Статья Формирование навыков работы с учебником и книгой как компонентов исследовательской культуры школьников
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ
С УЧЕБНИКОМ И КНИГОЙ КАК КОМПОНЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.
Аленгоз Л.Н.
Целью учебно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития их творчества, самоопределения и самореализации школьников. Потому учителем в процессе деятельности решаются следующие основные задачи: формировать у учащихся интерес к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, техники, искусства, природы, общества, к учебно-исследовательской деятельности; а также развивать у школьников умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности вполне осуществимо через урок при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Однако при организации исследовательской деятельности возникает ряд проблем. Развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой обучающих на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний. Основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые часто не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач. Учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности. Также зачастую исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.
Элементарные исследовательские умения и навыки закладываются еще в начальной школе, а в старших классах учащиеся должны уже осознанно пользоваться сформированными за годы обучения умениями. Основным этапом развития исследовательской культуры учащихся является все-таки среднее звено. Поэтому важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования на уроке представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Одним из важных компонентов является развитие умений и навыков работы с учебником, книгой и другими источниками информации.
Так, в 5 классе деятельность учителя должна быть направлена на развитие следующих умений и навыков: слушать объяснение учителя, чтение, ответы учащихся, выделяя мысли, фиксируя их в виде плана; анализировать ответы учеников по определенному плану; определять стили звучащего текста (научный, художественный, разговорный); слушать и исправлять свою речь и речь одноклассников. Учиться выделять главное в тексте параграфа; разбираться в содержании и структуре определения понятия; сравнивать их на основе различных источников, табличных данных, диаграмм; учиться самостоятельно работать с нетекстовыми материалами по заданиям, вопросам учебников; использовать таблицы, схемы для систематизации знаний по теме. Подбирать дополнительную литературу к урокам, необходимую литературу к внеклассным мероприятиям. Собирать материал к определенным учебным темам; постоянно обращаться к словарям, детским энциклопедиям, участвовать в оформлении стендов типа: «Прочти! Это интересно!». Ориентироваться в содержании каталожной карточки, правильно записывать на карточку информацию о нужной книге, статье из газеты, журнала.
В 6 классе совершенствуются умения выделять главное (основные положения, понятия) в учебной теме; пользоваться планами как средством систематизации знаний по теме; использовать сравнение с целью выявления общего и особенного в событиях, процессах, явлениях. Осуществлять сравнение на основе текстов и иллюстраций, карт, схем, таблиц; уметь делать выводы по теме. Использовать форму простого и сложного планов для передачи содержания прослушанного текста, объяснения учителя, ответов, сообщений учащихся; воспроизводить основные мысли в беседе, пересказе, сохраняя или изменяя особенности авторского стиля и типа речи; анализировать ответы учащихся в соответствии с установленной схемой анализа (требования к типовому ответу). Систематически работать со словарями, энциклопедиями универсального характера и по отраслям знаний, справочной литературой различного характера. Пользоваться систематическим каталогом для учащихся, систематической картотекой газетных, журнальных статей. Делать выписки из книг и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их, использовать в учебной и общественной работе.
В 7 классе продолжается работа по формированию у обучающихся умений работать с основными понятиями темы; выявлять логическую тему текста отдельных параграфов, выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (реконструировать текст в процессе подготовки ответа, при конспектировании материала); осуществлять частично-поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; выполнять отдельные задания на установление межпредметных связей на основе знаний, использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний; делать обобщающие выводы по теме. Учиться в процессе чтения, прослушивания объяснений учителя, сообщений учащихся, вести записи основного их содержания (в свободной форме); анализировать прослушанный текст с точки зрения соответствия его формы содержанию. Учиться работать с публицистической литературой. Находить в книгах комментарии: авторские, переводчика, редактора, подстрочные, комментарии, помещенные в конце книги; использовать ее справочный аппарат. Регулярно работать с периодическими изданиями, адресованными учащимся старшего школьного возраста. Самостоятельно составлять индивидуальный план чтения.
В течение 8 класса отрабатываются умения и навыки самостоятельно выполнять задания воспроизводяще-творческого характера, выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях, в процессе подготовки домашних работ; передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логические схемы типовых отчетов; уметь обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы. Соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана или конспекта; воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии. Учиться работать с критической литературой, составлять план, делать записи в виде выписок, таблиц, диаграмм, графиков.
Последним этапом в формировании и развитии умений и навыков работы с источниками информации девятиклассников можно назвать самостоятельное изучение рекомендованных программой отдельных первоисточников, доступной учебной темы; выполнение заданий воспроизводяще-творческого характера с преобладанием элементов творческой деятельности; проблемных заданий сравнительно-обобщающего типа; владение приемами доказательства. Определять структуру звучащего текста, соответствие литературной формы содержанию текста. Использовать различные формы фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики). Критически воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования.
Формируя у обучающихся поэтапные умения работать с учебником, книгой и другими источниками информации, необходимо помнить, что одним из главных навыков исследователя является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Как научить школьника отделять главное от второстепенного?
Следует уяснить разницу между главной и второстепенной информацией. К главной относятся определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисления принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы. Второстепенная информация может либо разъяснять главную информацию, либо отражать вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты из чьей-либо биографии, а также разного рода комментарии.
На начальном этапе работы по развитию компонентов исследовательской культуры важно познакомить школьников с приемами сжатия текста. К таким приемам относятся исключение, обобщение.
Исключение - удаление подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Например, в предложении «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле» избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Если убрать их, смысл предложения не изменится. При этом оно только выиграет от сжатия: «Слова-термины могут употребляться в любом стиле, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле»
Обобщение – объединение нескольких однородных мелких вопросов. В этом случае сначала необходимо найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, т.е. переформулировать мысль своими словами, например: «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения». = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».
Следует познакомить учащихся с рекомендациями по сжатию текста:
Выделите опорные слова в предложении.
Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
Сжато изложите содержание предложения, абзаца, текста.
Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль.
Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
Проделайте следующую работу с текстом:
- составьте к нему план;
- отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;
- через несколько дней «расшифруйте» написанное, т.е. попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи;
- сравните результат «восстановления» с исходным текстом.
Таким образом, целенаправленное систематическое применении исследовательского подхода в обучении способствует формированию умений и навыков, необходимых для проведения учебно-исследовательской деятельности учащихся, что предполагает максимум благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала, самореализации учеников. Все это способствует росту мотивации к обучению, а, следовательно, помогает достижению целей, намеченных современными программами обучения.
Литература
Файн Т.А. «Исследовательский подход в обучении». Практика административной работы в школе, № 6, 2003 г.
Савенков И.А. «Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике». Практика административной работы в школе, № 5, 2004г.
Исследовательская работа школьников. № 4, 9, 2009.
15