Урок Литературная гостиная,посвященная поэту С.Есенину

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэту-песеннику Сергею Есенину: "Родился я с песнями в травном одеяле"
Голещихина Алевтина Анатольевна, учитель литературы

Разделы: Преподавание литературы
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвящённой
поэту-песеннику Сергею Есенину
“Родился я с песнями в травном одеяле”

Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе; нравственно-эстетическое воспитание.

Оформление: портрет Сергея Есенина, стенд-экспозиция “Родился я с песнями в травном одеяле”; венок из мимозы, берёза, скамья, свечи, букеты из осенних трав, кисти рябин на столиках; записи песен “Забава”, “Письмо матери”; диафильм “Природа в творчестве С. Есенина”; выставка творческих работ учащихся; ноты песен на стихи поэта, выставка грампластинок с песнями, гитара, гармонь.

Тихо звучит музыка (вступление к песне “Забава”). Зажигаются свечи. У портрета Сергея Есенина, обрамлённого венком из мимозы, Чтец исполняет стихотворение И Набиевой:

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими,
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.

И до сих пор в их недописанную повесть
Пытаемся мы проторить пути
Уходят лучшие, и мучает нас совесть,
Как будто бы могли мы их спасти.

Ведущий: Вот уже 80 лет мучает “страну берёзового ситца” совесть за то что так жестоко, так нелепо поступила со своим сыном, поэтом-песенником, Человеком – Сергеем Есениным. Но сегодня мы не будем оплакивать эту горькую утрату. Сегодня мы отмечаем День рождение любимого поэта.(Зажигает свечу у портрета С. Есенина)

Ведущая: Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, поэзия – Вселенная души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их “хозяина”, свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно

Мы умираем,
Сходим в тишь и грусть,
Но знаю я –
Нас не забудет Русь
( “Памяти Брюсова”)

Звучит песня “Забава” в исполнении А. Малинина.

Ведущий: Поэзия Сергея Есенина удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена

немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире.

Чтец: Милые берёзовые рощи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил

Ведущая: Любовь к Родине неразрывно связана у Есенина с любовью к песне, которую он пронёс от первых детских воспоминаний до последних дней жизни.

Чтец: Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

Звучит запись песни “Тонкая рябина”, на фоне которой читаются воспоминания Виноградской.

Чтец: Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу. Песней можно было прогнать его плохое настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал её как-то по особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать на песни, споёт она, а он говорит: “Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня.”

Чтец: “ Ты запой мне ту песню, что прежде”(2)

Звучит запись песни “Письмо матери” в исполнении А Покровского.

Ведущий: Песенность в поэзии Сергея Есенина органична. Она подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и весёлой, а то ласковой и тихой ,а то горестной и безысходной.

Чтец: Марина Цветаева. “Памяти Есенина”.

И не жалость – мало жил,
И не горечь – мало дал, -
Много жил – кто в наши жил
Дни, всё дал – кто песню дал.

В исполнении вокальной группы в сопровождении гитары звучит песня “Отговорила роща золотая”, на фоне песни исполняется символический танец с шарфом.

Чтец: “Мы теперь уходим понемногу” (2)

Ведущий: “Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией”. Борис Пастернак.

Ведущая: Моцартовская стихия! Что это такое? Особая чистота и страстность стиха? Конечно! Особая, высшая музыкальность? Несомненно! Но, наверное, и ещё что-то более значительное – человечное, духовное.

Чтец: “Песня” (2)

Инсценировка отрывка из поэмы “Анна Снегина” (со слов : “А!//Здравствуйте, мой дорогой” до слов: “Луна хохотала, как клоун”)

В исполнении вокальной группы звучит песня “Не жалею, не зову, не плачу”, на экране демонстрируются кадры диафильма “Природа в творчестве Есенина”

Ведущий: Звучит есенинская песня по всей земле – вольно, и не случись рядом тальянки или гармоники – под аккомпанемент ветра, метели, “снежного шума”. И не только человек и природа, но и окружающие человека предметы – всё поёт, даже глухая крапива, даже тележные колёса обладают “даром пенья”.

Чтец: “Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!” (2)

Звучит задорный наигрыш на гармошке, переходящий в лирическую мелодию песни “Над окошком месяц” Музыка обрывается.

Чтецы исполняют отрывки из очерка Виктора Астафьева “Есенина поют” (“ЛШ” №2, 1989 г.):

Чтец: “Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел” - доносится из приёмника. И от пальцев ног, от корешков волос, от каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и громким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём.

Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, пожалеть, обнадёжить.

Какая очищающая скорбь!

Чтец: “Дальний плач тальянки, голос одинокий”

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого всё его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Чтец: Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его

А где утешишь? Нету его сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью.

Чтец:”Я и сам когда-то пел не уставая, где ты, моя липа, липа вековая?” И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Тёплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь – где ты?

На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!
Есенина поют!

Вокальная группа исполняет песню “Над окошком месяц”

Чтец: “Чёрная, потом пропахшая выть!...” (2)

Чтец: “Цветы мне говорят – прощай.” (2)

Чтец: Пётр Орешин. “Сергей Есенин”

Сказка это, чудо ль, или это – бред:
Отзвенела удаль разудалых лет.

Песня отзвенела над родной землёй.
Что же ты наделал, синеглазый мой?

Отшумело поле, пролилась река,
Русское раздолье, русская тоска.

Ты играл снегами, ты и тут и там
Синими глазами улыбался нам.

Кто тебя, кудрявый, поманил, позвал?
Пир земной со славой ты отпировал.

Было это, нет ли, сам не знаю я.
Задушила петля в роще соловья.

До беды жалею, что далёко был
И петлю на шее не перекусил!

Кликну, кликну с горя, а тебя уж нет.
В чёрном коленкоре на столе портрет.

Дождичек весенний окропил наш сад,
Песенник Есенин, синеглазый брат.

Вековая просинь, наша сторона
Если Пушкин – осень, ты у нас – весна!

В мыслях потемнело, сердце бьёт бедой.
Что же ты наделал, раскудрявый мой?!

В исполнении вокальной группы звучит песня “Клён ты мой опавший”

Ведущая: Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт привлекать внимание композиторов. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.

Звучит песня “ Мне осталась одна забава” Гаснут свечи. Включается свет. Возлагаются цветы к портрету Поэта.
15