Конспект логопедического занятия: Совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза (1 класс)
Тема: «Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза»
Цели:
1.Коррекционные неречевые: развитие навыка планирования, самоконтроля и произвольной регуляции деятельности, развитие логического мышления.
2.Коррекционные речевые: поэтапное формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза от уровня букв, слов, словосочетаний и до уровня предложений.
3.Педагогические: воспитание учебной организованности и аккуратности.
Оборудование: компьютер, проекторная доска, индивидуальные сигнальные карточки «Светофорчики», тетради, ручки, цветные карандаши, поощрительные наклейки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о буквах и звуках.
II. Основная часть.
1. Объявление темы и постановки цели занятия.
-Ребята, внимательно послушайте утверждения. Если утверждение – верное, то поднимите зелёный сигнал, если неверное – то красный.
-Звуки мы пишем и читаем. (Красный сигнал)
-Звуки мы произносим и слышим. (Зелёный сигнал)
-Буквы мы пишем и читаем. (Зелёный сигнал)
-Звуки делятся на гласные и согласные. (Зелёный сигнал)
-При произнесении гласного звука воздух встречает преграду. (Красный сигнал)
- Гласные звуки бывают звонкие и глухие. (Красный сигнал)
-При произнесении гласного звука воздух не встречает преграду. (Зелёный сигнал)
-Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые. (Зелёный сигнал)
- Итак, ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о буквах и звуках, о их количестве и последовательности в словах.
2. Упражнение на определение последовательности букв в слове.
-Ребята, на доске вы видите 4 строчки с буквами, которые записаны через запятую. Это буквы, из которых будут состоять слова-отгадки. Послушайте, пожалуйста, первую загадку. Буквы, которые вы записали в первой строке подскажут вам отгадку.
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!
Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: КОРОВА.
Весь день на воде,
а водой не насытится.
Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: УТКА.
Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры у ног.
Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: ПЕТУХ.
Я птица важная, ни с кем я не дружу,
От важности надутый я хожу,
Бываю белым я и чёрным, как земля,
На клюве у меня висит петля.
Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: ПЕТУХ.
3. Запись слов с определением количества звуков и букв в слове.
-Молодцы! Вы отлично умеете составлять слова из букв-рассыпушек. Теперь перед вами рисунки.
-Я хочу попросить вас подписать под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии. Например: лиса – 4 буквы, 4 звука; конь – 4 буквы, 3 звука.
-Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это ГУСЬ).
-Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)
-Ребята, проверьте, так ли у вас записано. ГУСЬ – 4 Б., 3 ЗВ.
-Ребята, что вы видите на этой картинке. (Ученики: это КОШКА).
Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)
-Ребята, проверьте, так ли у вас записано. КОШКА – 5 Б., 5 ЗВ.
-Ребята, что вы видите на этой картинке. (Ученики: это КОЗА).
Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)
-Ребята, проверьте, так ли у вас записано. КОЗА – 4 Б., 4 ЗВ.
-Что вы видите на этой картинке. (Ученики: это КОНЬ).
Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)
-Проверьте, так ли у вас записано. КОНЬ – 4 Б., 3 ЗВ.
-Что вы видите на этой картинке. (Ученики: это СВИНЬЯ).
Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)
-Проверьте, так ли у вас записано. СВИНЬЯ – 6 Б., 6 ЗВ.
-Ребята, что вы видите на этой картинке. (Ученики: это БАРАН).
Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)
-Ребята, проверьте, так ли у вас записано. БАРАН – 5 Б., 5 ЗВ.
4. Игровое упражнение с мячом на активизацию предикативного словаря.
-Ребята, а теперь встаньте в круг. Сейчас я буду, бросая мяч, называть домашнее животное или птицу. Вы должны будете сказать, как это животное голос подаёт.
Например: корова - …мычит.
Речевой материал:
Кошка… -… (Кошка мяукает)
Собака …– (Собака лает)
Лошадь… - (Лошадь ржёт)
Коза…- (Коза блеет)
Свинья…- (Свинья хрюкает)
Петух…- (Петух кукарекает)
Курица…- (Курица кудахчет)
Индюк…- (Индюк болболчет)
Утка…- (Утка крякает)
Гусь…- (Гусь гогочет)
5. Упражнение на составление словосочетаний со словами, отличающимися одной буквой.
-Посмотрите внимательно. Во втором зелёном столбике написаны парочки слов. Давайте их прочитаем. (Ученик читает пары слов.)
-Скажите, чем отличаются слова? (Ученики: в одном из слов в паре на одну букву больше/меньше). Значение слов в зависимости от количества букв тоже меняется? (Ученики подтверждают.)
-А теперь, поставьте каждое слово на своё место и прочитайте получившиеся словосочетания.
Дети читают:
серая утка - глупая шутка, настольная лампа - кошачья лапа, выметаем сор - ведём спор, пушистый кот -слепой крот, игрушечный танк - сделаем так.
6.Упражнение на коррекцию слов с пропущенными гласными.
-Молодцы! Теперь следующее задание. Незнайка написал предложения с ошибками. Прочитайте предложения. Найдите ошибки.
Задание. Внимательно прочитай предложения. Найди ошибки.
Корова мчит.
Собка лает.
Петх поёт.
Котят пищат.
Напиши предложения правильно. Подчеркни вставленные гласные красным карандашом.
У ч е н и к и (по очереди находят ошибки в каждом предложении):
Корова мычит. В слове «мчит» пропущена буква «ы» после «м».
Собака лает. В слове «собка» пропущена буква «а» после «б».
Петух поёт. В слове «петх» пропущена буква «у» после «т».
Котята пищат. В слове «котят» пропущена буква «а» после «т».
-А теперь напишите предложения правильно. Подчеркните вставленные гласные красным карандашом.
-Ребята, проверьте себя!
III. Организация окончания занятия.
-Вы – молодцы! Вы отлично сегодня поработали. Давайте в тетрадке обозначим, как каждый из вас сегодня поработал. Если было легко и ты с каждым заданием отлично справился – нарисуй красное яблочко, если у тебя были маленькие трудности (не больше 2 ошибок, которые ты сам нашёл и исправил), но ты их преодолел – нарисуй жёлтый цветок, а если было очень трудно и у тебя было больше 3 ошибок в тетрадке – нарисуй зелёную травку.