Урок литературы для 10 класса Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Символика цвета в романе Ф.М Достоевского
«Преступление и наказание»
Урок – мастерская построения знаний
Цель:
создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.
Задачи образовательные:
Формирование аналитических навыков при работе с текстом.
Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.
Задачи развития:
Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей.
Развитие критического мышления.
Развитие личностной рефлексии
Задачи воспитательные:
Воспитание чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам.
Оборудование:
1.Текст у каждого.
2.Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые - холодные цвета).
3. Заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети – в тетрадях.
1. Индуктор.
Напишите красиво свое имя на листочке. Раскрасьте его в любимый цвет. Какого цвета ваше имя? Почему вы его выбрали? Много цветов радует душу. Цвет может многое обозначать.
Подберите цвет к таким понятиям (записаны на доске):
Тоска Утешение Тепло Зло
Угнетенность Защита Свет Ненависть
Отчаяние Добро Уют Смерть
Обсудите свою точку зрения в паре, группе. (Заслушиваются группы, к каждой «тройке» понятий прикрепляется листок цветной бумаги с выбранным цветом).
2. Работа с материалом.
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя-психолога, как Достоевский, это не случайно. Давно известно, что цвета окружающего мира по-разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа. Поговорим об этом подробнее.
Социоконструкция.Работа в группах.
Задание 1.
Прочитайте:
1)описание комнаты старухи-процентщицы (часть1,глава 1)
2) комнаты Раскольникова (часть 1, глава 3 -в начале и конце главы)
3) комнаты Сони Мармеладовой (часть 4, глава 4).
Какой цвет преобладает в этих описаниях? Почему, на ваш взгляд, Достоевский использует именно этот цвет? Что он символизирует?
Задание 2.
Прочитайте:
1)страшный сон Раскольникова о лошади (часть 1, глава 5)
Обратите внимание на цвет лица мужиков и морду лошади.
2)описание вечера на Неве после пробуждения Раскольникова (часть 1, глава 5)
3) сцену убийства старухи (часть1, глава 7)
Какой цвет преобладает в этих описаниях? Почему, на ваш взгляд, Достоевский использует именно этот цвет? Что он символизирует?
Задание 3.
Прочитайте:
1)воспоминание Раскольникова о своем детстве (часть1, глава 5 –до эпизода с лошадью). Обратите внимание на цвет купола церкви.
2)описание прогулки Раскольникова на Васильевский остров и Малую Неву (часть 1, глава 5- до сна Раскольникова)
Обратите внимание на то, что понравилось Раскольникову и его усталым глазам.
3) описание чувств Раскольникова сразу же после пробуждения. Где он находит защиту? (часть 1, глава 5).
4) эпизод, когда Раскольникова приняли за нищего (часть 2, глава 2). Обратите внимание цвет зонтика девушки.
5) найдите, какой предмет одежды есть у Сони в начале романа (часть 1, глава 2) и в эпилоге (часть 2,)
Какой цвет преобладает в этих описаниях? Почему, на ваш взгляд, Достоевский использует именно этот цвет? Что он символизирует?
3. Афиширование. Отчёт групп. (Заслушиваются группы, к каждой «тройке» понятий вновь прикрепляется листок цветной бумаги с выбранным цветом).
Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета на протяжении всего романа: мебель “из жёлтого дерева”, “жёлтые рамки”, “пожелтелая кацавейка”, “жёлтый диван”, “жёлтое лицо”, “жёлтый билет”, “жёлтенькие обои”, “тёмно-жёлтое” лицо Порфирия Петровича. Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны... Психологи говорят, что жёлтый цвет – это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Такая яркая характеристика! Почему же при чтении романа нас так гнетёт цвет солнца? Когда слышишь продолжительный, однообразный звук, кажется, что он проникает в тебя, заполняя каждую клеточку. Так же убивающе действует и обилие какого-то одного цвета. Он как будто накапливается внутри и уже оттуда угнетающе действует на мозг. К тому же в романе в основном грязно-жёлтые тона, что тоже имеет своё значение.
Одним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Самым ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание). Когда Катерина Ивановна волновалась, на щеках у неё выступали красные пятна. В том, что силы пришли к Раскольникову только после первого удара топором по голове Алёны Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные.
Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.
В романе встречается ещё и зелёный цвет. В этом произведении он всегда является резким контрастом по отношению к окружающей обстановке. Например, в своём первом сне Раскольников видел “серенькое время”, “удушливый день”, чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы увидим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: “Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам”.
После своего вынужденного грехопадения во имя близких Соня Мармеладова укуталась с головой в большой зелёный драдедамовый платок, словно желая найти покой и утешение под его покровом. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы.
Дочь пожилой купчихи, принявшей Раскольникова за нищего и давшей ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Возможно, зонт здесь сравнивается с куполом церкви из сна Раскольникова и платком Мармеладовых и является защитой и от палящего солнца, а зелёный цвет указывает на то, что эти жалостливые люди находятся под святым покровом.
Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, густая зелёная крона которого тоже своеобразный купол церкви, как будто перенесённой в реальность. Именно здесь герой вспоминает Бога: “Слава Богу, это только сон!” Именно здесь происходит осмысление Раскольниковым всей “безобразности” его мечты. Дерево – это храм, в котором происходит очищение души героя.
Как вы думаете, почему только зеленый цвет, появившись во второй главе, вновь появляется в эпилоге, и как бы завершает роман? Прочтите, (учебник И.Н.Сухих «Литература 10 класс» стр.314) как Достоевский хотел закончить роман («Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека»), и как эту фразу объясняет автор учебника? Какой еще символический смысл вкладывает Достоевский в зеленый цвет?
Достоевский удивительно метко пользовался возможностями цвета как символа. Например, в эпилоге опять появляется старый зелёный платок Сони. Зелёный цвет возвращается в момент воскресения Раскольникова, как бы показывая нам, что герой вновь уверовал и нашёл покой в своей “детской церкви с зелёным куполом”.
4. Творческая работа
В романе всего один раз встречается голубой цвет. Это «замечательные голубые глаза» Сони. Прочему этот цвет встречается всего один раз? Как вы думаете, что он символизирует? Напишите небольшое сочинение на эту тему(5-7 минут).
(Заслушивается несколько работ желающих)
5. Рефлексия.
Твое состояние во время работы. О чем ты сегодня задумался?
13PAGE 15
13PAGE 14515
Символика цвета в романе Достоевского. М.Осипова. МБОУ СОШ №3.