Литературный урок Весёлый день с Сергеем Михалковым
МБОУ «СОШ№1 им. Героя Советского Союза
П. В. Масленникова ст. Архонская»
Пригородный район РСО - Алания
Литературный урок
«Веселый день с Сергеем Михалковым»
Учитель начальных классов:
Чернуцкая Нина Алексеевна
Веселый день с Сергеем Михалковым
Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя, прочитать его произведения, нарисовать иллюстрации и в игровой форме закрепить полученные знания/
Оформление: Выставка книг С.В.Михалкова. Его портрет и фотографии. Выставка рисунков. Аудиозапись «Песенки друзей», название станций, кроссворд.
Ход мероприятия:
Библиотекарь: Ребята! 13 марта 2013 года Сергею Михалкову исполнилось бы 100 лет. О Сергее Михалкове можно говорить много, поскольку жизненный и творческий путь его богат и многогранен. В свои 95 лет Сергей Михалков пребывал в отменном душевном здравии, был мудрым и остроумным, являлся президентом Совета по детской книге России. Он кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» П степени, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Его имя присвоено одной из малых планет Солнечной системы.
Учитель: Будучи старшим сыном, Сергей с малолетства старался приносить пользу семье. В Подмосковных Жаворонках мальчик-книгоноша ходил по домам, предлагал жителям брошюру отца о птицеводстве. В Пятигорске, На Северном Кавказе, куда семья перехала, окончил школу второй ступени и пристрастился к сочинительству. В краевй газете «Терек» появилась «Казачья песня» юноши Сергея Михалкова. Отец благосклонно отнесся к увлечению сына: в 1930 году отправил Сергея в Москву. А уже с 1933 года его стихи начались регулярно печататься в журналах и газетах.
1 уч. Приходя к Вечному огню у Кремлевской стены, люди с волнением читают слова, высеченные на могильном камне Неизвестного солдата: Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Изречение это – Сергея Михалкова.
2 уч. Сергей Михалков был женат на Натальче Канчаловской, внучке известного художника В. Сурикова и дочери не менее известного художника П. Кончаловского. Оба их сына стали известными кинорежиссерам.
. Учитель: Чтобы стать героем, Нужно быть отважным,
Честным в деле каждом, Скромным в слове каждом.
Слабому - опорой В поединке смелым,
Преданным народу Мыслями и делом.
3 уч. Добрый день ребята ! Надеюсь, что сегодня день будет не только добрым, но и веселым, потому что мы его проведем в компании веселых друзей – героев произведений С.Михалкова.
Многим из вас хорошо известны стихи Михалкова, а некоторые, может только сегодня познакомятся с его творчеством. Михалков не только известный детский писатель и поэт. Он автор пьес, сценариев, басен, переводов. А еще он создал текст гимна России.
4 уч. Стихи он стал писать рано. Они впервые были опубликованы, когда Сергею Михалкову исполнилось 15 лет. Так что его произведения читали еще ваши дедушки и бабушки.
Сегодня мы отправимся в путешествие в поэтический мир С.Михалкова. А путешествовать мы будем на волшебном паровозике. И чтоб было веселее в пути, для вас звучит песенка. Узнаете ее? Правильно, это «Песенка друзей».
1.Остановка «Дворик».
Наше детство проходит во дворах, где часто слышны споры и смех, игры и считалки. Вот одну из считалок, написанную Михалковым, попробуйте продолжить
Вы послушайте, ребята Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята –
Их по счету.(ровно пять ) Мы решали, мы гадали Как же нам котят назвать ?
Наконец, мы их назвали ( Раз, два, три, четыре, пять. )
Учитель: А теперь давайте вспомним стихотворение «А что у вас ?». В нем Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае, маленько прихвастнуть
Дело было вечером, Делать было нечего.
Кто из вас вспомнит, чем же хвастались ребята, сидевшие «без дела
А у нас водопровод
(Стихотворение «А что у вас?» Дети читают по ролям.) А у меня в кармане гвоздь. А у нас сегодня гость.
А у нас сегодня кошка Родила вчера котят.
А у нас в квартире газ. А у нас водопровод.
. А из нашего окошка Площадь Красная видна.
Нам купили синий-синий, Призеленый красный шар.
Учитель: А мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении (летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)
Звучит второй куплет песни.
Библиотекарь: Отправляемся дальше. Следующая остановка «Школа». Послушайте веселое стихотворение «Азбука» в переводе с польского Юлиана Тувима.
Ученики:Что случилось? Что случилось? Потеряла буква ЮС печки азбука свалилась! Перекладинку свою!
Больно вывихнула ножку Очутившись на полу,
Прописная буква М, Поломало хвостик У!
Г ударилась немножко, Ф, бедняжку, так раздуло -
Ж рассыпалась совсем! Не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло – Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась – Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась, Не узнала никого!
А теперь попробуйте вспомнить название этих произведений:
Писать красиво не легко: «Дает корова молоко»
За буквой буква, К слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог! ( «Чистописание» )
Я вхожу один из первых В медицинский кабинет
У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет! ( «Прививка» ) Библиотекарь: Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.
Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:
Ученик: Я быстро градусник беру И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу. И про себя прошу, прошу:
Родная миленькая ртуть, Ну, поднимись еще чуть-чуть! ( «36,5» )
Что вы можете сказать о таких учениках? ( Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь ).
А вот стихотворение о другом мальчугане:
Ученик: Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить.
