Методическая разработка урока. Локальные и глобальные сети. интернет. Услуги в Интернете. 11 класс
Методическая разработка урока.
Локальные и глобальные сети. Интернет. Услуги в Интернет.
По разделу:
Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы. (Основные закономерности развития искусственных систем. Информационные технологии).
11 класс.
Из опыта работы:
Активизация творческой деятельности учащихся на уроках технологии. Адаптивная система обучения.
Материал разработан
учителем технологии
МОУ СОШ № 62
Рыбаковой Н.Н.
г. Оренбург.
Тема программы: «Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы».
Тема урока: «Локальные и глобальные сети. Интернет. Услуги Интернета».
Цели урока:
Дать понятие о видах компьютерных сетей.
Сформировать представление о сети Интернет и ее огромных возможностях, в том числе поиске информации на примере сбора сведений об автомобилях для учащихся 10 – 11 классов выбравших профессии связанных с развитием транспорта.
Научить учащихся пользоваться средствами поиска в сети Интернет и творчески применять полученные знания.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: семинар с практической работой на компьютере с использованием индивидуальной т групповой формах работы.
Методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский, частично – творческий.
Материально – техническое обеспечение:
Компьютеры JBM с возможностью работы в сети Интернет.
Плакат.
Плакат «Общее устройство автомобиля».
Плакат «Ремонт и техническое обслуживание автомобиля».
Рабочие тетради.
Ход урока:
1.Вводный инструктаж.
1). Организационная часть.
Приветствие.
Упражнение на внимание. Релаксация.
Посадить учащихся, отметить отсутствующих.
Контроль готовности учащихся к уроку.
Контроль исправности оборудования.
2). Инструктаж по:
правилам работы за компьютером;
применению дидактического материала.
3). Задачи для учащихся:
Познакомиться с важнейшими услугами сети Интернет;
Узнать наиболее распространенные системы поиска;
Уметь включать компьютер и осуществлять поиск необходимой информации;
Повысить свою мотивацию к приобретению знаний;
Соблюдать правила безопасной работы.
2.Фронтальная робота.
1). Опрос. Повторение ранее изученного материала.
Роль гидросферы в жизнедеятельности человека.
Назовите факторы загрязнения окружающей среды.
Назовите основные технологии защиты гидросферы.
Как, по-вашему, существуют ли различия между промышленным и индустриальным производством?
Какие способы экономии вам известны?
2). Оценить ответы учащихся.
3.Фронтальная работа (продолжение).
1). Объяснение новой темы совместно с практической деятельностью учащихся.
Теоретические сведения.
Беседа с демонстрацией работы в сети Интернет.
Современному человеку очень важно уметь пользоваться различными информационными системами, применять накопленную информацию для решения практических задач и обмениваться ею с другими людьми. В настоящее время для целей поиска и обмена информацией самыми перспективными являются компьютерные коммуникации. Особое место в компьютерных сетях занимает глобальная сеть Интернет, которая имеет наиболее широкие возможности для поиска и обмена информацией во всех областях человеческих знаний.
Сеть Интернет образована по определенному набору правил – протоколу ТСР/IP (Transmission Control Protocol/internet Protocol).Благодаря чему пользователи разных сетей могут обмениваться информацией и понимать друг друга.
Важнейшими услугами сети Интернет являются Всемирная паутина (WWW), электронная почта (E – mail), копирование файлов, новости (News), Средства общения в реальном времени.
Для школьников на первых порах достаточно умения пользоваться Всемирной паутиной (WWW). Это большая библиотека, состоящая из книг (web – сайтов), которые состоят из web – страниц. Каждая страница имеет адрес и может храниться на отдельном компьютере, называемом web – сервером. Информация в WWW – гипертекст – организована особым образом, аналогично энциклопедическому словарю. В нем предусмотрены слова, фразы или графические элементы, которые связывают между собой множество страниц (документов). Документ представляет собой обычный или гипертекст, и быть связанным с множеством других документов. Они могут содержать звук, анимацию и находиться на компьютере в любой части света. Для их передачи используют специальные протоколы передачи гипертекста Hypertext Markup Language Protocol (HTTP).Доступ к сети Интернет можно получить с помощью специальных программ, называемых браузерами. Наиболее популярным браузером является Microsoft Internet Explorer.Возможны два варианта поиска информации в сети Интернет.
В первом варианте известен точный адрес информационного ресурса (URL), т.е. Web – страницы, которая содержит искомую информацию. Адрес URL точно описывает размещение Web – страницы в сети и выполняет функцию, аналогичную почтовому адресу или телефонному номеру. Он имеет структуру: http www.lib.ru /каталог/ имя файла - html, где – http – протокол, www.lib.ru – имя Web – сервера.
Каталог – перечень гипертекстовых документов, представляющих путь к искомому, имя файла – html- имя файла искомого.
