Мастер-класс на тему: «Формирование умения работать с текстом, составлять план»


Мастер-класс на тему: «Формирование умения работать с текстом, составлять план»
Добрый день!
Упражнение «Поздоровайся глазами»
- Уважаемые коллеги, давайте мы начнём нашу встречу с упражнения «Поздоровайся глазами».
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь взглядом создать позитивное настроение.
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Все эти умения помогут обучающемуся успешно учиться, а также справиться с промежуточной аттестацией в 1-3 классах, и с Всероссийской проверочной работой в 4 классе, которые являются одним из видов итогового контроля. Главная задача учителя – это научить обучающегося работать с тестом.
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
-Для выяснения образовательных целей, ваших ожиданий и опасений от мастер-класса используем следующий методический прием «Фруктовый сад»
 Этот прием целесообразно использовать в работе с обучающимися. Учителю он позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий).
 Ученикам данный прием поможет более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.
- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию). Спасибо!
У каждого учителя возникает вопрос как же помочь обучающимся установить правильные взаимоотношения с сигналами текста?
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что дети испытывают затруднения в понимании слов, словосочетаний, фразеологизмов, в прогнозировании, в выделении главной мысли текста, в ведении диалога с автором. 
Постановка задач мастер-класса       
Сегодня мы рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом.
Работа над пониманием слов, словосочетаний, фразеологических оборотов
Первой ступенью работы с текстом является понимание каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, входящего в текст. Потому что, не зная отдельных слов, обучающийся может либо совсем не понять текст, либо понять недостаточно полно, либо исказить его смысл.
Поэтому работу с текстом начинаем именно с нахождения непонятных слов, слов, употребленных в переносном значении. Можно предложить следующее задание:
Найдите знакомые слова в новом, непривычном употреблении.
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат. (С. Орлов)
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя. (А.С. Пушкин)
В лесу раздавался топор дровосека. (Н.А. Некрасов)
         Работа с заголовком
Беря в руки любой текст, зрелый читатель ставит пред собой задачу выделить главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.
Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий заголовок.  Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте.
           «В лесу»
Прогнозирование
Большое значение в работе с текстом имеет прогнозирование. Даже читая заголовок, обучающийся в общих чертах предугадывает, о чем пойдет речь дальше.
Предположите, о чем пойдет дальше речь в тексте, который начинается с предложения:
Соболь – небольшой, меньше кошки зверек.
Нахождение в тексте главной мысли
Не менее важно уметь находить в тексте главную мысль. Обучающимся, особенно на первых порах, трудно выполнить данное задание. Здесь можно использовать задания на восстановление рассыпанных текстов. Такая работа требует и схватывания главной мысли, и вычерпывания смыслов из каждого слова, и прогнозирования предстоящего текста. И самое главное, эта работа должна вестись постоянно, а не эпизодически.
На начальном этапе можно дать следующие задания:
Соберите рассыпанный текст так, чтобы получилось осмысленное предложение.
Потому, у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него, песенку, был.
Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы».
Деревня пошла продавать далеко.
Старушка от рынка была молоко.
Развитие умения выделять главную мысль в тексте
Обучающимся начальных классов трудно понять что такое «главное» и «неглавное» в тексте, т.е. выделить главную мысль. Опыт показывает, что лучше всего учить ребенка выделять основную мысль на стихотворных текстах и произведениях фольклора.
Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение.
Закатилось солнце за лесок,
Стал лесок и темен и высок.
Кто-то притаился за сосной,
Что-то прошуршало за спиной,
Загорелись в елках огоньки…
Ой! –
Глаза у страха велики!  (В. Левановский)
Работа над пониманием текста
В работе с текстом не менее важно понимание – это выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Работа с вопросами может быть разной. Используются следующие методические приемы:
Ответы на готовые вопросы.
Самостоятельная постановка вопросов к тексту.
Смешанная: постановка вопросов к тексту и ответы на заданные вопросы. Этот прием самый интересный и наиболее часто используемый педагогами.