До того я распустился, Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился От каких, скажите, рук?! ( «Лапуся» )
О каком лекарстве идет речь в следующих строчках:
Ученик: Появись лекарство это, Я купил бы два пакета,
Нет, не два, а целых три, Нужно, что ни говори!.. ( «Чудесные таблетки от лени» )
А о каком заболевании говорится в следующем стихотворении:
Ученик: У меня печальный вид – Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип Что такое? Это … ( грипп )
Это стихотворение у поэта родилось так. Как-то Михалков заболел, никакие микстуры и порошки ему не помогали. Наконец, болеть ему надоело. Он придвинул стол для газет и начал набрасывать строчки: Не румяный гриб в лесу, А поганый грипп в носу!
Учитель:А теперь мне хочется поговорить с вами о двух проказниках-щенках. Послушайте отрывки из стихотворений и вспомните их название:
Ученик: Я сегодня сбилась с ног У меня пропал щенок.
Два часа его звала. Два часа его ждала.( «Мой щенок»)
Ученик: На дверях висел Замок. Взаперти сидел Щенок. Все ушли И одного
В доме Заперли его. ( «Трезор»)
И что же натворили каждый из этих щенков:
- Утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.
- Порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.
Библиотекарь: Продолжим наше путешествие. ( Звучит III куплет «Песенки друзей» ).
Следующая остановка «Фронтовая».
В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы. А для детей Михалков в это время не писал. В первый год войны у Михалкова родились такие строки:
Ученик: Но никогда такой народ, Как русский наш народ,
Не упадет и не умрет И в рабство не пойдет!
Оказался ли прав Михалков? Почему?
Учитель: Наше путешествие продолжается. Пора в путь. ( Звучит аудиозапись IV куплета ) Остановка «Лесная».
Послушайте стихотворение «Прогулка». (инсценирование)
Ученик: Мы приехали на речку Тут сидят и там сидят:
Воскресенье провести Загорают и едят
А свободного местечка Отдыхают, как хотят,
Возле речки не найти! Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли И поляночку нашли.
Но на солнечный полянке
Тут и там пустые банки. И, как будто нам назло. Даже битое стекло!
Мы по бережку пошли Место новое нашли …и т.д.
Мы приехали на речку Понедельник провести,
Только чистого местечка Возле речки не найти.
Учитель: Эти «любители природы», сокрушались по поводу непорядочности других, а сами после себя оставили гору мусора.
Михалков написал много пьес для детей, такие как «Знайка-Зазнайка», «Три поросенка».
Мы сейчас послушаем с вами отрывок одной из них. ( «Три поросенка» ).
Инсценирование сказки «Три поросёнка»
Чем закончилась история поросят?
Библиотекарь: Но было бы неполно, говоря о творчестве Михалкова,не сказать о его стихах про дядю Степу. В этом произведении Михалков просто, весело и увлекательно рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль. А есть ли продолжение у дяди Степы? ( «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор»,»Дядя Степа _ ветеран» ).
Впервые стихи про Дядю Степу были напечатаны в журнале «Пионер». А было это так. В 1935 году в редакцию журнала пришел худощавый молодой человек, волнуясь, сказал: «Я принес стихи?» Редактор начал читать о том, как: В доме восемь Дробь один
Жил высокий гражданин По фамилии Степанов И по имени Степан.
Учитель: Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, и так как перед ним стоял достаточно высокий гражданин, то решил, что он написал стихи про себя самого и спросил: «Ваша фамилия Степанов?» Но автор ответил «Михалков, Сережа» Дочитав стихотворение, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь художник не успеет сделать иллюстрации» и тут же добавил: « Не нужен художник. Нам нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем Вас. Вы вылитый дядя Степа» и потом многие думали, что дядя Степа и Михалков это одно и тоже лицо.
Инсценирование отрывков из «Дяди Степы»
Учитель : Ребята! А теперь попробуйте разгадать кроссворд.
Ф
1.В одном переулке Стояли дома В одном из домов Жил упрямый… (Фома)
2. Как зовут мальчика, о котором говорится в следующих строчках:
Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате?
Кто лежит на 3-х подушках Перед столиком с едой? (Витя)
3. Я бежал по улице По мостовой пошел
Свернул налево за угол И кошелек нашел. (Находка)
4. Какую фамилию носит дядя Степа? (Степанов)
5. Он с кокардой на фуражке, Он в шинели под ремнем,
Герб страны блестит на пряжке – Отразилось солнце в нем! (Милиционер)
6. Кем служил сын дяди Степы Егор, в каком звании? (майор)
Сильный, смелый и серьезный Он достиг своей мечты
В изученье дали звездной В покоренье высоты.
7. Мы решали, мы гадали Как же нам _______назвать!
Наконец мы их назвали Раз, два, три, четыре, пять (Котята)
8. Хозяйка однажды с базара пришла. Хозяйка с базара домой принесла.
( Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу).
Инсценирование басен: «Зеркало»
Библиотекарь: Вот и подошло время прощаться. На празднике, посвященном творчеству Михалкова, мы познакомились лишь с маленькой частичкой его творчества.
Учитель: Если захотите познакомиться подробнее с его произведениями, то возьмите еще раз в руки книги Михалкова и повстречайтесь с любимыми героями.
Произведения Михалкова – поэта, прозаика, драматурга, сатирика, сказочника и баснописца будут читать еще не одно поколение ребят.
Конец формы