Урок по информатике для 7 класса Информационные услуги Интернет. Электронная почта
Открытый урок по информатике
«Информационные услуги Интернет. Электронная почта» с
применением информационно- коммуникационных технологий
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: совершенствовать знания об электронной почте, ее возможностях функционирования; выработать умение оперирования с данным сервисом Интернет; привить культуру пользователя в сети Интернет.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с основами электронной коммуникации;
познакомить учащихся с принцами функционирования электронной почты.
Развивающие:
развитие логического мышления учащихся;
развитие познавательного интереса, речи и внимания школьников;
формирование индивидуальной культуры и потребности в приобретении знаний.
Воспитательные:
воспитание коммуникативных свойств личности;
воспитание умения работать командой;
активизирование познавательных способностей учащихся;
привитие культуры пользователя в сети Интернет.
Требования к знаниям, умениями и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
Назначение электронной почты;
Что такое электронный почтовый ящик?
Из чего состоит имя почтового ящика?
Структуру электронного письма.
Учащиеся должны уметь:
оперировать с электронной почтой.
Оборудование:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Презентация “Электронная почта”.
Теоретический материал урока для учеников.
Необходимые для игры: бумага, маркеры, магниты.
Структура урока:
1. Орг. момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Актуализация знаний.
4. Объяснение нового материала.
Сообщение ученика “Немного истории о символе @ ”.
Принцип функционирования электронной почты.
5. Практическое занятие: «Получение бесплатного почтового ящика».
6. Сетевой этикет.
7. Рефлексия.
8. Подведение итогов урока.
Ход урока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Орг. момент.
2. Постановка целей и задач урока.
На предыдущих уроках мы узнали:
из чего состоит Интернет, т.е. познакомились с техническими средствами Интернета;
как работает Интернет, т.е. рассмотрели технологию передачи и обработки данных в сети;
для чего используется Интернет, т.е. какие информационные услуги предоставляет Всемирная сеть, узнали немного об электронной почте.
На этом уроке мы продолжим знакомство с Интернетом и рассмотрим подробно принцип функционирования электронной почты.
3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Ребята, любите ли вы получать письма?
Стук в дверь.
Учитель спрашивает: “Кто там?”
В дверях появляется почтальон Печкин и говорит: “Здравствуйте, это я – почтальон Печкин из Простоквашино, принес письмо для учеников школы № 50. Так положено, если письмо пришло – его надо принести. Только я его вам не отдам – у вас документов нет!”
Учитель показывает почтальону Печкину документы – эмблему и девиз школы.
Почтальон Печкин отдает письмо и спрашивает: “А чего это вы тут собрались?”.
Учитель: “Проходите, Игорь Иванович, присаживайтесь. Вы как нельзя кстати. Послушайте до чего техника дошла. Я полагаю, что скоро мы откажемся от ваших услуг. Но не буду забегать вперед”.
Учитель рассматривает конверт и спрашивает: “Ребята, а как вы думаете, кто прислал нам письмо?”
Учитель слушает предположения учеников.
Учитель: «Это письмо от Дяди Фёдора. Давайте посмотрим в конверт».
Учитель открывает письмо, достает карточки с терминами и обращается к ребятам: «Дядя Фёдор вложил в конверт какие–то слова. Помогите мне объяснить, что они означают”.
Вешает на доску термины: глобальная сеть, сервер, провайдер,
клиент, Интернет, e-mail.
Ребята объясняют термины.
Глобальная сеть - это множество компьютеров, расположенных на большом расстоянии друг от друга и имеющих возможность связываться между собой при помощи сервера по каналам связи.
Сервер – это выделенный компьютер вместе со специальным программным обеспечением, предназначенный для управления сетью (т.е. тот компьютер, который хранит, сортирует и передает информацию по сети).
Провайдер – (provider – поставщик, снабженец) это организация, владелец сервера.
Клиент – это компьютер, вместе со специальным программным обеспечением, имеющий возможность подсоединяться к серверу (т.е. тот компьютер, который эту информацию использует, например, домашний компьютер).
Интернет – это всемирная компьютерная сеть, объединяющая более мелкие сети.
E-mail – это электронная почта.
Учитель. E-mail – это электронная почта.
Электронная почта – это обмен письмами в глобальных сетях.
