Программа патриотического воспитания обучающихся
Принято на педагогическим УТВЕРЖДАЮ:
совете школы № 3 Директор МБОУ СОШ № 8
0т «22» декабря 2014 г. имени Н.В. Пономарёвой
________П.С. Луценко
Программа
«Патриотическое воспитание учащихся»
МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой
г. Ульяновск, 2014 г.
Нормативно - правовые основы Программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795);
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16);
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16);
- Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”;
-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение ,2009.
Всякая благородная личность глубокоосознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством»В.Г. Белинский
Введение
Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ чуждых идеалов и стереотипов оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Всё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общеобразовательной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность к её защите.
Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).
В Программе отражены основные цели, задачи, направления, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания обучающихся, , а также условия, средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой на период с 2015 по 2018 годы.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Концептуальные идеи программы
Необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Последнее десятилетие XX века активно разрушался фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушались ориентиры, на которые нацеливалась молодежь. Новое поколение вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. Утратило свое истинное значение слово «патриот», а слово «нравственность» часто произносится с иронией. И как неизбежный результат - растет наркомания, пьянство и детская преступность, каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии, боятся ее, как чумы.
Проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Патриотизм - это зов наших предков. Многие века русские воины уходили на бранные поля постоять за Отечество - за землю отцов, за отчую честь. Под патриотизмом везде и всюду понимают любовь к своей Родине, не только к своему маленькому домику с забором, деревне, городу, а ко всей стране. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира.
Как идея - это необходимое условие существования любого государства. В патриотизме народа - сила государства.
Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества.
Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. В концепции программы система патриотического воспитания школьников действует при наличии:
- мотивированных к воспитанию педагогов;
- научно-методического обеспечения воспитательного процесса;
- финансово-материального обеспечения;
- организационно-педагогического обеспечения;
- правовых условий.
Целью Программы является в условиях образовательной среды сельской школы совершенствование и развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе консолидации усилий педагогического коллектива школы, органов школьного, местного самоуправления, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации, ученых решать задачи патриотического воспитания учащихся школы.
Программа определяет основные направления развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать у учащихся патриотизм. Патриотизм это чувство Родины, отражающее отношение подростка (субъекта) к Родине (объекту), ориентация на служение ее интересам, выражающиеся в уважении к истории, традициям, ценностям культуры, в участии в социально-значимой деятельности.
Когнитивный компонент патриотической воспитанности подростка демонстрирует наличие знаний истории и традиций народа, государственной символики, правил ее применения, понимании сущности патриотизма.
Эмоционально-мотивационный компонент раскрывает характер отношения к Родине и мотивы патриотического поведения, обуславливающие проявление действенного патриотизма.
Деятельностный компонент заключается в участи подростка в социально-значимой деятельности.
Сформулированная цель Программы предполагает воспитание учащихся-патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школы, разнообразные виды деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные направления дальнейшего совершенствования и развития системы патриотического воспитания в школе;
-выявить условия для формирования у подрастающего поколения патриотизма;
-определить приоритетные направления патриотического воспитания учащихся школы и мероприятия по их реализации;
-четко определить этапы реализации программы.
-сформулировать критерии
Основные направления дальнейшего совершенствование и развития системы патриотического воспитания в условиях образовательной среды школы
Основными направлениями дальнейшего совершенствование и развития системы патриотического воспитания в школе остаются:
1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
2. Совершенствование деятельности администрации школы по научно-методическому сопровождению участников образовательного процесса в вопросах патриотического воспитания школьников.
3. Конкретизация основных направлений патриотического воспитания школьников и их содержания.
4. Координация деятельности педагогов школы, органов школьного, местного самоуправления, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации в интересах патриотического воспитания школьников.
Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:
1. В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
2. Функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования;
3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
4.Развивается музейная работа;
5. Активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;
6. Развивается школьное ученическое самоуправление;
7. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.
8.Развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, родительским сообществом, средствами массовой информации, учеными вузов.
Патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.
Курс «Окружающий мир», внеурочная деятельность духовно-нравственного, общекультурного, общеинтеллектуального, спортивно-оздоровительного, социального направлений; спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Обществознание», «Литература», «История», «Краеведение». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих, социальных проектов, школьного музея.
Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досуговое общение.
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курса обществознания, права, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Традиционными в школе стали участие старшеклассников в олимпиаде по избирательному законодательству, участие в работе школы актива «Лидер» и др. Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Опыт работы показывает, что содержание и формы патриотического воспитания обновляются путём системной деятельности по ряду взаимосвязанных направлений.
Такими приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе стали:
1)духовно-нравственное «Я – патриот»;
2)культурно-историческое «Малая Родина»;
3)гражданско- правовое «Я-гражданин»;.
