у нас другого достоянья!Умейте же беречь,Хоть в меру сил, в дни злобы и страданьяНаш дар бессмертный – речь!
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества. В разные периоды жизни разным был язык. Сообщества людей постоянно изобретало свои способы общения. Для них важно, чтобы их не понимали посторонние. Сленг – это заниженный стиль речи, размывающий нормы языка, речевого этикета. Он становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит по телевидению. Молодежь является носителем сленга, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь становится престижным. Примерами служат тексты песен “Мне все по барабану” - группа “Сплин”, “Заколебал ты” - “Дискотека Авария”.
Пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днем. С течением времени ускоряется темп жизни, растет словарный запас, расширяется словарь сленга.
Что такое сленг как явление, каковы его функции и каковы результаты исследований расскажут десятиклассники, которые представят свой проект.
Защита проекта «Слэнг» Оберемок, Адаменко, Чучуева, Долгополов
Канидат биологических наук Петр Петрович Горяев и кандидат технических наук Георгий Тертышный изобрели аппарат, который переводит слова в электромагнитные колебания. А они влияют на молекулы наследственности ДНК. Ругается человек , не переставая – и его хромосомы корежатся, гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать.
Противоестественные программы. Так постепенно потомству переявление дается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали: бранные слова вызывают мутогенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное излучение мощностью в тысячи рентген.
Эксперимент с облучением много лет проводился на семенах растения АРАБИДОПСИС. Почти все они погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродцами. Эти монстры, перенеся множества болезней, передали их по наследству. Через несколько поколений потомство полностью выродилось.
Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они могли произносится то громко, то тихо. На этом основании ученые сделали выводы, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК. Был проведен противоположный эксперимент, ученые благословляли семена погибших растений, перепутавшиеся гены срослись, семена ожили...
Ученые пришли к выводу: ДНК воспринимает человеческую речь. Горяев считает, что с помощью словесных мыслеформ человек созидает свой генетический аппарат. К примеру, ребенок, взявший от родителей определенную наследственную программу, начинает дебоширить, сквернословить. И разрушает и себя, и свою среду. И катится этот снежный ком из поколение в поколение. Однако ДНК не разбирает, общаетесь ли вы с живым человеком или с героем телевизионного сериала. Пиратские(гоблинские) переводы.
Учитель: И правда то, что мы слышим ненормативную лексику, употребляем ее. Трудно противостоять моде, современному бегу времени, но послушаем слова Д.С Лихачева.
Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык!
Савотина А. Чтец:
Мое человечество!Что мы так часто грубим?Нам не извиненья,Когда мы грубим,Лишь отругиваясьВедь грубость потомКак болезнь переходит к другим.И снова от них возвращается к нам,Наша грубость.Грубит продавщица,Официантка грубит. Кассирша на жалобной книгеТихонько расположиласьНо эта ли грубость-Лишь голос их тайных обидНа грубость чужую.Которая в них отложиласьМое человечество!Будем друг к другу нежней!
Учитель: Мне хотелось бы закончить наше мероприятие стихотворением, которое призывает не только заботиться о чистоте к своей речи, но и к уважению к русскому языку, как великой ценности нашего народа. И нет у нас другого достоянья!Умейте же беречь,Хоть в меру сил, в дни злобы и страданьяНаш дар бессмертный – речь!
Задание на сопоставление высказываний и авторов.
Выучи русский язык!Если хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре,-Выучи русский язык!Он твой наставник великий, могучий,Он переводчик, он проводник.Если штурмуешь познания кручи -Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родникБлещут зеркальностью русского слова.Выучи русский язык!
(С. Абдулла, узбекский поэт)
Ну а наши ребята русский язык учат, а потому участвуют во всевозможных конкурсах по русскому языку. Сегодня мне приятно подвести итоги зимней Международной дистанционной олимпиады по рус. Яз, проводимой сайтом ИНФОУРОК. Принимало участие 28 человек.
Церемония награждения сертификатами и дипломами!