Читайте текст и отвечайте на предлагаемые вопросы.
Попробуем поработать с текстом.
Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принес черную грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на землю. Но не только струи дождя лились на людей, а какие-то блестящие продолговатые предметы сыпались сверху.
У вас возникают догадки о дальнейшем рассказе?
Вместе с дождем с неба падали рыбы, и люди, которые видели это чудо, опускались на колени. Они поднимали руки к небу и благодарили богов.
Американские ученые заинтересовались этим сказочным происшествием и выяснили, что это не единичный случай.
        Какие вопросы у вас возникли? ……. Сверьте их с дальнейшим текстом.
Какие силы поднимают рыб в воздух? Почему потом водяные жители падают на землю?
Сформулируйте свои догадки и сверьте с дальнейшим текстом.
Сильные ураганы, которые проносятся над океаном, поднимают рыб вместе с водой. Когда ураган преодолевает огромные пространства, его сила ослабевает, и поднятые ими предметы падают на землю. Именно тогда из грозовых туч низвергается на землю рыбный дождь.
Не возникают ли у вас еще какие-то предположения?
В разных местах земного шара выпадали дожди из водорослей, лягушек, мелких камешков, а в Горьковской области однажды выпал дождь из старинных монет.
Умение беседовать с текстом (автором)
После того как у школьников сформированы отдельные приемы внимательного чтения, можно переходить к выработке у них умения беседовать с текстом, т.е. с автором. Давайте побеседуем с автором. После прочтения каждой фразы вы должны задать вопрос автору или прокомментировать прочитанное.
Три маленькие хрюшки
Отчаянно кричат.
Пора помыть им ушки,
А хрюшки не хотят.
Напрасно мы купали
В корыте поросят.
Они от нас сбежали
И в лужице лежат.
Но нельзя забывать о воображении. Ведь для детей воображение – естественная форма их мысли. Оно помогает им освоиться в еще не совсем понятном им окружающем мире.
На что похож дождь? (на душ, на чудо, на слезы неба)
Какое сравнение может быть в тексте?
Летняя ночь была теплая, как ... (зола костра, мамины руки, бабушкины руки, любимое пуховое одеяло)
Допишем стихотворение по двум первым строчкам, так чтобы оно получилось мрачным, каламбурным, сочувственным, веселым:
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа,  и вот…
Он глотает фталазол
И на всех ужасно зол. (мрачно)
Поднял он ужасный крик:
К острой пище не привык. (каламбур)
Две недели сторожа
Ищут бедного ежа. (сочувствие)
Бегемот во всю хохочет:
Еж ему нутро щекочет. (весело)
Составление плана
Обучающиеся часто испытывают трудности в составлении плана. Чем же важен план текста? Во-первых, план помогает понять текст, лучше запомнить материал, а также является средством самоконтроля и самооценки. Чтобы составить план, нужно понять текст. А чтобы понять текст, нужно уметь выделить в нем существенное, разделить на части. Предлагаю комбинированную методику обучения умению составлять план на примере небольшого рассказа.
ЗАБЛУДИЛСЯ
Стояла холодная зима. Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами.
Вдруг началась метель. Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Дорогу замело. Мальчик долго бродил по лесу. Он устал, сел под ель и заснул.
Мимо ехал колхозник Егор. Под деревом он заметил мальчика. Мальчик был ещё жив. Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в деревню.
Вначале нужно провести диалог с этим текстом:
«Заблудился» – возникают вопросы: кто заблудился? Где заблудился? Почему заблудился? Кто заблудился, предположить очень трудно.
Где заблудился? Чаще всего это бывает в лесу или на каких-то просторах в непогоду. Почему заблудился? Плохо ориентировался в этой местности или была непогода.
Стояла холодная зима.
Наверное, заблудился из-за метели или пурги.
Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами.
Значит, заблудился мальчик в лесу. Наверное, началась метель, и он потерял дорогу.
Вдруг началась метель.
Значит, правильно наше предположение.
Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо.
Всё подтверждается.
Дорогу замело.
Ещё одно подтверждение.
