Красною кистью рябина зажглась.Открытый урок
JазаKстан РеспубликасыныS білім ж‰не Cылым Министрлігі
Министерство Образования и науки Республики Казахстан
ШJО білім БасKармасы
Управление образования ВКО
«Красною кистью рябина зажглась»
(по творчеству М.И.Цветаевой)
Подготовила и провела преподаватель
русского языка и литературы
Кадирбаева С.Б
Семей 2016г
«Красною кистью рябина зажглась»
(по творчеству М.И.Цветаевой)
Характеристика темы
Урок по творчеству Марины Цветаевой входит в раздел «Литература 20-40 годов» и является продолжением изучения творчества поэтов «серебряного» века. До этого урока обучающиеся познакомились с особенностями литературы «серебряного» века, узнали основные направления модернистских школ, жизнь и творчество таких поэтов, как А.Блок,
Н. Гумилёв, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Маяковский, С.Есенин.
В истории русской поэзии ХХ века Марина Цветаева занимает высокое и своеобразное место. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями в атмосфере «серебряного» века. Вместе со своими современниками Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским - Цветаева заметно раздвинула и границы но и возможности поэтической речи. На уроке обучающиеся знакомятся с биографией и творчеством поэта, анализируют лирические про изведения. Задача преподавателя - создать на уроке атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.
Распределение материала по урокам.
На данную тему отводится 2 часа. На первом уроке преподаватель знакомит обучающихся с биографией поэтессы Цветаевой и особенностями её творчества, используя при этом презентацию. На втором уроке проходит работа по анализу лирических произведений Цветаевой.
Тип: урок комплексного применения знаний (с компьютерной поддержкой)
Вид: литературная гостиная
Цель: познакомиться с биографией и творчеством поэтессы М.И.Цветаевой
Задачи:
Образовательные:
1. Организовать деятельность обучающихся по изучению биографии и творчества Цветаевой;
2. Помочь обучающимся понять трагичность мироощущения поэтессы, обречённой на странничество, дисгармонию её внутреннего состояния с окружающей жизнью;
3. Создать условия для формирования у обучающихся умений проведения анализа поэтического текста.
Развивающие:
1. Содействовать развитию умений выразительного чтения и чтения наизусть;
2. Стимулировать развитие творческих способностей обучающихся;
3. Содействовать развитию умений сравнивать и анализировать познавательные объекты (лирическое произведения), умений размышлять, выделять главное, обобщать и делать выводы;
4. Содействовать развитию умений работать в группах.
Воспитательные:
1.Содействовать воспитанию сопричастности, сопереживания к судьбе человека.
2. Воспитание эстетического вкуса обучающихся.
Методы обучения: метод кластера, экстрактивный методы (рассказ с демонстрацией, объяснение), интерактивный (коллективный способ обучения – работа в группах); наглядные - иллюстративный и демонстративный
Методы контроля – фронтальный опрос
Материально-техническое оснащение:
Оборудование: ПК, проектор мультимедиа, экран
Наглядность:
Презентация мультимедиа, сборники стихов, свечи,
портрет, записи песен «Бессонница» «Любовь - обманная страна»,
«Мне нравится.. », «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес.. »,
« Молитва», «Расстояние».
Раздаточный материал: тексты стихотворений, схемы анализа
стихотворений
Межпредметные связи: история (революция, гражданская война, эмиграция), музыка.
Результат урока:
Должны знать: биографию поэтессы Цветаевой, особенности и идейное содержание её лирических произведений
Должны уметь: выразительно читать лирические произведения, анализировать содержание стихотворений.
Структура урока
1. Организационный этап (1 мин)
2. Этап мотивации учебной деятельности (4 мин)
3. Этап проверки усвоения ранее изученного материала (10 мин)
4. Этап изучения нового материала (30 мин)
5. Этап применения знаний и способов деятельности (25 мин)
6. Этап обобщения и систематизации знаний и способов
деятельности (10мин)
7. Этап подведения итогов (5мин)
8. Информация о домашнем задании (5 мин)
Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...
М. Цветаева
ХОД УРОКА
1.Организационный этап.
Приветствие, психологическая подготовка обучающихся к общению.
2. Этап мотивации учебной деятельности (постановка цели и задачи урока)
Цель нашего урока: познакомится с творческой и человеческой судьбой замечательного поэта Серебряного века Марины Цветаевой, не остаться равнодушными к её судьбе и творчеству. Марина была в истории, в жизни, литературе. Она была и творила, и любила, и страдала, и жила. И понять мироощущение поэтессы, обречённой на странничество, дисгармонию её внутреннего состояния с окружающей жизнью – это тоже цель нашего урока. Хотелось бы, чтобы после нашего урока просто Цветаева превратилась в вашу Цветаеву. При жизни её стихи были малоизвестны. И после её смерти сборники долгое время не печатались. Она была запрещённым поэтом и только с 1985 года появились сборники её стихов.
3. Этап проверки усвоения ранее изученного материала
1) Фронтальный опрос:
- Как называется поэзия начала 20 века?
- Какие модернистские течения начала 20 века мы знаем?
-Творчество, каких поэтов «серебряного» века мы уже изучали на наших уроках?
2) Составить кластер «Поэты «серебряного» века»
4. Этап изучения нового материала
Рассказ преподавателя о биографии и творчестве Марины Цветаевой с демонстрацией презентации.
Сегодня у нас урок – литературная гостиная.
В истории русской поэзии ХХ века Марина Цветаева занимает высокое и своеобразное место. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками – Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским – Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности поэтической речи. Миру и человеку она предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация её стихов Императивна, Категорична и Повелительна. Внешне, по стиху, по слову Цветаева кажется ни на кого не похожей, но на самом деле её поэзия органично продолжила романтическую литературную традицию, которая, если иметь в виду масштаб, на ней и замкнулась: по сути, Цветаева оказалась в нашей литературе Последним Великим Трагическим Романтиком.
«Рябину рубили»
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина –
Судьбина
Горькая.
Рябина –
Седыми
Спусками
Рябина!
Судьбина
Русская.
Через всё творчество Марины проходит сквозной нитью тема рябины, как символ русской души, неприкаянности, верности, ощущение Родины и большой любви к Родине.
26 сентября 189 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева (стихотворение “Красною кистью”.)
Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. “После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом”, – говорила Марина.
“Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь, – являвшей собой некий союз одиночеств”. Ещё одним “одиночеством” была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу. Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Она намеренно закрывала свой внутренний мир и от сестры Аси, и от сводных брата и сестры Андрея и Валерии. Даже с Марией Александровной не было полного взаимопонимания. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.
Марина росла среди музыки и книг. Стихи Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. М.И. Цветаевой: “Книга должна быть исполнена как соната. Знаки-ноты: в воле читателя осуществить или исказить”;
Звучит песня «Мне нравится»
Зимнее время года семья проводила в Москве, лето в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
С 4-х лет началось тайное чтение – вопреки строгому запрету отца и матери – рано! Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен. В 6 лет заведена первая самодельная тетрадка, где писались стихи, и откуда начался дневник.
Стихотворение «Душа и имя»
Пока огнями смеется бал,Душа не угаснет в покое.Но имя Бог мне иное дал:Морское оно, морское!В круженье вальса, под нежный вздохЗабыть не могу тоски я.Мечты иные мне подал Бог:Морские они, морские!Поет огнями манящий зал,Поет и зовет сверкая.Но душу Бог мне иную дал:Морская она, морская!
В гимназические годы о Марине говорили «Она была как экзотическая птица, случайно залетевшая в стайку пернатых северного лесаТ. Астапова
Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.
Стихотворение «Прохожий»
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной,
И сколько мне было лет.
Песня на стихи Цветаевой «Молитва»
Сборник "Вечерний альбом", который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и М.Волошин. Она не примкнула ни к одному из литературных течений. Волошин писал: “Это очень юная и неопытная книга: её нужно читать подряд, как дневник, тогда каждая строка будет понятна. Это прекрасная книга о детстве из детства, исполненная истинно женским обаянием»
Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью
С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле.
В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
Из дневника Марины Цветаевой тех лет:
“Серёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша. Наш брак до того не похож на обычный. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча-чудо...”
Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года.
В октябре того же, 1912 года у них родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви.
Марина любила Сергея и посвятила ему стихи:
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в Вечности – жена, не на бумаге.
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Два года между их встречей и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
Песня «Любовь, обманная страна»
Стихотворение «Вы, идущие мимо меня»
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, -
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох...
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале...
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы - если б знали-
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, -
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
17 мая 1913
Она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и посвящала этой теме много стихотворений.
Облака – вокруг,Купола – вокруг.Надо всей Москвой – Сколько хватит рук! –Возношу тебя, бремя лучшее,Деревцо моёНевесомое.В дивном граде сем,В мирном граде сем,Где и мертвой мнеБудет радостно, -Царевать тебе, горевать тебе,Принимать венец,О мой первенец!...
Марина обладала даром предвидения, это видно в её стихотворениях
Моим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, что я – поэт,Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,Ворвавшимся, как маленькие черти,В святилище, где сон и фимиам,Моим стихам о юности и смерти- Нечитанным стихам! –Разбросанным в пыли по магазинам(Где их никто не брал и не берет!),Моим стихам, как драгоценным винам,Настанет свой черед.
Её мятежная душа ещё одна тема творчества
Если душа родилась крылатой
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и о Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных и сытость сытых!
5 августа 1918
Стихотворение «Ночь»
В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду – прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
Это стихотворение тоже стало песней
Исполняется песня «Бессонница»
Марина. Посвящала многие свои стихи тем поэтам, которых считала своими учителями, чьё творчество безмерно уважала. Это А.С.Пушкин
Преодоленье Косности русской
Пушкинский гений?
Пушкинский мускул
На кашалотьей Туше судьбы
Мускул полета, Бега, Борьбы.
«В спальне матери была картина Наумова “Дуэль”. Снег, черные прутья деревьев. Двое черных людей проводят третьего к саням, а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин. Отходящий – Дантес.
Я часто рассматривала ее. Первое, что я узнала о Пушкине, что его убили, потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Пушкин был мой первый поэт. И моего первого поэта – убили»
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной опорой этой гордой и мятежной души.
Марина Цветаева посвятила Великому русскому поэту цикл стихотворений:
“Стихи Пушкину”, «Мой Пушкин”, “Пушкин и Пугачев”
Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась.
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одно – единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв
По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда Анна Ахматова. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу.
“О, муза плача, прекраснейшая из муз!О ты, шальное исчадие ночи белой!Ты черную насылаешь метель на Русь,И вопли твои вонзаются в нас как стрелы”
Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой добровольческой армии, и от него третий год не было вестей.
На кортике своем: Марина –
Ты начертал, встав за отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни...
.В 1917 году родилась дочь Ирина.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
Живу с Алей и Ириной (Але – 6 лет, Ирине -2 года 7 месяцев) в Борисоглебском переулке против двух деревьев, в чердачной комнате, бывшей Сережиной.
Муки нет, хлеба нет, под письменным столом 12 фунтов картофеля. Весь запас.
“Вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года – от голода.”
Две руки, легко опущенные,
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла!
Старшую из тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла
И только в июле 1921 года Марина получила от Сергея письмо. Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец, встретились. Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием. “Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я живу печалью”
Цветаева не приняла революции и в 1922 году выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону. Она решила спасать свою дочь, Марина всё делала ради сохранения семьи.
Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. Цветаева эмигрировала. Она жила в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], затем в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г., после рождения сына, она переехала во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вела практически нищенскую жизнь, снимая квартиры в пригородах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу (“Поэма Горы”, “Поэма Конца”, цикл стихов “Стихи Пушкину”, проза “Дом у старого Пимена”, “Сказка матери” и другие). Практически она как поэт скоро потеряла возможность издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году: “Мой читатель в России. Пишу не для здесь, а для там – языком равных”
В Париже
Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.
Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас.
Везде, везде всё пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.
Я здесь одна.
К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана
Как там, в покинутой Москве.
Главной темой на этот период становится тема тоски по Родине
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце
Самое счастливое событие за границей – это рождение сына Георгия
Я, что в тебя всю Русь
Вкачала как насосом!Бог видит побожусь! Не будешь ты отбросом
Страны своей.
Песня «Я тебя отвоюю»
Марина тосковала по Родине, она переписывалась с Борисом Пастернаком, который очень высоко ценил её творчество: «Марина, золотой мой друг, изумительное, родное
Предназначение, утренняя моя душа, Марина.
Какие удивительные стихи вы пишете, как больно, что сейчас
Вы больше меня!
Вообще вы возмутительно большой поэт!»
У Цветаевой произошел тяжелый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за своим отцом, на отъезде в СССР; дочь ушла из материнского дома. В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к убийству советскими агентами И.Рейсса - также бывшего агента советских спецслужб, попытавшегося выйти из игры. (Цветаева о роли мужа в этих событиях осведомлена не была). Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна.
Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном, но Мур также хотел ехать в СССР. Не было денег на жизнь и обучение сына, Европе грозила война, и Цветаева боялась за Мура, который был уже почти взрослым. Она опасалась и за судьбу мужа в СССР. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью.
12 июня 1939 на пароходе из французского города Гавра Цветаева с Муром отплыли в СССР, 18 июня вернулись на родину.
Цветаева говорила о своём возвращении: “Живу, никому не показываюсьНе за кого держаться“.
Пришлась не ко двору, но цвет свой прежний
В угоду не меняла никому.
И не рядилась в новые одежды,
Опять вернувшись в прежнюю тюрьму
Е. Моисеева
Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуг. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводилаУ Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась
В Елабуге не было работы. У руководства Союза писателей, эвакуированного в соседний город Чистополь, Цветаева просила разрешения поселиться в Чистополе и места судомойки в писательской столовой. Разрешение было дано, но места в столовой не оказалось, так как она еще не открылась. После возвращения в Елабугу у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. На следующий день, 31 августа 1941, Цветаева повесилась.
Предсмертные записки
Мурлыга! Прости меня,но дальше было бы хуже.Я тяжело больна, этоуже не я
31 августа 1941 года Марина Цветаева уходит из жизни, считая этот выбор единственно правильным – “ответ один – отказ”.
Цветаевой не будет повторенья.
И пусть стремительно покинула наш мир,
Но не найдет стихи ее забвенье,
Они продлятся, как и жизни пир!
Что говорили о ней современники
- Марина Ивановна Цветаева была невелика ростом - 163 см, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, тонка в талии.
- Стройная осанка.
- Голос высок, звонок, гибок.
- Речь сжата, реплики-формулы.
- Была блестящим рассказчиком.
- Читала темпераментно.
- Добра, щедра, спешила помочь, выручить, спасти.
- Беспощадна не была никогда, но всегда беззащитна.
- Поздно ложилась спать, перед сном читала, вставала рано.
- Ненавидела быт за то, что пожирает время.
- Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.
- Считалась с юностью, чтила старость.
- Умела слушать, никогда не перебивала собеседника, но в споре была опасна.
- Волосы золотисто-каштановые в молодости, круто вившиеся, рано начала седеть
Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова:
Что, без страданий – жизнь поэта?И что, без бури – океан?
Уже пятьдесят пять лет еще один не молится за каждого из нас, еще одна не болеет вековой болью.
“Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать: за плечами гиганты”,- писал Б.Пастернак.
Действительно, через много лет мы лучше понимаем гениальность тех, кто творил в прошлом, чьи имена вошли в историю.
Вся крик!
Марина - сброшенная птица со скалы
Марина – выплаканная слеза
Марина – боль и молчание
О, черная гора,Затмившая весь свет!Пора-пора-пораТворцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.В бедламе нелюдейОтказываюсь – жить.С волками площадейОтказываюсь – выть.С акулами равнинОтказываюсь плыть – Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дырУшных, ни вещих глаз.На твой безумный мирОтвет один – отказ.
Памятные места (по слайдам)
Интересный факт
В 1990 году патриарх [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дал благословение на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Цветаевой, тогда как отпевать самоубийц было запрещено. На вопрос: «Что позволило сделать исключение для Цветаевой?» патриарх ответил: «Любовь народная»
После просмотра презентации каждая группа сообщает о том, какие выделены этапы жизни и темы творчества М.Цветаевой.
