Самостоятельная работа с учебником и картами как средство достижения предметных результатов на уроках географии.
Самостоятельная работа с учебником и картами как средство достижения предметных результатов на уроках географии.
Дудецкая Анна Анатольевна
Современная насыщенная и динамичная жизнь устанавливает свои приоритеты для молодого человека, вступающего в жизнь. Он должен научиться самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Поэтому, я считаю, что наряду с восприятием учениками готового учебного материала, его запоминанием и воспроизведением, следует ставить школьников перед необходимостью поиска новых фактов, их объяснений и построения доказательных выводов, использования различных источников информации – словом, создавать условия, при которых часть новых знаний школьники приобретают самостоятельно.
Хорошие условия для систематической, самостоятельной работы учащихся создают школьные учебники. Они имеют систему усложняющихся заданий, много разнообразных иллюстраций, приложений, карт.
Я ни в коем случае не рассматриваю учебник как пособие для домашней работы. Ведь если на уроке работа с учебником не проводится, то учащимся трудно разобраться дома с особенностями текста, назначения вопросов, заданий, условных знаков и т. д. Ученики вынуждены выполнять очень сложные действия дома, по переосмыслению всего услышанного на уроке в новой логике учебной книги. Домашняя работа оказывается для учеников неплодотворной, создается неоправданная перегрузка, не формируются навыки самообразования.
Самостоятельную работу с учебником на уроке можно планировать при изучении нового несложного материала без предварительного объяснения его учителем. Ученики преобразовывают текст учебника в план, тезисы, схемы, сравнительные таблицы и самостоятельно добывают новые знания из книги, а не со слов учителя. Смысл этой работы не только в приобретении знаний, но и умений работать с текстом и рисунками учебника, самостоятельно делать выводы, готовить краткие сообщения. Эти навыкам рационально обучать именно на уроке, не надеяться на домашнюю работу учащихся.
Одним из видов работы с учебником является составление кластеров. Этот способ предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в виде схемы. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Подобная графическая организация материала является наглядной демонстрацией процесса мышления.
Некоторые считают этот прием достаточно простым. На мой взгляд, составление кластеров позволяет учащимся при чтении учебной литературы не просто воспроизводить факты, а выявлять важные аспекты темы, устанавливать их взаимоподчинение, а это умение важно для всех обучающихся. Кластер позволяет структурировать текст на смысловые блоки, выделять ключевые понятия, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала.
Данный прием можно использовать на разных стадиях урока: при объяснении нового материала, при самостоятельной работе с учебником, во время проверки изученного материала, выполнении практических работ, закреплении изученной темы, в качестве домашнего задания. Разного вида кластеры находят свое место во всех курсах географии, но особенно удачно применение этого приема в старших классах при возрастании объёмов изучаемых текстов.
Переработка информации в кластер (графический конспект), может осуществляться индивидуально, фронтально. Чаще всего учащиеся делятся на группы, которые изучают разные блоки урока. Освоив текст и выделив смысловые части, они получают наглядное краткое содержание пунктов параграфа. У каждого будет собственное восприятие изучаемой темы. При взаимопроверке и обсуждении любой ученик может добавить свои видения по данному вопросу, а затем совместно составляется схема взаимосвязей.
Использование приема кластеров на разных этапах урока позволяет подтолкнуть учащихся к осознанному осмыслению информации, при этом созданные самостоятельно схемы лучше откладываются в памяти. Достоинства кластеров хорошо видны при изучении тем классификационного характера, систематизации знаний, выявлений причинно-следственных связей. Выделенные ключевые понятия, своеобразные точки-опоры оказывают существенную помощь ученикам для последовательного изложения теоретического материала, особенно если необходимо запомнить большой объем информации, выявить причины и взаимосвязи. При обмене кластерами и их воспроизведении для всех учащихся становится понятна логика рассуждения в разной трактовке, что позволяет закрепить знания и увидеть разные подходы в осмыслении теоретической информации. Не секрет, что современные дети мало читают, и потому любой текст они воспринимают поверхностно, не понимая прочитанного параграфа. Кластер помогает таким учащимся вдуматься в содержание текста и запомнить основные положения изучаемой темы.
По аналогичной методике, на основе материала учебника изучаю многие темы, если они изложены доступно. Причем использую и другие задания: составить типовой план описания географического положения материка, природной зоны или экономического района. Эти типовые планы будут полезны ученикам при изучении других материков, природных зон, экономических районов.
Самостоятельная работа на уроке с учебником с трансформацией текста сопряжено с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главных, существенных мыслей, конкретизации и обобщения, поэтому оно эффективно активизирует и развивает логическое мышление, позволяет на уроке дифференцировать учебную помощь учащимся и учить их учиться.
Кроме учебника большое поле для самостоятельности на уроках географии предоставляет работа с картами. Хочу продемонстрировать примеры заданий, которые постепенно усложняют уровень самостоятельной работы. В силу особенностей школьных тематических карт, где фактический материал уже дан в готовом виде, к относительно легким заданиям отношу поиск новых фактов, явлений. Сюда относятся задания, требующие ответа на вопросы: где? сколько? какие? Например, где на территории России расположены равнины, а где горы? Где протекают крупные реки? Какие государства являются соседями России?
На этом уровне работы с картой включаю игровую самостоятельную работу, которая нравится детям и повышает активность и интерес. Например, игры-путешествия: Проплывите по реке Нил с юга на север. Какие природные зоны вы пересечете?; географические дуэли по овладению географической номенклатурой; соревнование «Кто быстрей найдет на карте» и другие.
В более сложных заданиях прошу определить и объяснить связи географических и других явлений. В формулировках заданий ставлю требования объяснить, доказать и вопросы: зачем? Как? Почему? Например, объясните, почему долина гейзеров располагается именно на Камчатке? Докажите, что в Восточной Сибири целесообразно создавать энергоемкое производство. Как почвенно-климатические условия влияют на специализацию земледелия Воронежской области, и т. д.
К этому же уровню отношу сопоставление нескольких карт разного содержания. Эта работа требует оперирования большим числом объектов, установлений связей и взаимозависимостей между ними, умения переключать внимание и пользоваться одновременно несколькими приемами работы. Например, какие климатические факторы, оказывают неблагоприятное воздействие на сельское хозяйство Воронежской области?
Еще сложнее задания, требующие выявления теоретических закономерностей, в которых требуется обобщить отобранные факты и явления конкретной действительности. Например, какие факторы определяют территориальную специализацию Поволжья? Какую роль играют природные условия и ресурсы в размещении хозяйства Восточной Сибири?
Таким образом, организуя самостоятельную работу с текстом учебника и картами, усложняя уровень вопросов и заданий можно интенсифицировать умственную деятельность школьников, привить навыки постоянно повышать свой образовательный уровень в соответствии с потребностями динамично развивающегося общества.
15