Формирование адаптивной среды на уроке английского языка через использование здоровьесберегающих технологий
МБОУ Ярцевская средняя школа №1 Ярцевского района Смоленской области
Формирование адаптивной среды на уроке английского языка через использование здоровьесберегающих технологий
Материал подготовила
Дудина Т.А.
Учитель английского языка
2017
Здоровьесберегающая среда на уроках английского языка
Цель современной школы- подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребоваться им в
дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть реализовано с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов в организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.
На своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательный и развивающих целей, поддержание мотивации обучения я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, что бы урок проходил непринужденно, создавалась бы приятная, располагающая к знаниям обстановка. В урок включаю физкультминутки.
Цель физультминутки- снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Это различного рода движения,игры, пение, танцы. Но при проведении физкультминутки перед учениками ставится цель запомнить языковой материал. Вместе с тем ненавязчиво ведется работа над фонетикой, лексикой и грамматикой.
На всех этапах обучения иностранному языку важно отсутствие однообразия и монотонности, частная смена деятельности, методы и приемы способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения.
Игра- одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствии:
Например: Игра- пантомима:
-При изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).
-При изучении темы: ‘’My pet” изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
-При изучении темы:”My day” изобразить действия, которые выполняются обычно в течении дня.
- при изучении темы «Спорт» изобразить вид спорта с последующим угадыванием. Эти игры используются для разития координации частей тела, пространственно-временных ориентировок.
Учащимся старших классов по душе игра-проект(Project), где они пишут проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою правильную точку зрения с одной стороны, и совершенствуют английскую речь с другой.
В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно - ориентированные.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.
Стихи и песни на уроке – хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.Хочу сказать, что ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес учащихся можно вызвать ознакомление с новыми английскими иллюстрированными журналами и газетами, рассказом о каком-нибудь англоязычном городе, новой информацией о праздниках и обычаях.
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету.Доброжелательный тон педагога – важный момент здровьесберегающих технологий.
В начале и в конце учебного года я провела анкетирование среди учащихся 4-х классов о настрое и положительной мотивации к предмету.
Почему одни хорошо учатся, а другие не очень? Случается так: на уроке ученик был, учителя слушал и даже что-то записывал, а пришел домой – и ничего не помнит. И как задачу решать – совершенно непонятно. А кажется, что-то объяснили… Трудности в учебе бывают у всех, даже у отличников.
АНКЕТА «ТРУДНОСТИ В УЧЕБЕ»
Попробуй выяснить, в чем причина трудностей лично для тебя.
Выбери и отметь подходящий вариант.
На уроках мне обычно... интересно скучно
На уроках я... слушаю внимательно часто отвлекаюсьДомашние задания я выполняю… сразу после школы поздно вечеромЕсли что-то не получается, я… стараюсь добиться успеха сразу сразу бросаю
Если мне что-то не понятно на задам вопросы учителю побегу науроке, я… после урока переменуМне …… английский язык интересен не интересенЯ …… заниматься английским хочу не хочуязыком каждый день
Прочти все получившиеся фразы. Результаты этого теста могут подсказать тебе, на что надо обратить внимание в первую очередь
ТВОЕ МНЕНИЕ – на что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить свои успехи в изучении английского языка? (Подчеркни.)
1. Режим дня.2. Тренировка силы воли.3. Тренировка памяти.4. Дополнительные занятия.5. Развитие логического мышления.6. Чтение.7. Поведение на уроках.
По итогам тестирования сделала вывод, что, используя здоровьесберающие технологии на уроках иностранного языка, у учащихся прослеживается повышение качества знаний, положительная мотивация к предмету повышается, увеличивается количество учащихся, желающих изучать английский язык.
Я провела анонимный опрос учащихся.
Результаты опроса учащихся
На вопрос: “Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения минуток, частой смены видов деятельности на уроке?” учащиеся ответили следующим образом:
- перестали ждать перемену 25%- уроки проходят быстрее 20%- уроки стали интереснее 27%- повысилась активность на уроке 10%- изменились взаимоотношения с учителями 6%- улучшилась учебные результаты 14%
Таким образом, особую роль релаксации на уроке английского языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Для снятия напряжения во время урока необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учащихся создалась бы располагающая к занятиям обстановка.
Результатом использования здоровьесберегающих технологий стало значительное снижение заболеваемости среди учащихся, снизился уровень тревожности, возросло качество знаний, а также были созданы оптимальные условия для самовыражения. Основные факторы здоровьесберегающих технологий, используемых на уроках учителем английского языка.
№ Здоровьесберегающие
факторы Наличие факторов на уроке
1. Санитарно-гигиенические
условия урока:
-воздушно-тепловой режим;
-освещенность;
-соответствие мебели росту
учеников;
-чистота и эстетика кабинета;
-цветовая гамма кабинета. Соответствует нормам СанПина2. Плотность урока Не менее 60% и не более 75%-80%
3. Количество видов учебной
деятельности 2-4
4. Средняя продолжительность
различных видов учебнойдеятельности Не более 10 мин.
5. Частота чередований различных
видов учебной деятельности Смена не позже, чем через 10 мин.
6. Количество видов преподавания Не менее 3
7. Наличие физкультминуток На каждые 20 мин. урока по 1 мин.
8. Психологический климат Преобладание положительных эмоций
9. Наступление утомления учащихся Не ранее 40 мин.
Календарно-тематическое планирование по английскому языку было разработано с частичным применением дополнительных учебных пособий, позволяющих реализовать принцип учёта различных типов восприятия учащихся (визуальный, аудитивный, кинетический тип восприятия информации). Эта работа находится в стадии систематизации и обобщения имеющегося опыта.
Вышеуказанные нововведения позволили повысить мотивацию учащихся, что отразилось в результатах промежуточной аттестации в 2-х и 10-х классах (улучшение результатов на 5,2%),и снизить уровень утомляемости учащихся после уроков английского языка, что было выявлено в результате проведенного мониторинга (снижения уровня утомляемости на 10%). Это позволило снизить учебную нагрузку на учащихся, осуществить метапредметные связи и в конечном итоге приблизить процесс обучения к реальному, естественному процессу познания.