Литературно-музыкальная композиция для учащихся 11 классов Красною кистью рябина зажглась…


Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Красною кистью рябина зажглась...
Литературно-музыкальная композиция для уч-ся 11 классов
автор разработки Сергеева Елена Викторовна учитель русского языка и литературы
г. Донской 2009 г.
Оформления зала: на сцене - портрет М.И.Цветаевой. Возле него, на драпировке,-листья клёна, гроздья рябины. На столике под портретом -подсвечник стремя свечами, цветы, на пианино такие же подсвечники. На журнальном столике - сборники стихотворений А.С.Пушкина, А.А.Блока, М.И.Цветаевой.
1-й чтец: 26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаевой, профессора Московского университета, директора Румяецевского музея и основателя московского Музея изящных исскуств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
2-й чтец: Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья
Я родилась
Спорили сотни
Колоколов
День был субботний
Иоанн Богослов
Мне и до ныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Лучом света высвечивается девочка, сидящая у пианино и перебирающая клавиши.
3-й чтец: «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказазанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала:
«По крайней мере, будет музыкантша.» Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»-и тут же принялась учить
меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре...» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.»Звучит музыка Е.Дош из телефильма «Гонки по вертикали.» Луч света гаснет, зажигаются свечи под портером, на журнальном столике и на пианино.
4-й чтец: Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело-измена, мне имя-Марина
Я - бренная пена морская
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
-В купели морской крещена - и в полёте
Своём - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся своеволье
Меня - видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - весёлая пена -
Высокая пена морская!
5-й чтец: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку, с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к Музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть- книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
Звучит музыка Ф.Шопена.
6-й чтец: Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает:
«В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернатской, умершей очень рано- в двадцать восемь лет. Увеличенная фотография - тёмное, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрыми, горечью тронутом ртом...»
1-й чтец: Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»:
Продолговатый и твёрдый овал
Чёрного платья раструбы...
Юная бабушка! - Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица -
Локоны,в виде спирали.
Тёмный, прямой
И взыскательный взгляд
Взгляд к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы? Сколько возможностей вы унесли, И невовозможностей - сколько? В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька
День был невинен, и ветер был свеж
Тёмные звёзды погасли.
- Бабушка! Этот жестокий мятеж
В сердце моём - не от вас ли?
2-й чтец: Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой мятежной души.
Нет, был барабан, перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева - ручищи по швам -
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли - и тишайшим из лож
Пробыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похожПочёт сей, почётно-да слишком!
Гляди, мол, страна, как молве вопреки,
Монарх по поэте печётся!
Почётно - почётно - почётно
Почётно, - почётно-до чёрту!
Кого ж это так - точно воры вора
Пристреленного- выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора -
Умнейшего мужа России.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину»; «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».
3-й чтец: Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантнейшими людьми конца XIX- начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки посвященные поэтическому кумиру - Александру Блоку:
Имя твоё - птица в руке,
Имя твоё -льдинка на языке.
Одно единственное движенье губ.
Имя твоё - пять букв.
Мячик пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит
И назовёт его нам мв висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё, - ах нельзя! -
Имя твоё - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век
Имя твоё - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой платок.
С именем твоим - сон глубок.
4-й чтец: В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Афроном, ставшим в последствии её мужем. Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
Звучит музыка А.Петрова из кинофильма «Жестокий романс»
5-й чтец: Я с вызовом получаю кольцо!
-Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпал.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он такой первый тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно - бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -Слепают стажи - и идут на плаху.
Звучит вальс Е.Дош из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
б-й чтец: Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть заду шли вой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится ещё, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью- всуе...
Что никогда в церковной тишине Не пропоют под нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! -Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За нами - негулянья под луной, За солнце, не у нас над головами, -За то, что вы больны - увы! - не мной, Зато, что я больна-увы!-не вами! Звучит музыка Е.Дош из телефильма «Гонки по вертикали».
1-й чтец: 1931 год. Крым. Рядом с Мариной - её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает:« Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая. С вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что -то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности... Она знает себе цену, и во внешнем очаровании, как с детства знала её - во внутреннем».Продолжает звучать музыка.
2-й чтец: Тихо плещется море. Темно синее небо, мерцающие звёзды и стихи:
В огромном липовом саду -
Невинном и старинном
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхал тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины.
Пробором кудри разделив...
Тугого шёлка шорох,
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах.
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы...
3-й чтец: Стихи Марины Цветаевой мелодичны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма « Жестокий романс»
4-й чтец: бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 года Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным - давно - перекричать разлуку -
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь войн,
Пусть странствует она -
Свечой под праздник -
Вот так: из длани в длань.
О ветер, ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощно я во сне свершаю
Путь с Сквера на Юг.
5-й чтец: И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Б.Пастернаку, звучат ноты грусти и непередаваемой тоски:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится...
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце...
Ты, в погудке дождей и бед-
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь мои — обе заняты, б-й чтец: Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма.
Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году
возвращаются в Россию(муж и старшая дочь к тому времени были уже на
родине). Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.
Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшейдочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь
близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И
думы, думы... Испепеляющем думу, не оставляющие места желанию жить. В
1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.
5-й чтец: «Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад,31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина.»Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой: «Уж сколько их упало в эту бездну...»
С первыми звуками песни гаснет свет в зале и зажигается свеча над портретом Марины Цветаевой.