Статья Формирование у обучающихся умений и навыков работы с учебником на уроках физики

Формирование у обучающихся умений и навыков работы с учебником на уроках физики учитель физики МБОУ СШ №95 Новикова Мария Владимировна
По новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения по физике мета предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование умений получать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы, так как на уроке учебник является важным пособием для учащихся, один из главных источников их знаний. Поэтому через организацию работы с учебником можно добить реализации данных результатов обучения.
В наше время раздаются призывы отказаться от традиционного учебника. И все же большинство педагогов, учителей, методистов считают, что учебник нужен и полезен. В педагогике выделяют следующие функции учебника:
Информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);
Систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);
Обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);
Воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения физике).
Основу учебника физики составляет текст, подлежащий усвоению. Существенным элементом учебника физики являются: иллюстрации, фото, схемы, рисунки, таблицы, материал для дополнительного чтения, вопросы к тексту. Их задача – облегчить самостоятельную работу обучающихся, помочь при изучении и повторении материала.
Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при изучении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий, при изучении принципа действия и устройств приборов, при подготовке к лабораторным работам, обобщении и систематизации знаний учащихся. За время обучения в школе обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником:
уметь выделять главное в тексте, таблице;
Умение выделять главное в тексте, таблице помогает развивать внимание учащихся. Большое значение в практической работе имеет умение пользоваться таблицами, помещенными в учебнике. Например, работа с таблицей плотностей «Как перевести единицы плотности?», «Во сколько раз .», Например, руководствуясь таблицей плотностей, учащиеся определяют, во сколько раз масса детали, изготовленной из стали, больше массы такой же детали, изготовленной из алюминия. Изобразить массу 1м3 железа, меди, алюминия, дерева, пробки при помощи диаграммы, составить задачи, используя значение плотности.
Так же большое значение имеет умение видеть главное в параграфе. Вот один из приемов. После объяснения нового материала я предлагаю обучающимся прочитать дома параграф в учебнике и ответить, о чем я не рассказала и какие привела дополнительные сведения по сравнению с учебником. Часто на своих уроках я пользуюсь следующим методом работы с заголовками. Например, на доске написано название темы урока, соответствующее названию параграфа: “Барометр - анероид”. Проанализировав название параграфа, обучающиеся обозначают, вопросы, на которые надо получить ответы в ходе изучения данного параграфа. Вопросы могут быть такими: что такое барометр – анероид? Каковы его основные детали? На чем основан принцип действия этого прибора? Где его используют? Как им пользоваться? Таким образом, обучающиеся формулируют цель и задачи урока по содержанию темы. Следующий метод выделения главного в тексте это когда класс делится на 3 группы. Читая новый материал, каждая группа составляет вопросы и затем задает их другой группе и наоборот. Например, в 9 классе при изучении §42 и 43 «Магнитное поле и его графическое изображение», «Неоднородное и однородное магнитное поле»
Умение выделять главное в тексте помогает при составлении плана прочитанного. Это сложный вид самостоятельной работы с учебником, требующем от обучающихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала, потому я в большинстве случаев предлагаю обучающимся дополнить предлагаемый мною план урока, используя текст учебника. Например, при изучении темы «Мощность» в 7 классе.

устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
Данное умение помогает обучающимся прочно усвоить материал, систематизировать его, проследить связь между величинами или явлениями. Например, при изучении электромагнитного поля в 9 классе §52 я предлагаю обучающимся составить таблицу в левой части, которой выписать вопросы из первой части параграфа, которые возникли у ученых, после предположения о существовании электрического поля в результате изменения магнитного поля. После этого они, изучая данную тему по предложенному плану, приходят к ответам на поставленные вопросы и записывают их в правую часть таблицы. Таким образом, обучающиеся усвоили и систематизировали новый материал.
сравнивать изучаемые явления;
Весьма ценным видом самостоятельной работы, развивающей не только память, но и логическое мышление учащихся, является выполнение заданий на сравнение изучаемых явлений. Обучение учащихся приемам сравнения изучаемых объектов является обще дидактической задачей, которая решается каждым учителем по-разному, в зависимости от содержания преподаваемого им учебного предмета. Учить школьников приемам сравнения следует на конкретном материале. Существует вопрос: что легче дается учащимся – установление различий сравниваемых явлений или установление их сходства? Разумеется, сравнивая изучаемые явления, мы стремимся прежде всего найти в них то особенное, что отличает один объект от другого. Например, в 7 классе в процессе изучения различий в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов обучающиеся составляют сравнительную таблицу «Агрегатные состояния вещества», в 8 классе после изучения видов теплопередачи я предлагаю обучающимся дома заполнить сравнительную таблицу «Виды теплопередачи», а в 9 классе после изучения равномерного и равноускоренного движения - «Формулы движения»
составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
Заполнение таблиц и составление схем и графиков развивает умения правильного отбора и краткости изложения информации, т.е. умение находить главное, наиболее существенное в большом фактическом материале изучаемой темы. В 8 классе после изучения всех видов теплопередачи в процессе закрепления, я предлагаю обучающимся составить схему «Способы изменения внутренней энергии» по §3,4,5 и 6. При изучении темы «Влажность» обучающиеся по колонкам самостоятельно изучают устройство приборов для измерения влажности и заполняют таблицу «Приборы для измерения влажности». После этого один из учеников с каждой колонки рассказывает о устройстве приборе и показывает на макете. Остальные заполняют соответствующие графы таблицы, затем меняются. В 8 классе при изучении изменения агрегатных состояний вещества в §15 и 20 приводятся задачи с решением, в которых идет речь не об одном тепловом процессе. Для многих учащихся данный вид задачи вызывает затруднение, поэтому прежде чем читать предложенное решение задачи я предлагаю обучающимся построить график теплового процесса. Когда они это сделают. То увидят, что в задаче речь идет о двух тепловых процессах.