4)военно-патриотическое «Дни воинской славы»;
5) спортивно-патриотическое;
6) культурно-патриотическое.
Духовно-нравственное направление включает в себя:
-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, стремление соблюдать правила поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу;
-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Культурно-историческое направление предполагает:
-воспитание у учащихся любви к своей «малой» родине, родному краю, её замечательным людям;
-вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Гражданско-правовое направление ориентировано на:
-изучение государственной системы РФ, её Конституции, Гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;
-формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
-формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
-развитие реально действующего школьного самоуправления.
Военно-патриотическое воспитание включает в себя:
-изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой отечественной войны;
-сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
-формирование позитивного образа Вооружённых Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Мероприятия по реализации основных направлений Программы
№ п/п.
Наименование мероприятий
Сроки реализации
Исполнитель
Духовно-нравственное направление
1.
Использование определённых форм работы на уроках по предметам гуманитарного цикла
2015-2018
Учителя-предметники
2.
Организация и проведение мероприятий, посвящённых «красным дням календаря»
2015-2018
Заместитель директора по учебно - воспитательной работе
3.
Работа лектория по темам «Духовно-нравственное воспитание личности», «Здоровый образ жизни»
2015-2018
Классные руководители
4.
Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремлённость, предприимчивость
2015-2018
Психолог, классные руководители
5.
Работа по формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (День семьи, тематические вечера, праздники для мам, бабушек, пап, классные часы)
2015-2018
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, психолог, классные руководители
Культурно – историческое направление
1.
Курс «Краеведение»
2015-2018
Учитель географии, истории
2.
Культурно – исторические встречи «Моя малая Родина»
2015-2018
Библиотекарь
3.
Конкурс стенгазет «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны
2015-2018
Классные руководители
4.
Конкурс рефератов «Наши знаменитые земляки»
2015-2018
Учителя – предметники
5.
Участие в областных, городских патриотических акциях
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
6.
Проведение в рамках предметной недели по экологии классных часов, тематических вечеров, конкурсов плакатов, фотографий, презентаций на экологическую тему
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
Гражданско – правовое направление
1.
Продолжение изучения основ государственной системы РФ, конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России, Ульяновской области
2015-2018
Учителя - предметники
2.
Проведение правовой декады
Ежегодно (конец ноября – начало декабря)
Учителя - предметники, классные руководители
3.
Организация встреч с представителями полиции, суда и прокуратуры
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе
4.
Организация школьного самоуправления
2015-2018
Педагог - организатор
Военно – патриотическое направление
1.
Проведение Уроков мужества в дни воинской славы России с участием ветеранов Вооружённых Сил, Великой Отечественной войны, участников локальных военных конфликтов
2015-2018
Классные руководители
2.
Организация книжных выставок «Военная история России»
2015-2018
Библиотекарь
3.
Организация экскурсий в краеведческие музеи
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе
4.
Организация и проведение выставок детского рисунка «Защитники Отечества»
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе
5.
Подготовка постоянно действующего стенда «Дни воинской славы России»
2015-2018
Библиотекарь
6.
Торжественное проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы и Дню защитника Отечества
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе
7.
Организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе
Военно – профессиональная ориентация. Подготовка юношей к военной службе
1.
Организация встреч юношей 10-11 классов с офицерами военкоматов по вопросам приобретения воинских профессий
2015-2018
Преподаватель ОБЖ
2.
Проведение военных сборов для юношей 10 классов
2015-2018
Преподаватель ОБЖ
3.
Организация и проведение военно-спортивной игры «Зарница»
Ежегодно
Преподаватель ОБЖ
4.
Организация и проведение месячника военно – патриотического воспитания
Ежегодно
Преподаватель ОБЖ, классные руководители
5.
Систематическое проведение учений и тренировок по ГО и ЧС
Ежегодно
Преподаватель ОБЖ
6.
Участие в окружных соревнованиях военно-патриотической направленности, смотрах строя и песни
Ежегодно
Преподаватель ОБЖ, физической культуры
Научно – методическое обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию
1.
Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки школы
2015-2018
Библиотекарь
2.
Создание кино, видео фонда для проведения тематических мероприятий посвященных:
Дню защитника Отечества;
Дню Победы;
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе
3.
Создание СD - и аудифона
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе
4.
Разработка сценариев традиционных школьных праздников.
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе
5.
Разработка различных спортивных и военно-спортивных мероприятий
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе
10.
Изучение позитивного опыта деятельности ОУ района, области, России по организации и содержанию патриотического воспитания
2015-2018
Координационный совет
11.
Проведение социологического исследования по вопросам патриотического воспитания
2015-2018
Психолог
12.
