Технологическая карта урока Алгоритмы и исполнители
Урок информатики в 8 классе по теме «Алгоритмы и исполнители» Учитель: Сидорович С.Н.
Характеристики урока
Содержание
Образовательные цели урока
формирование понятия алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных
формирование алгоритмического мышления
формирование у учащихся целостных представлений о картине мира;
формирование научного мировоззрения; синтез знаний, полученных на разных предметах.
Развивающие цели
создать условия для развития умений работать коллективно, в парах, индивидуально;
создать условия для развития алгоритмического мышления;
развивать навыки работы с алгоритмами
развивать познавательный интерес;
формировать умение анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться, синтезировать знания, полученные на различных предметах.
Воспитательные цели
воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни; коммуникативные качества, умение слушать, критическое отношение;
культуру межличностных взаимоотношений, аккуратность в работе, трудолюбие.
создать на уроке атмосферу психологической комфортности
Здоровьесберегающая цель
эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (психоэмоциональная разрядка);
следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей)
Задачи урока
Сформировать понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных
Отработка умения исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных и решения задач с практическим содержанием.
Определить наличие алгоритмов в школьных предметах.
Доказать необходимость составления алгоритмов на любом учебном предмете для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала.
Показать значение информатики для других наук.
Основные образовательные принципы урока
доступность, практичность, природосообразность, научность
Технологии
Работа в группах, проблемная ситуация, ИКТ
Тип урока
Комбинированный урок: проверки и оценки знаний, активного и осознанного усвоения нового материала
Оформление и оборудование
Презентация к уроку «Алгоритмы и исполнители», интерактивная доска, карты оценивания
Аппаратное и программное обеспечение
Компьютерные рабочие места учащихся, объединённые локальной сетью, рабочее место учителя с интерактивной доской, проектор
Технологическая карта урока
Этап урока
Задачи этапа
Методы
Формы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1.Организационный момент.
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.
Разъяснение
Фронтальная
Знакомит учащихся с планом урока
Слушают
1 мин.
2. Проверка знаний материала прошлого урока
Выявить уровень знаний. Определение типичных
ошибок.
Тестирование
Тест
Наблюдает, корректирует
Работа учащихся в тетради.
Проверка по цепочке у доски
5 мин
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы.
Проблемная миниситуация
Коллективная
Многие считают, что информатика нужна только для того, чтобы научиться работать на компьютерах. Мы с вами знаем, что это заблуждение, которое мы постараемся опровергнуть на нашем уроке. Сегодня вы убедитесь, что знания по алгоритмизации, полученные на информатике, можно и нужно применять на других учебных предметах.
Давайте попробуем провести небольшой эксперимент (эксперимент с выполнением алгоритма) Почему вы не справились? Что вы выполняли?
Как называется последовательность действий?
Правильно. Чтобы придти к нужному результату необходимо выполнять алгоритм по порядку. Что еще необходимо? Кем вы были, выполняя алгоритм? Зачем нужен алгоритм?
Вы сказали, алгоритмы полезно составлять, т.е. очень важно научиться мыслить алгоритмически.
Человек, обладающий алгоритмическим мышлением, составляет алгоритмы легко и быстро. Он сразу видит суть сложной задачи и может составить алгоритм ее решения.
Алгоритмическое мышление помогает отчетливо увидеть шаги, ведущие к цели, заметить все препятствия и умело их обойти. Способность к алгоритмическому мышлению – важная черта умного человека.
Слушают, выполняют алгоритм, анализируют результаты выполнения
Последовательность действий.
Алгоритм
Исполнителем.
Если работа сложная, нужно составить план ее выполнения. А детальный план действий – это алгоритм. Такой план очень полезен. Он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить ее более качественно.
3 мин
4. Установка познавательной задачи
Организация учащихся по принятию познавательной задачи.
Устное сообщение учителя,
Индивидуальная работа у доски
Фронтальная
Для решения каких задач используются алгоритмы?
А давайте попробуем решить задачу по алгоритму.
Участвуют в диалоге
Для задач, в которых все действия выполняются по порядку друг за другом.
Решают задачу
5 мин
5. Объяснение новых знаний
Сформировать понятие алгоритма и исполнителя.
Рассказ и показ,
Фронтальная
Объяснение нового материала – пояснение слайдов
Работа в тетрадях
Работа по составлению конспекта-алгоритма
7 мин
6. Первичная проверка понимания нового материала
Установить осознанность восприятия
Коллективная работа с доской по цепочке
Фронтальная
Координирует, направляет,
консультирует
Учащиеся выполняют задания
3 мин
7. Закрепление изученного материала
Организовать деятельность по применению новых знаний.
Самостоятельная работа
Практическая работа за ПК
Работа в группах
Координирует, направляет,
консультирует
Учащиеся выполняют задания, готовят выступающих для озвучивания результатов работы,
отмечают результаты на доске,
демонстрируют результаты работы.
15 мин
8. Подведение итогов урока.
Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.
Объяснительно-иллюстративный
(беседа)
Коллективная
Прошу Вас заполнить и сдать оценочные листы.
Сегодня вы увидели как взаимосвязано то, о чём вы говорили на уроках информатики, с теми знаниями, которые получили при изучении других предметов, и какая связь между знаниями, полученными на уроках с повседневной жизнью.
А теперь давайте вернёмся к нашей проблеме: «Как научиться алгоритмически мыслить?»
Итак, ребята, сегодня на уроке, исследуя нашу проблему, вы увидели, что для лучшего усвоения, понимания, запоминания материала, необходимо составлять алгоритм решения любой задачи, т.к. алгоритмы
развивают
Я вас призываю к составлению алгоритмов во время вашей учебной деятельности на любом школьном предмете и в жизненной ситуации.
Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения сориентироваться, применить имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению.
Заполняют листы самооценки и оценки групповой работы.
При работе над любой задачей необходимо составлять план её решения, анализировать возможные результаты: что будет, если, предусматривать различные варианты поведения и т.п
ясность и чёткость мышления;
внимательность;
аккуратность;
обстоятельность;
убедительность в суждениях;
умение перейти мысленно от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.
5 мин
9. Домашнее задание.
Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию
Объяснительно-иллюстративный (инструктаж)
Фронтальная
Устное сообщение учителя, предложение заданий на выбор – творческое, репрродуктивное, решение проблемной задачи
Слушают и записывают задания
1мин.
Самооценка личных достижений учени____ 8___ класса __________________________
по теме «Алгоритмы и исполнители»
Опрос
Задания в группе
Итог
Компетентностная оценка
Количество верных ответов
Правильность составления алгоритма
Правильность составления алгоритма
Ответы на вопросы
Коммуникативная оценка
Дополнения и обоснование ответов, активное участие в проверке
Активность в обсуждении
Вклад в общий результат
Выбери смайлик, который отражает твоё настроение на уроке
Это здорово!
Ничего интересного
Мне не понравилось
Лист оценки достижений 1 группы по теме «Разветвляющиеся алгоритмы»
Критерии оценивания
Самооценка группы
Оценка других групп
Учителя
Средний балл
2
3
4
5
6
Активность
Коллективность обсуждений
Представление результата
Ответы на вопросы
Толерантность
Раздатка для эксперимента
Инструкция: до того как что-нибудь сделать, внимательно прочитайте весь текст и следуйте указаниям. Время на выполнение - две минуты.
Фамилия, имя, отчество: _______________________
Дата: _____________________________
Телефон: _________________________________
Результат задания 3: _________________________________________
Результат задания 5: _____________________________________
Впишите в отведенном месте вашу фамилию, имя и отчество и поставьте сегодняшнюю дату.
Впишите номер вашего мобильного телефона. Если у вас его нет, то напишите номер 100.
Подсчитайте количество букв «а» в тексте задания 2.
Подсчитайте сумму чисел года вашего рождения.
Сложите числа, полученные в результате заданий 3 и 4 и впишите результат в выделенное на бланке место.
Обведите кружочками все буквы «о» в задании 6.
Подсчитайте сумму номеров всех предыдущих заданий и впишите результат в выделенное на бланке место.
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15