4. Применение знаний и умений (анализ лирического произведения)
Работа выполняется по группам.
Преподаватель
Продолжают её жизнь стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзия Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением!
Учитель: Марина Цветаева говорила: «Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов. Чтение – прежде всего сотворчество. Устал от моей вещи, значит – хорошо читал и хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне»
Сейчас, ребята мы прочитаем стихотворение Цветаевой и постараемся разгадать смысл слов, образов. Возможно, нам удастся проникнуть в душу поэта, понять его мысли, чувства, переживания.
Анализ стихотворения по группам
Для анализа предлагается стихотворение «Тоска по Родине»
Тоска по родине! (1934)
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно --
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что -- мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной -- непременно --
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться -- мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично -- на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья -- он,
А я -- до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне всe -- равны, мне всe -- равно,
И, может быть, всего равнее --
Роднее бывшее -- всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты -- как рукой сняло:
Душа, родившаяся -- где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей -- поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все -- равно, и все -- едино.
Но если по дороге -- куст
Встает, особенно -- рябина..
Предыстория стихотворения
У Марины Цветаевой была очень сложная судьба. Несколько лет ей пришлось прожить за границей в эмиграции. Однако свою любовь к родине она пронесла через все беды, выпавшие на её долю. Неприятие поэзии Цветаевой, а также стремление поэта воссоединиться с эмигрировавшим мужем и стало причиной выезда Цветаевой за границу. В эмиграции Марина была очень одинока. Но именно там она создала своё замечательное стихотворение «Тоска по родине!», поэтому можно абсолютно точно сказать, что тема этого произведения - Родина, а идея - любовь Цветаевой к своей Отчизне.
СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. История создания произведения: факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения, кому посвящено стихотворение)
2. Название произведения (если есть) и его смысл.
3. Образ лирического героя. Его близость автору.
4. Идейно-тематическое содержание:
ведущая тема;
идея (основная мысль) произведения
развитие мысли автора (лирического героя)
эмоциональная окраска (направленность) произведения
5. Художественные особенности:
художественные приёмы и их значение ( эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы, синтаксические повторы)
особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы.
6. Ваше читательское восприятие произведения.
Обучающиеся получают схему анализа лирического произведения и дополнительные вопросы для анализа лирического произведения
Дополнительные вопросы:
Какие слова в той или иной вариации повторяются в стихотворении?
В стихотворении М.И. Цветаевой постоянно повторяются слова: “всё равно”, “всё едино”. “Всё равно”, “где брести”, “быть вытесненной в себя”, “где не ужиться”, “где унижаться”. Все равны, ни с кем нет кровной связи, душевного родства, ни к чему нет привязанности, нет веры: “Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст”. Нет родины: “Тоска по родине! Давно разоблачённая морока!”
Найдите однокоренные слова слову “родной”. Почему в стихотворении встречается целое родовое гнездо?
В стихотворении М.И. Цветаевой есть своеобразные повторы. Мы видим в тексте целое родовое гнездо однокоренных слов слову “родина”: родным (роднее форма данного прилагательного), родившаяся (душа), родимого (пятна). В произведении им противопоставлены контекстуальные антонимы: родина “госпиталь или казарма”, родной язык “безразлично на каком непонимаемой быть встречным!”, “роднее бывшее всего” “всего равнее”. (Здесь умышленно допущена грамматическая неточность: наречие, не имеющее степеней сравнения, употреблено в сравнительной степени это знак своеобразной самоиронии.) А в словах “душа, родившаяся где-то” звучит глобальная отстранённость от конкретного времени и пространства. От связи с родной землёй вовсе не осталось следа. В частом использовании однокоренных слов есть определённый смысл. Трудно не согласиться с пословицей: “Где больно, там рука; где мило, там глаза”. Сердце болит из-за отрешённости от родного, именно поэтому так горячо доказывается нелюбовь. Не только М.И. Цветаева, а многие, обречённые на странничество вихревыми годами социальных перемен, испытывали щемящую тоску по родине.
