Поурочный план урока на темуМестоимение(4 класс)
Тема: Местоимение (общее понятие)
Цели:
Формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в речи, повторение разбора слов по составу, синтаксический разбор предложения.
Развитие речи, внимания, памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы, расширение кругозора.
Воспитание аккуратности на письме, любви к предмету и к животным.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа, тестирование.
Дидактическое обеспечение урока: презентация, видеоролик, карточки с заданиями, тесты.
1. Орг.момент
Приветствие.
— Русский язык мы изучаем с первого класса. Но, надо отметить, что русским языком интересуются еще 45 стран мира.
Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
2. Минутка чистописания
— Прочитайте слова перед вами.
Зима коньки весёлая каток
— Что общего во всех этих словах?— Какое слово лишнее и почему?— Что такое имя прилагательное?— Найдите в этом слове букву, которая обозначает непарный звонкий согласный. (Л)
Ли лс лу ал мл зл— Много словарных слов на эту букву мы изучили. Отгадайте одно из них.
Всех зверей она хитрей,Шубка рыжая на ней.Пышный хвост — ее краса.Этот зверь лесной — …. (лиса)
— С помощью каких слов вы догадались о ком идет речь?
— Давайте запишем слово
Лиса
В гостях у слова
Свое название лиса получила за желтый окрас меха. Раньше на Руси — лис — означало желтый, лисый — желтоватый, залисеть — пожелтеть.
Более 700 лет назад жил Новгородский князь Патрикей Нарумтвович, который отличался большой хитростью и изворотливостью ума. Кому же, как ни лисе дать отчество Патрикеевна.
— Давайте подберем однокоренные слова.
— Какие слова называются однокоренными?
Лиса-лисичка, лисица, лисонька, лисята, лисий.
Разбор слов по составу
— Что вы знаете про лису?
— Как вы думаете лиса вредное животное или полезное?
Сообщение ученика
Лисица — широко распространенный в нашей стране зверь. Раньше лисицу считали вредным животным. По неведению и сейчас еще некоторые охотники всеми силами стараются разорять найденные лисьи норы. В настоящее время лисица признана полезным животным, которое подлежит охране.
Конечно, лисица не упустит случая задавить зайца, поймать тетерку или куропатку, разорить птичье гнездо, а также поживиться домашней птицей. Однако вред этот очень мал по сравнению с пользой, которую она приносит.
Почти по всей территории страны лисицы кормятся главным образом, мышами, сусликами и другими грызунами, наносящими ущерб сельскому хозяйству.
Немалую пользу оказывает лисица и нашим лесам, истребляя злейших врагов лесных богатств — майских жуков, за которыми с азартом охотятся подрастающие лисята, поедая их в огромном количестве.
3. Работа над новым материалом
Лисица хитрая и умная, а вот какие умные вы я сейчас проверю. Перед вами зашифровано слово. Кто сможет его узнать, тот и узнает тему нашего сегодняшнего урока:
яяМккеппсллтууоввиддмххеррнггиаае— Кто готов прочитайте.
Местоимение.
— Какие местоимения вы знаете? Приведите примеры.
— Что вы знаете о местоимении?
Послушайте стихотворение-загадку и догадайтесь о чем идет речь.
Утром —Так заведено —Разомкнёшь ресницы,И к тебе идёт ОНОРозовой жар — птицей…А стемнеет — ОН придёт:Тоненький,Смущённый, —Он на цыпочках войдётДолькою лимонной.Срок прошёл — плывёт ОНАВ пелене тумана,Круглолица и грустна,Будто Несмеяна…Кто же ОН, ОНО, ОНА?Уч-ся. Месяц, солнце и луна (крепятся иллюстрации на доску).
Вывод: Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
— Если местоимения заменяют имена существительные, на какие вопросы они отвечают? (на вопросы существительных)
— Для чего существуют местоимения в речи?
Мы узнаем выполнив упражнение по учебнику.
(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)Учитель. Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
4. Работа по учебнику
Стр. 148 Упр.316
— Какие слова указывают на предмет но не называют его?
— Можно ли догадаться, на какой предмет указывает местоимение он?
— Какие слова помогают узнать, о чём идёт речь?
Просмотр видеоролика.
Самостоятельная запись упражнения в тетрадь.
Работа с правилом
5. Физминутка«Я, ты, он, она…..»
6. Работа по карточкам
1 вариант. Вставь пропущенное местоимение. Подчеркни грамматическую основу предложения.
… нарисую ёлочку. Завтра… пойдём на речку. Утром папа увидел… .
2 вариант. Вставь пропущенное местоимение. Подчеркни грамматическую основу предложения.
Вечером… читаем сказки. Завтра… пойду в библиотеку. Лена поможет… решить задачу.
Вывод: Местоимения в предложении чаще всего бывают подлежащим и второстепенным членом предложения.
7. Тестирование
Ф.И.____________________________________________________
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
6.* Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
7.* Составь предложение, где местоимение выражено второстепенным членом предложения.
7. Итог урока. Рефлексия
— Что нового узнали?
— Что такое местоимение?
— Каким членом предложения оно бывает чаще всего?
— Что вам понравилось на уроке?
— Что было трудным?
— На следующих уроках мы продолжим изучать местоимение.
Д/з стр.
Оценки за урок.
1 вариант. Вставь пропущенное местоимение. Подчеркни грамматическую основу предложения.
… нарисую ёлочку. Завтра… пойдём на речку. Утром папа увидел… .__________________________________________
2 вариант. Вставь пропущенное местоимение. Подчеркни грамматическую основу предложения.
Вечером… читаем сказки. Завтра… пойду в библиотеку. Лена поможет… решить задачу.
_______________________________________________________________________________________________
1 вариант. Вставь пропущенное местоимение. Подчеркни грамматическую основу предложения.
… нарисую ёлочку. Завтра… пойдём на речку. Утром папа увидел… .___________________________________________
2 вариант. Вставь пропущенное местоимение. Подчеркни грамматическую основу предложения.
Вечером… читаем сказки. Завтра… пойду в библиотеку. Лена поможет… решить задачу.
Тест
Ф.И.____________________________________________________
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
6.* Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
яяМккеппсллтууоввиддмххеррнггиааеяяМккеппсллтууоввиддмххеррнггиааеяяМккеппсллтууоввиддмххеррнггиааеяяМккеппсллтууоввиддмххеррнггиаае