Приемы и методы работы с учебником на уроках истории древнего мир
Приемы и методы работы с учебником на уроках истории древнего мир.Попова В.Г. учитель истории, учитель – методист ГБОУЛНР «Успенская гимназия №1»
Учебник истории – это энциклопедия развития человечества. Только изучив её, мы найдем ответы на все вопросы сегодняшнего дня
Она росла вместе с человечеством, в нее кристаллизировались все учения, потрясающие умы, в неё записана вся аутография, которая называется всемирной историей. А.Н .ГерценВся жизнь человеческая последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга основалась.
Слова А.Н. Герцена актуальны и сегодня: «Без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней меры понимания»
Проблемы школьного учебника и работы с ним на уроках изучали Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидов, Б.П. Есипов, А.В. Хуторной и другие.
Работа с текстом учебникаЦели: - знакомство с информацией;понимание информации;запоминание;использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях;работа с иллюстрацияминаходить в учебнике информацию необходимую для решения учебных задач;самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения;анализировать (выделять главное в абзаце).
Основные принципы работы с учебником историиработа с учебником – классический метод обучения, проверенный годами и практическим опытом многих поколений учителей;идеальный учебник – это мир знаний, путешествуя которым, ученик под руководством учителя может постигнуть главные человеческие истины;нельзя говорить, что учитель диктует ученику, как работать с учебником: он советует, рекомендует, помогает выстроить каждому свою траекторию обучения;ученик получает знания не ради знаний, а для возможности использовать их в будущем.
Интеграция работы с учебником с другими методами и приёмамиустное объяснение материла: учитель раскрывает основные исторические факты, изучить которые ученик может самостоятельно;беседа: учитель ведет опрос на основании изученного учебного материала;сопоставительный анализ: учитель с помощью аналитико-репродуктивных вопросов подталкивает учащихся к самостоятельным выводам;конспектирование: учащиеся самостоятельно составляют конспект параграфа учебника, используя приёмы сжатия текста;работа з первоисточниками: позволяет учащимся самостоятельно в рамках когнитивной деятельности дополнить учебный материал;анализ карт: сопоставительный анализ заполненных учащимися контурных карт с картами в учебнике
Часто задаваемые вопросы и мои ответы на нихКак научить писать конспект по истории? Прием «радуга»: Прочитайте параграф учебника. Красным цветом запишите в тетрадь наиболее важную информацию, оранжевым – менее значимую для вас, зеленым – интересные примеры, синим – то, что знали, но были неуверенные в своих знаниях.
Часто задаваемые вопросы и мои ответы на нихКак мотивировать учеников читать параграф учебника внимательно? Прием «А я хочу так!»: каждый ученик выбирает тот приём чтения, который хочет. Но после чтения должен ответить на вопросы: Что? Где? Когда? Почему? Для чего? Благодаря чему? Тот ученик, который даст более точные и полные ответы получает высокий бал.
Часто задаваемые вопросы и мои ответы на нихНа какие проблемные вопросы учащиеся отвечают активнее?Приём «Интересно всем знать!»: Почему именно эти слова в тексте выделены другим шрифтом? Почему по объему этот параграф больше предыдущего? Какие термины (понятие) встречаются в параграфе чаще? Почему? Можно ли уменьшить объем представленной в тексте информации? За счет чего? На какие вопросы можно найти ответ в этом тексте?
Изучая историю Древней Греции и Рима предлагаю учащимся объяснить выражения: «Ткань Пенелопы»;«Высечь море»;«Гуси Рим спасли»;«Поднять на щит»;«Ганнибалова клятва»
Определите, кому принадлежат высказывания:«Прейди и возьми»;«Мать черная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь свободна»; «Лучше умереть от железа, чем от голода»
Работа с оглавлением параграфа. Основной прием – это прием «Банк идей», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня изучаться на уроке.
Особый интерес у учащихся вызывает конкурс «Можешь ли ты быть оратором?»Учащиеся получают определенные задачи:подготовить и выступить с рассказом об одном из 7 чудес света;провести путешествие и рассказать чужеземцу о своем городе.
Отдельно стоит рассмотреть методы работы с документами и источниками, приводимыми в учебниках. Ученики должны уметь определить главные идеи документа, выявлять проблемы, поставленные автором, а также должны находить доказательства тому или иному положению. Я часто предлагаю учащимся “прочитать, что сказано в документе об этом…”, “доказать на основе текста документа”, “подтвердить свое мнение документом”
Таким образом, при работе с учебником у учащихся должны быть сформированы следующие итоговые умения: выделять главное, подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу, составлять планы тем. Работать над формулировками и терминами, понятиями, сопоставлять тексты двух учебников и т.д.