Мальчик долго бродил по лесу.
То же самое.
Он устал, сел под ель и заснул.
Известно, что в таких случаях люди замерзают. Но Ваня, наверное, не погиб; рассказ называется «Заблудился», если бы он погиб в лесу, рассказ назывался бы как-то иначе. Наверное, его кто-то спасёт. Но кто?
Мимо ехал колхозник Егор.
Вот он и спасёт Ваню.
Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в деревню.
Всё правильно».
После такого диалога ребёнок должен выделить главную мысль рассказа, а для этого перечислить, о ком или о чём говорится в рассказе и что об этом говорится: «Здесь говорится о времени года, о Ване, о метели и о дяде Егоре. О Ване говорится, что он пошёл в лес и заблудился. О дяде Егоре – что он нашёл Ваню и спас. О погоде говорится, что была суровая зима и, когда Ваня пошёл в лес, началась метель.
Теперь можно выделить главную мысль рассказа: Ваня заблудился, и его спас дядя Егор».
При нахождении главной мысли были выделены четыре существенные мысли, теперь нужно установить их логическую последовательность. Была зима, Ваня пошёл в лес, потом началась метель, из-за которой Ваня заблудился. И, наконец, дядя Егор нашёл
Ваню и спас его.
После этого текст нужно разбить на части, сгруппировав возле каждой существенной мысли относящийся к ней материал. Наконец, каждую часть нужно озаглавить. Вначале с вопросами, о ком или о чём говорится в тексте и что об этом говорится, к ребёнку обращается взрослый. Однако после непродолжительной тренировки дети должны сами задавать себе вопросы.
Этот развернутый этап обучения можно сравнить с чтением по слогам. Впоследствии человек забывает о начальной стадии обучения чтению. Также и здесь: все эти развернутые действия-рассуждения (о чём говорится, что говорится?) свернутся, а на смену им придёт умение выделять существенное и главное.
При обучении составлению плана соблюдается определённая последовательность действий, которую школьники могут записать в виде следующей инструкции (алгоритма):
1) проведи диалог с текстом;
2) выдели существенные мысли;
3) выдели главную мысль;
4) раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей;
5) озаглавь каждую часть.
         Итак, давайте ответим на вопрос: что же такое умение работать с текстом?
Я думаю, что работа с текстом заключается в следующем:
Сначала нужно понять материал;
Затем выделить в нем наиболее существенную информацию;
Запомнить информацию.
А теперь предлагаю Вашему вниманию памятку – инструкцию работы с текстом (приложение)
Заканчивая выступление, давайте вспомним, какие приемы можно использовать для работы с текстом.
Работа над пониманием слов, словосочетаний, предложений.
Работа с заголовком. Прогнозирование.
Нахождение главной мысли текста.
Понимание текста.
Умение беседовать с текстом (автором).
Развитие воображения.
Составление плана.
В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание – составить Синквейн на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна нам всем знакомы.
На первой строчке записывается одно слово – существительное, которое является темой синквейна.
Текст (или работа с текстом)
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Интересная, нужная.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
Понимать, составлять, прогнозировать.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное человеком предложение в контексте темы.
Работать с текстом нужно на всех уроках.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Идеальный читатель.
Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристик героев.
На этом, я заканчиваю. Надеюсь, что вы не жалеете о потраченном времени.
Спасибо за внимание.
Приложение
Памятка-инструкция по самостоятельной работе с текстом
Работайте с заголовком!
Прочитав заголовок, остановитесь!
Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.
Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.
Работайте с текстом!
Обращайте внимание на непонятное в тексте.
Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с вопросом к тем, кто это знает.
Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретно примеры.
Ведите диалог с автором!
По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании.
Проверяйте свои предположения в процессе чтения.
Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
Выделяйте главное!
Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет.
По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.
Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
В случае необходимости делайте выписки.
Рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.
     На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!
     Запоминайте материал!
Объясните себе, в чем связь мыслей – пунктов вашего плана.
Перескажите текст по плану.
Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
Проверяйте себя!
Ответьте на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.
После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок.