Конспект урока по русскому языку на тему Единственное и множественное число имен существительных. (2 класс)
Урок русского языка в 2 классе
Тема урока: Единственное и множественное число имен существительных.
Цель: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности.
Проблема (идея) урока: имена существительные изменяются по числам.
Задачи урока (способы достижения цели):
Личностные:
- мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формирование социальной роли ученика.
Метапредметные:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
Предметные:
- определять число имен существительных;
- употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять грамматический признак имен существительных – число;
- изменять имена существительные по числам.
Метапредметные:
- использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного, использовать правила для подтверждения своей позиции;
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь слушать и понимать речь друг друга.
Технологии, методы: работа в парах, динамическая пауза.
Оборудование: проектор, компьютер, смайлики
Ход урока: 1. Оргмомент:
Все лежит у нас в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
2.Самоопределение деятельности: Послушайте внимательно стихотворение и догадайтесь, о какой части речи здесь говориться?
Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называются ПРЕДМЕТЫ. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Сёла, города, планеты - Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! Ах, какие все слова восхитительные, Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
- С какой частью речи сегодня будем работать?
Слайд 1
Давайте вспомним, что мы знаем об именах существительных. На какие вопросы отвечают? Что обозначают? Какие бывают?
3. Слайд 2 Чистописание:
1)Списать с доски: Россия, Москва, столица,»2) Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных; 3) Прочитайте имена собственные.4) Устно составить предложение с этими словами.
4. Слайд 3
Словарная работа. Игра «Лесная прогулка». Записать слова в столбик, выделить орфограмму:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проверьте себя ( по щелчку на слайде появляются слова)
На какие две группы можно поделить эти слова? Прочитайте одушевленные, неодушевленные. Сколько предметов обозначают эти слова?
Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.
Проверьте себя Слайд 4
Вывод: Если слово обозначает один предмет, то говорят, что оно стоит в единственном числе. Если слово обозначает много предметов, то говорят, что оно стоит во множественном числе. Число имени существительного может меняться.
5. Формулирование темы урока.
Прочитайте тему урока на с.61.
Создание проблемной ситуации
- Можете отличить имена существительные в единственном и множественном числе? Как? (Наводящий вопрос: Сколько предметов обозначает имя существительное в единственном числе? Множественном?)
- Прочитайте правило тетушки Совы (с. 61)
6. Физминутка . Слайд 5
7. Упражнение в определении числа имен существительных.
упр. 105
1.Прочитать, объяснить пропущенные буквы.2. Выписать имена существительные, которые стоят в единственном числе. – Комменти-рованное письмо.
8. с. 62. упр. 106
1) прочитать задание, разобрать образец.
2)- Обратите внимание, что большинство слов в русском языке могут изменяться по числам.
3) Выполнить по вариантам задание после упражнения.
4)Проверка в парах.
Поставить оценку на полях:
«!» - молодец, все выполнил верно;
«+» - хорошо, но есть ошибки;
«?» - ошибок много, нужна помощь учителя.
Чтение правила тетушки Совы (с. 62)
- Какое открытие сделали на уроке? Слайд 6
9. Рефлексия учебной деятельности:
Учились
У меня хорошо получилось
Мне понравилось
Я затрудняюсь
10. Домашнее задание Стр. 62, упр. 107. Разобрать две пары.
Игра «Один- много»: Один - хлопнуть в ладоши, много – присесть
Дождь, малыши, чайник, груши, уж, чайка, ворчун, машины, щука, ежи.
11. Подведение итогов урока.
- О каком признаке имени существительного вы узнали?
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Оцените свою работу на уроке. Дети выбирают смайлик желтого, красного или зеленого цвета, оценивая свою работу.
Слайд 7