При поиске информации адрес URL записывают в поле адреса программы Microsoft Internet Explorer.Если компьютер выдает сообщение «не удается найти адрес URL, то это означает, что указан неверный адрес или искомая страница перемещена по другому адресу или удалена.
Во втором варианте адрес URL неизвестен. В этом случае с помощью специальных программ поиска ищет адрес, по которому записана информация, наиболее распространенные системы поиска:
www.yandex.ruwww.aport.ruwww.rambler.ruwww.ultavista.comwww.yahoo.comПоиск адреса осуществляется следующим образом.
а). Загрузить программу Microsoft internet Explorer.
б). В текстовой строке адреса записать адрес поисковой системы, например; www.rambler.ru.
в). Ввести запрос, т.е. ключевые слова, определяющие внутреннее содержание искомой информации. Например: если интересует устройство двигателя легкового автомобиля «Жигули», то на клавиатуре набирают «устройсто легкового автомобиля».
В том случае, когда на запрос получают огромное количество адресов, то сужают круг поиска.
г). Ввести еще одно ключевое слово, например: «двигатель», на экране монитора пометить курсором «искать в найденном».
д). При необходимости дальнейшего сужения круга поиска ввести следующее ключевое слово «Жигули», снова пометив «искать в найденном».
Следует отметить, что в сети Интернет предусмотрена возможность запоминания адреса web – страницы в поиске «Избранное». Для этого в процессе просмотра web- страницы нужно щелкнуть правой клавишей мыши и из меню, появившемся на экране, выбрать – добавить в «Избранное».
Советы по поиску информации: отбрасывайте предлоги, пользуйтесь гиперссылками и ключевыми словами, относящимися только к искомой информации, не употребляйте синонимы, используйте в запросах логические связки and(и), or(или), not(нет).
2). Физминутка.
Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (приложение 6).
3.Фронтальная работа (продолжение).
1). Самостоятельная практическая работа.
Учащиеся, знакомятся со способами поиска информации в сети Интернет. Самостоятельно выполняют задания учителя по теме «История автомобиля», изучаемой в модуле «Транспорт» и др.
Задания для учащихся:
а). Включите компьютер.
б). Загрузите программу Microsoft Internet Explorer/
в). В строчке адреса запишите адрес поисковой системы www.aport.ru
г). Введите запрос, т.е. ключевые слова – «история автомобиля». (Появиться список из сотен адресов Web – сайтов).
д). Введите еще одно ключевое слово – «Россия», пометьте курсором «искать в найденном».
е). для уменьшения перечня адресов, по которым храниться информация, введите следующее ключевое слово – «1920 – 1930 г.г.)
ж). Выберите URL – адреса наиболее понравившихся страниц и запишите их в тетради.
з). Продемонстрируйте работу учителю.
и). Завершите работу с программой.
к). Выключите компьютер.
Список найденных в процессе урока сайтов приведен в конце урока в перечне литературы.
Учитель осуществляет контроль, работает в индивидуальном режиме по очереди с отдельными учащимися, инструктирует, с целью избежания ошибок консультирует, отвечает на вопросы.
Учащиеся работают индивидуально (ИР), осуществляя СК, ВК, под контролем учителя, задают вопросы, слушают, осуществляют поиск, обучаются, оказывая взаимопомощь друзьям.
Учащиеся самостоятельно находят информацию по транспортной тематике, например: «Транспортные машины», «История развития транспорта», «Устройство легкового автомобиля», «Ремонт автомобиля» и др.
2). Отгадывание технических загадок.
Стержень, но не длинный,
Резец, да не токарный;
Брусок, а не деревянный.
(Зубило).
Острый, как зубило,
Твердый, но не напильник,
Длинный, но не сверло.
(Кернер).
Две ручки, да полотно одно есть,
А на нем зубьев сорок шесть.
(Пила).
4.Заключительный инструктаж.
1). Подведение итогов.
Полученные знания учащиеся могут применять в сферах своей деятельности при изучении любого модуля технологии и в проектной деятельности.
2). Анализ работы и выявленных ошибок.
3).Оценивание деятельности учащихся.
4). Домашнее задание:
Выбрать и предложить варианты тем проектов по изученной проблеме.
5). Уборка рабочих мест.
Литература.
Симоненко В.Д. Технология. 10 -11 классы – М.: Вентана – Граф, 2009 – 224с.
Симоненко В.Д. Технология. 10 кл. – М.: Вентана – Граф, 2007 – 228с.
Симоненко В.Д. Технология. 11кл. – М.: Вента – Граф, 2007 119с.
Макарова Н.В. Информатика. 9 кл. – СПб.: Питер, 1999.
Шафрин Ю Основы компьютерной техники. Учеб. пособ. 10 – 11 кл. – М.: АБФ, 1997.
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: Изд. «Академия», 2002 -480с.