4. Изучение нового материала
А. E-mail – (electronic mail) - это электронная почта.
Возможно, электронная почта не столь захватывающа и неотразима, как некоторые другие средства Интернета, но именно она является наиболее популярным и во многих отношениях наиболее полезным сервисом Интернета.
(электронная почта – это своего рода рабочая лошадка Интернета, делающая свою работу без лишней шумихи).
Почтальон Печкин вскакивает и обращается с вопросом: “Я к вам по делу пришел – письмо принес, а вы решили заменить меня на какую-то электронную почту! Чем ваша электронная почта лучше обычной?”
Учитель обращается к ребятам: “Ребята, давайте попробуем доказать Игорю Ивановичу преимущества электронной почты по сравнению с обычной”.
Преимущества электронной почты заключаются в следующем:
– скорость передачи сообщения;
– удобство использования: электронное письмо можно послать в любое время дня и ночи прямо из дома или офиса;
- компактность передаваемой информации;
- не используются «открытые» механизмы транспортировки информации;
– в электронное письмо можно вложить любой компьютерный файл (картинку, музыкальный фрагмент, видеозапись, игру, отсканированный документ, фотографию);
- передача информации без соответствующего перемещения человека;
– с помощью электронной почты можно получать общедоступную информацию по сети и следить за последними новостям по интересующей теме”.
Почтальон Печкин задумался, почесал голову и задает новый вопрос: “А если ваш компьютер выключен, что будет с письмом?”
Ответ: “Письмо хранится на сервере его провайдера, который не выключается целые сутки. Оно будет послано на компьютер вашего приятеля тогда, когда он установит связь со своими сервером”.
Почтальон Печкин, обращаясь к учителю: “Можно я еще у вас посижу?”
Учитель отвечает: “Оставайтесь, Игорь Иванович, и мы научим вас создавать свой бесплатный почтовый ящик”.
Почтальон Печкин усаживается поудобнее, а учитель продолжает занятие и задает вопрос ребятам: “Ребята, скажите, куда почтальон кладет ваши письма?”
Ответ: “В почтовый ящик”.
Учитель: “Так и в электронной почте для каждого клиента на сервере есть свой почтовый “ящик” – область на жестком диске, которую выделил ему сервер.
Есть сервера, одной из услуг, которых является выделение бесплатного почтового ящика.
Сегодня на занятии мы создадим почтовый ящик на yandex.ru и отправим свое первое пробное письмо”.
Б. Структура адреса
Учитель задает вопрос: “Ребята, что мы указываем на конверте, когда пишем обычное письмо?”
Ребята отвечают: “Мы указываем адрес получателя и отправителя”.
Учитель спрашивает: “А из чего состоит адрес?”
Ребята отвечают: “Страна, область, город, улица, дом, квартира”.
Учитель: “ Для работы электронной почты также, как и для обычной, необходимы адреса. Электронные адреса устроены, как и адреса на обычных письмах, но они гораздо короче.
Адрес электронной почты имеет две части: имя пользователя и доменное имя. Части адреса, называемые доменами, отделяются друг от друга точками. Имя пользователя – это обычно его подлинное имя или псевдоним.
От остальной части адреса оно отделяется символом @ (эт – коммерческое), который в России называют “собакой” и имеет значение “в”.
В. Сообщение ученика “Немного истории о символе @”
Обмен электронными сообщениями между пользователями в единой компьютерной системе (в университете или крупной компании, такой, как IBM) существовал с начала 60-х гг. прошлого столетия.
Однако передача сообщений электронной почты между компьютерами в ее сегодняшнем виде началась только в 1971 г. Рей Томлисон из фирмы Bolt Beranek and Newman стал первым человеком, который послал сообщение с компьютера одной сети на компьютер, входящий в состав другой сети.
Было бы не совсем правильно сказать, что Томлисон создал электронную почту, поскольку в работе над данной проблемой принимало участие множество людей. Однако он был первым, кто написал адрес так, как это делается сейчас. Поскольку Томлисон мог использовать только печатный терминал, где не поддерживались строчные буквы, он решил отделить имя пользователя от имени компьютера столь известным сейчас символом @, показывающим, что этот адрес находится за пределами локальной сети.
