Марина Цветаева. Красною кистью рябина зажглась…
Красною кистью рябина зажглась
26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
«Красною кистью
Рябина зажглась».
«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша», Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму» «До, Муся, до, а это ре, до- ре» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Музыка Е.Доги из «Гонки по вертикали»
«Кто создан из камня»
М.Цветаева: «Счастливому человеку жизнь должна радоваться, поощрять его в этом редком даре. Потому что от счастливого идёт счастье. От меня - шло. Здорово шло Попытки моих друзей меня расстраивают и расстраивают. Мне – совестно, что я ещё жива. Так себя должна чувствовать столетние (умные) старухи.
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
Звучит музыка Шопена
Анастасия Цветаева (Сестра Марины) вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукинишны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым горечью тронутым ртом.
Вот как об этом говорит Марина Цветаева в своём стихотворении «Бабушке»
Двадцати лет, великолепная и победоносная, я во всеуслышание заявила: «Раз я люблю душу человека, я люблю и губы. Но если бы эти губы у него срезали, я его бы всё-таки любила»
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и тяжёлой души:
«Нет бил барабан перед смутным полком»
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и др. талантливыми людьми конца 19- начала 20 века. Им она посвятила свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – Александру Блоку.
«Имя твоё – птица в руке».
М.Цветаева: « Блок! Такое явное торжество духа, такой воочию дух, что удивительно, как жизнь вообще допустила.
«У меня в Москве - купола горят»
Музыка Шопена.
«Наконец-то встретила надобного мне».
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
Музыка А.Петрова «Жестокий романс»
«Я с вызовом ношу его кольцо»
Вальс Е.Доги. «Мой ласковый и нежный зверь»
«Мне нравится, что вы больны не мной»
А.Пугачёва «Мне нравится, что вы больны не мной»
1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её во внутреннем».
Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:
«В огромном липовом саду»
М.Цветаева: «Друг! Я не маленькая девочка (хотя в чём-то никогда не вырасту), обжигалась, горела, страдала – всё было, но ТАК разбиваться, как я разбилась о Вас, всем размахом доверия о стену! – Никогда! Я оборвалась с Вас, как с горы!
Стихи М.Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
«Вчера ещё в глаза смотрел»
Звучит романс
Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на тир с половиной года. В мае 1921 года Марина передаёт сестре письмо на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов.
«Я эту книгу поручаю ветру».
Свой творческий путь Марина начала ещё в раннем детстве, когда интерес к музыке угас, а более глубокая страсть появилась в интересе к книгам, и в конце концов любовь к поэтическому творчеству захватила её целиком. Однако своё творческое начало она начала в кругу друзей, знакомых. После знакомства с Максимилианом Волошиным она начала выступать со своими стихами в более широких кругах, в клубах, в залах. Ведь Максимилиан Волошин был первым из тех, кто признал Цветаеву как поэтессу. Он ей дал как бы вдохновение на дальнейшее творчество.
Когда в 1932 году он умер, Цветаева с прискорбием узнала о его смерти в Париже, и как бы в дань этому человеку она написала воспоминания о нём. Однако вот как её узнала литературная Москва и другие люди.
В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном музее Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи. Публика заметно скучала. Как вдруг
словно из тёмной студеной ночи явилась взору настороженно притихшего зала женщина в чёрном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко стриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.
«Я расскажу тебе про великий обман»
Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали, или вернее, догадывались, что революция не вдохновляла её. Видели, что она сторонится общества молодых московских поэтов, живёт почти в полном отчуждении. И поэтому её появление, столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему.
И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды
Спеленатых, безглазых и безгласных
Я не умножу жалкой слободы.
И снова разлука: с 1922 года по 1927 год. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б.Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти.
«Русской ржи от меня поклон»
М.Цветаева вспоминала: «Я годы, по-моему 8 лет, живу в абсолютном равнодушии, то есть очень любя того и другого, и третьего, делая для них всё, что могу, потому что надо же, чтобы кто-нибудь делал, но без всякой личной радости и боли: уезжают в Россию – провожаю, приходят в гости – угощаю.
1 августа она переезжает в Чехию, чтобы прожить в ней 3 года. Здесь у неё родился первенец, сын Георгий. После его рождения Сергей Яковлевич ушёл на фронт и служил в белой армии. Но долго жить в Праге было не по карману, и 31 октября 1925 года она прощалась с Чехией, родиной сына.
Начались годы скитаний. После Чехословакии она со своей семьёй переехала в Париж, но там её не приняли, так как считали её красной, а красные говорили, что она белая, догадываясь о том, что её муж служит в белой армии.
14 лет Марина Цветаева кочевала по квартирным убожьям Парижа.
«Вот опять окно»
За границей её муж, Сергей Эфрон, стал сотрудничать с НКВД, чтобы искупить свою вину. Он всегда говорил: «Я перед Родиной в долгу!» 12 июля 1939 года Марина Цветаева уезжает с Георгием из Парижа в Москву. Однако там, на родине, её ждали всего три человека: муж, дочь Аля и Борис Пастернак.
43. Борис Пастернак часто читал её стихи на литературных вечерах. Он ей писал, что её стихи забивают московских поэтов. Он хотел, чтобы она вернулась, но он не мог её вернуть, тогда он стал возвращать её стихи.
М.Цветаева вспоминает: «Всю жизнь напролёт любила не тех. И равных себе по силе я встретила только Рильке и Пастернака. Одного – письменно, за полгода до его смерти, другого – незримо.
«Расстояние: вёрсты, мили»
М.Цветаева писала: «Моя беда в том, что для меня нет ни одной внешней вещи, все – сердце и судьба.
Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращаются в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине).
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма: « Я раскрыла листок. В нём две строчки от друзей: « Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».
«За этот ад, за этот бред»
Звучит музыка «А напоследок я скажу» («Жестокий романс»)
15