Список сайтов:
http://www.auto.ru/ – главный Web – сайт в автоконференциях.
http://www.zr.ru/ - Web – cайт журнала «За рулем».
http://www.autoreview.ru/ - Web – сайт журнала «Авто – Ревю».
http://win.auto.msk.ru/rus/index.htm/ - персональный web – сайт, заслуживающий внимания.
http://www.eulex.msk.ru/ - web – содержащий информацию о вождении.
http://www.nexus/odessa.ua/vg/A109/ - web – сайт с Альбомом девятой модели «Жигули».
http://public.reksoft.ru – eagle/vaz/egine/newengine.htmi/ - web – c котором содержится мультфильм с работой роторно – поршневого двигателя.
http://tverst.carsnle.ru/modelindex.htm/ - wed = сайт, на котором представлены автомобили Ваза, которые еще редко встречаются на наших дорогах.
http://www.reksoft.ru/ - eagle. – официальный web – сайт ВАЗаКонкретная модель урока в 11 классе по теме: «Локальные и глобальные сети. Интернет. Услуги в Интернет.»
учитель Учащиеся ≡≡≡≡≡≡ Орг. момент. Ф.М.
≡≡≡≡≡≡ Опрос. Повторение.
К
≡≡≡≡≡≡
= = СР
≡≡≡
≡≡≡
Обучение. Теоретические сведения.
Информация. Ф.З.
≡≡≡≡≡≡ Ф.М.
З
И Р К ≡≡≡≡≡≡
= = С Р ;
С К ; В К.
≡≡≡
≡≡≡
Практическая самостоятельная работа.
≡≡≡≡≡≡ М Ш. Технические загадки.
≡≡≡≡≡≡ Итог. Анализ. Оценивание.
≡≡≡≡≡≡ Д З.
≡≡≡≡≡≡ У Р М.
•----• •----• • • • ••----• Статическая пара. •----• • • • •
Обучение.
≡≡≡≡≡≡ Фронтальная работа.
≡≡≡
≡≡≡
Парная
работа.
Ф М. – физминутка.
П Р С. – практическая самостоятельная работа.
С Р. – самостоятельная работа.
М Ш. – мозговой штурм.
Д З. – домашнее задание.
У Р М. – уборка рабочих мест.
И Р. – индивидуальная работа.
Ф З. – фиксируют записи.
Р М. – рабочие места.
С К. – самоконтроль.
В К. – взаимоконтроль.
К. - контроль.
наблюдение.
Хронологическая карта.
11 класс.
Учитель: Рыбакова Н.Н.
№
Эта
повВремя
мин. Дли
тельностьДеятельность
учителя. Деятельность
учащихся Анализ деятельн.
Учитель Уч-ся.
1 О М; М Н У;
Инструктаж, Ф М. Слушают,
выполняют. ≡≡≡≡≡≡
2 Проверка знаний.
Оценивание. Отвечают.
К ≡≡≡ В К
С К ≡≡≡
≡≡≡ В К
С К ≡≡≡
3 Обучение с
компьютерной
демонстрацией. Слушают, анализируют, делают выводы, работают с информацией. записывают К
≡≡≡≡≡≡
= = В К
С К ≡≡≡
= = С К
4 Ф М Выполняют Ф М
≡≡≡≡≡≡
5 Инструктирует, наблюдает, контролирует, работает индивидуально И Р
К
И
≡≡≡ С К
В К ≡≡≡
= = С К
В К = =
6 Сообщает загадки Отгадывают ≡≡≡≡≡≡
7 Подводит итог.
Задает вопросы. Слушают, анализируют, отвечают, выявляют ошибки.
≡≡≡≡≡≡ = =
≡≡≡≡≡≡
8 Дает задание Записывают ≡≡≡≡≡≡
9 Просит Убирают РМ К ≡≡≡УРМ
Обучение
Наблюдение
= = Работа по очереди
≡≡≡≡≡≡
≡≡≡≡≡≡
Работа парами
К У – контроль учителя
Ф М – физминуткаИ Р - индивидуальная работа
И - инструктаж
У Р М – уборка рабочих мест
М Ш – мозговой штурм
Д З – домашнее задание
Ф З – фиксируют записи
Р М – рабочее место
С К – самоконтроль
В К – взаимоконтроль
К - контроль
График учета индивидуальной работы.
11 класс.
№
п.п. Фамилия, 3 –ья четверть, t =25 мин.
Имя. 1 Горбунов И. 2 Григорьева Е. 3 Евсюкова А. 4 Зайцева А. 5 Караулова Т. 6 Колосова А. 7 Клименко П. 8 Коновалов И. 9 Кулаева Т. 10 Минкин А. 11 Поношев Р. 12 Сладкова Ю. 13 Трофимова Т. 14 Удовиденко А. 15 Фазлиева Г. 16 Шпынев П. 17 Гаврюшин А.