“Символ @ (“эт”, что обозначает английскому предлогу at, т.е. “на”), - позже вспоминал Томлисон, - был выбран осмысленно. Он показывает, что пользователь находится на каком-то другом хосте, а не в локальной сети”.
Еще немного интересных фактов.
В русском языке знак @ обычно называют “собакой”,
В Германии – “висящей обезьяной”,
В Греции – “маленькой уткой”,
В Дании – “хоботом слона”.
Электронный адрес
Итак, мы вспомнили, чтобы корреспонденция могла найти своего адресата, каждый компьютер имеет свой уникальный адрес электронной почты, состоящий из двух частей, разделенных символом @:
первая часть – имя пользователя – задается самим пользователем при регистрации почтового ящика;
вторая часть – доменное имя сервера – представляет собой доменное имя сервера, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик.
По электронной почте можно пересылать тексты, рисунки, фотографии, звукозаписи и другую информацию.
Г.Составление адреса и пароля для почтового ящика
Учитель: “Придумаем первую часть вашего электронного адреса. Вторую часть вам добавит почтовый сервер.
Адрес электронной почты записывается цифрами и латинскими буквами и не должен содержать пробелов”.
Вопрос: “Ребята, как защитить от любопытных лежащее в почтовом ящике письмо?”
Ответ: “Почтовые ящики закрывают на ключ”.
Вопрос: “А как защитить электронный почтовый ящик от несанкционированного доступа?”
Ответ: “Создать пароль”.
Учитель: “Имя своему почтовому ящику вы уже придумали, а теперь придумаете пароль. Пароль должен содержать не менее 4, но не более 16 символов. Для написания пароля нельзя использовать кириллицу. Не выбирайте слишком простой пароль – его можно подобрать и воспользоваться вашим почтовым ящиком”.
5. Практическое занятие на компьютере “Получение бесплатного почтового ящика”
Учитель: “Ребята, вы будете работать по алгоритму, который лежит на компьютерном столике. Внимательно читайте план, а если что-то непонятно обращайтесь за помощью”.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Нетикет (сетевой этикет)
Учитель: “Теперь поговорим о хороших манерах. Пользователи Сети разработали неофициальный кодекс поведения, известный как сетевой этикет или “Нетикет”.
Его необходимо соблюдать и в почтовой переписке.
Будьте кратки
Чем длиннее ваше сообщение, тем дороже читателям обойдется его прием и просмотр.
Следите за тоном
Добавить эмоциональности электронному письму помогут небольшие рисунки, называемые смайликами (улыбочками). Они составлены из клавишных символов, и если посмотреть на них сбоку, можно представить лицо.
Эмотикон – (от англ. Emoticon) техническое название небольших символов, служащих для выражения эмоций.
Вот некоторые примеры наиболее распространенных смайликов:
:-) или :) –улыбаюсь;
:-( -печалюсь;
;-( – огорчение;
:)))) –смех;
3:о[ или :о[ – клоун;
:* – целую;
:-D –смеюсь;
:-Х – молчу;
:-О – потрясен;
О:-) – бескорыстен;
$-) – имею корысть.
Не надо кричать и скандалить.
Не набирайте сообщения БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. В Сети это эквивалентно крику и расценивается как грубость.
Не допускайте спама.
Спамом называют бессодержательные, навязчивые или просто грубые сообщения в адрес лица. К спаму относятся все виды непрошеной рекламы”.
Учитель раздает ребятам памятки “Сетевой этикет”.
7. Рефлексия
Учитель: “У вас на столах лежат маркеры и бумага, изобразите свое настроение после занятия с помощью смайликов и прикрепите на магнитную доску”.
8. Подведение итогов урока.
Учитель: “Наше занятие подходит к концу. Подведем итоги. Что нового мы сегодня узнали? Чему научились?”
Ученики: “Сегодня мы узнали:
как устроены электронная почта и электронные адреса; правила сетевого этикета; создали электронный почтовый ящик; отправили и получили пробное письмо”.
Итак, сегодня на уроке были активными
Хорошо отвечали
Почтальон Печкин встает и говорит: “До свидания, мне пора. Спасибо вам за объяснение. Я, почему вредный был? Потому что электронной почты у меня не было. А теперь я сразу добреть начну и компьютер заведу!”
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
15