делать анализ содержания рисунков;
В процессе разбора нового материала наиболее распространенной является работа с рисунками, иллюстрациями эта работа весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику правильно пользоваться рисунками, приучать ребят к тому, чтобы они при чтении текста учебника не оставляли без внимания ни одного рисунка, внимательно рассматривали бы его и анализировали. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника – единое целое. В своей практике данный вид работы с рисунком учебника я провожу двояко. В одних случаях содержание рисунка разбираю по вопросам, после чего я предлагаю найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях учащиеся рассматривают рисунок, делают вывод из него, а затем находят текст к рисунку, читают его и сравнивают со своим выводом. Например, используя рис. 27 учебника 9 класса можно обучающимся дать задание по вариантам найти ускорение свободного падения на каждом участке при свободном падении шарика, а затем проанализировать результаты и сделать вывод. Например, обучающиеся, анализируя рис. 123 учебника 9 класса делают вывод о зависимости изменения магнитного потока от модуля магнитной индукции, площади контура и расположения контура относительно линий магнитной индукции и проверяют свой вывод с учебником. Например, обучающиеся, работая с рис. 33 учебника 9 класса и отвечая на вопросы учителя, делают вывод о том, когда тело движется прямолинейно, а когда криволинейно. После чего обучающиеся находят в учебнике определение прямолинейного и криволинейного движения и сравнивают его со своим выводом.
составлять словарь по теме;
Учащиеся, работая с учебником, должны систематически вести словарь. Объясняя изучаемый материал, я обращаю внимание обучающихся на новые слова и слежу за тем, чтобы ребята правильно их использовали. Каждый год у нас в школе мы проводим неделю математики, физики и информатики в ходе которой обучающиеся пишут словарные диктанты.
самостоятельно изучать отдельную тему учебника; (9 класс «Закон Всемирного тяготения», «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах», «Относительность движения», 8 класс «Строение атомов»). Здесь я пользуюсь методом развития критического мышления через чтение и письмо, ведь человек учится, задавая вопросы. Этот метод заключается в том, что дети читают текст параграфа и делают на полях следующие пометки: «V» – знаю, «?» – хочу узнать, «+» - это для меня новое. Данный вид работы повышает у обучающихся ответственность за качество собственного образования, развивает навыки работы с текстами любого типа и большими объемами информации, развивает творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми. Следующий метод, которым я пользуюсь при организации самостоятельного изучения параграфа обучающимися - это метод «учение через обучение» + стратегия «Зигзаг». Весь класс делится на 2 или 3 группы. На 1 этапе происходит знакомство групп с текстом (индивидуально), на 2 этапе – работают партнеры – эксперты, они готовят представление блока учебного материала. На 3 этапе - работа групп взаимообучения: эксперты по очереди знакомят весь класс с изученным материалом и на 4 этапе – рефлексия, т.е. проверка усвоения, анализ результативности работы групп. Например, этот метод я использовала при изучении в 8 классе темы «Световые явления». Первая группа готовила про источники света и распространение света, вторая – про тень и полутень и третья – солнечное и лунное затмение.
уметь составлять задачи, используя текст учебника;
(8 класс по рисунку 77 и пояснению к нему, 7 класс по таблице скоростей некоторых тел стр. 37)
писать сочинения; («Вред и польза трения», «Атмосферное давление и прогноз погоды», «Литье металлов», «Электричество в быту», «Простые механизмы и тяжёлый труд», «Пропала сила тяжести»)
выполнять опыты, описанные в учебнике.
Работа с пипеткой, ливером и шприцом, объяснение их принципа действия. Опыт по рис. 106 7 класс. Определение силы трения качения и скольжения при помощи динамометра. Сравнение результатов. Восьмиклассники дома изготовляют вертушку для демонстрации конвекции, приносят ее на урок и наблюдают конвекцию над горящей свечкой.
15