Какие пунктуационные знаки используются чаще всего? Каково их назначение?
Родина живёт в сердце героини стихотворения, именно поэтому так страстно звучит её монолог, так много эмоций в него вложено. Семь восклицательных знаков свидетельство экспрессивности речи. В стихотворении на десять четверостиший семнадцать тире. Их постановка связана со смысловым выделением слов и словосочетаний, эти знаки по-своему связаны с экспрессивностью поэтического монолога. Тире любимый знак М.И. Цветаевой, он в смысловом отношении самый выразительный в русском языке. Нельзя поверить в равнодушие героини, если читаешь, что называется, “по нотам” (помним: “знаки-ноты”). В смысловом отношении значимо и многоточие. Особенно ощутима его роль в конце предложения.
Каким изобразительно-выразительным средствам отведена ключевая роль в произведении?
Сравнения, изобилующие в произведении, рождают варианты одной мысли: непреодолимо одиночество, неизбывна разорванность героини с родной землёй: “дом... как госпиталь или казарма”, “...ощетиниваться пленным львом”, “камчатским медведём без льдины”, “бревно, оставшееся от аллеи”.
Что говорит лирический герой о своём социальном статусе? Как варьируется это суждение? Для чего используются варианты одной и той же мысли?
Без каких строк стихотворение приобрело бы совсем иной смысл? Что позволяет утверждать: для М.И. Цветаевой “родина” и “рябина” семантически близкие понятия?
Во многих произведениях М.И. Цветаевой понятия “родина” и “рябина” слиты воедино. Аллегорическая связь обозначена в стихотворении «Рябину рубили...», в нём есть поэтические строки, также скрепляющие это единство. Россия, судьбина, родина, Марина этот смысловой ряд смыкается понятием “рябина”. Соотношение “родина–рябина” укладывается в формулу синекдохи. Мы понимаем, что нет темы больнее, чем тема России, нет единства прочнее, чем единство с духовностью, культурой своего народа
Творчество обучающихся
Наши обучающиеся тоже пытаются творить, пишут стихотворения. Сегодня они нам прочитают свои произведения. Не будем строго их судить, попытаемся понять проникнуться участием.
МАКСИМ
Меня невозможно понять,
Меня только можно обидеть,
Обиду потом не унять,
И слёзы мои все будут видеть.
Я буду грустить и молчать.
От боли буду я кричать
От радости буду смеяться
Меня невозможно понять
Обо мне нужно просто не думать
И нечего тут понимать
Ломать себе голову – думать
АЛИНА
Привет любимый мой
Этот стих для тебя
С начала наших отношений
Прошло 352 дня.
За это время я привыкла
Говорить тебя «люблю»
Никак я не пойму
Не отрицаю я, поверь
То время было неплохим
Теперь вместо этого
Остался серый дым.
Осталась ложь в моей душе
Воспоминанья о тебе
Ну, ладно, всё
Пора заканчивать уже
АЛЁНА
Любовь слепа и так далёка
Для юной трепетной души
Обидеть можно ненароком
Не замечая слёз любви.
Взаимности и пониманья
Добиться можно лишь страданьем
Они сопровождают вновь
Пока жива твоя любовь
Ещё наивны твои мысли
Нежны ещё твои уста
И сердце бьётся еле слышно
По- детски преданы глаза
И может, скоро ты увидишь
Что вот она твоя любовь
И морем счастье вдруг нахлынет
И жить захочется всерьёз
АЛЁНА
Все мысли мои об одном человеке-
О добром, весёлом, хорошем, родном,
С которым легко и который на веке
Останется в сердце влюблённом моём
Весь мир с ним похож на прекрасную сказку.
С ним вместе всегда обретаю я дом
Все мысли мои о тебе, это счастье,
Любить тебя, ждать, быть с тобою вдвоём
5. Этап обобщения и систематизация
Задание: написать ассоциации по биографии и творчеству М.Цветаевой
6. Этап подведение итогов урока
Выставление оценок
7. Информация о домашнем задании
Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой
13PAGE 15
13PAGE 141915
Заголовок 115