Проведение «круглого стола» с приглашением ученых, ветеранов войны, воинской службы по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, преподаватель ОБЖ
13.
Обобщение опыта работы педагогов школы по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
14.
Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе
15.
Организация проведения «Мастер - классов» для педагогов округа по вопросам патриотического воспитания
2015-2018
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений патриотического воспитания обучающихся школы
Классно-урочная деятельность:- уроки-практикумы;- игровые формы обучения;- интегрированные уроки;- коллективное взаимообучение.
Внеурочная деятельность:- исторические декады;- проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов;- викторины, олимпиады, конференции;- познавательные классные часы.
Творческо-поисковая деятельность:- организация работы школьного музея, экскурсионная работа;- метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности;- творческие работы;- приёмы театрализации.
Диагностическая деятельность: - анкетирование учащихся;- определение уровня воспитанности;- диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
- описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;
- анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;
- сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, с уже достигнутыми показателями.
Изучение передового педагогического опыта:
- участие в районных семинарах, заседаниях МО заместителей директоровпо воспитательной работе;
- изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию учащихся;
- изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию учащихся.
Взаимодействие с общественными организациями:
- проведение мероприятий патриотической направленности совместно с библиотекой, советом ветеранов города, внешними общественными организациями;
- участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности, проводимых общественными организациями.
Основные формы работы по реализации основных направлений системы патриотического воспитания
Содержание основных направлений системы патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
Тематические классные часы с учетом возрастных особенностей
Ведение курса «Краеведение»;
Проведение экскурсий и посещение музеев города
Встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
Экскурсии по городам России;
Военно- спортивная игра «Зарница»
Конференции, конкурсы, смотры;
Работа школьного музея
Этапы реализации Программы
I этап: проектный (2014-2015 гг.)
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический (2015 – 2016 гг.)
Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию
Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
Проведение традиционных школьных мероприятий патриотической направленности.
Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами, общественными организациями.
Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Проводить мониторинг реализации программы.
Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию (окружных, региональных, всероссийских)
III этап: аналитический (2015 – 2016 гг.)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы учреждения.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Ожидаемые результаты реализации Программы, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы патриотического воспитания;
- обогащение содержания патриотического воспитания;
- вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, социальных партнеров.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотизм обучающихся, как основа личности гражданина России.
Оценка эффективности реализации Программы:
В результате осуществления Программы ожидается:
повышение эффективности патриотической работы;
повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
формирование гражданской грамотности учащихся;
внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
обеспечение духовно-нравственного единства в школе;
развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего народа;
сформированность у учащихся школы идеала жизни и идеала человека.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
Доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%
Создание элективных курсов, кружков, секций, реализация дополнительных образовательных программ патриотической направленности.
Привлечение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.
Повышение уровня воспитанности учащихся.
Увеличение количества исследовательско-поисковых работ учащихся.
Увеличение количества педагогов, участвующих в опытно-экспериментальной работе в условиях экспериментальной площадки кафедры педагогики ПГСГА по проблеме патриотического воспитания учащихся.
Контроль над реализацией Программы.
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания, образования и просвещения, создан координационный совет при администрации школы, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1. Заместитель директора по воспитательной работе.
2. Председатели МО.
3. Педагог-организатор школы
4 Учителя истории, обществознания, ОБЖ
5. Библиотекарь.
Тематика классных часов и бесед патриотической направленности для учащихся 1-11 классов школы
1 класс1. «История моего имени и фамилии».2. «Герб, флаг, гимн России».3. «Вот она, какая моя Родина большая».4. «Я – Россиянин».2 класс1. «История моей улицы».2. «Мои семейные реликвии»3. «Славные сыны нашего Отечества»3 класс1. «История моего города ».2. «Моя родословная».3. «Обычаи и традиции родного народа».4 класс1. «Мои предки в труде и в бою».2. «Обычаи и традиции народов России»3. «Красота русской природы»5 класс1. «Что значит любить Родину?».2. «Духовное наследие России».3. «Защищать Родину – это почётный долг».6 класс1. «Литературное наследие России».2. «Отец, Отчизна, Отечество».3. «Праздники русского народа».7 класс1. «Праздники народов России».2. «Искусство России и земли Симбирской».3. «Жители города в годы Великой Отечественной войны».8. класс1. «Гражданин России».2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».3. «Русские за границей».9 класс1. «Обязанность, долг, присяга».2. «Я патриот своей Родины?».3. «Дети на защите Отечества».10 класс1. «Можно ли меня назвать гражданином России?».2. «Достижения русских учёных и изобретателей».3. «Мои замечательные земляки».
11 класс1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».2. «За что я люблю Россию?».3. «Народ и я – единая семья».
13PAGE \* MERGEFORMAT141815
15