Разработка урока по русской литературе Сгорая пламенем любви
Солт_стік JазаKстан облысы
Есіл ауданы
Чириковка орта мектебі
Северо-Казахстанская область
Есильский район
Чириковская средняя школа
9 сыныпта ‰деби KонаK aй сабаCы
«Махаббат жалынымен к_йіп жану»
Урок – в литературной гостиной
«Сгорая пламенем любви»
М_Cалім: Тыртышная А.Н.
Учитель: Тыртышная А.Н.
Чириковка селосы
Село Чириковка
Тема: «Сгорая пламенем любви». (Тема любви в лирике А.С.Пушкина в 9 классе)
Цель: знакомство с любовной лирикой А.С.Пушкина.
Задачи:
Общеобразовательные:
-углубить имеющиеся знания учащихся о поэте;
-выявить своеобразие любовной лирики поэта.
Развивающая:
-развивать речевую компетенцю учащихся.
Воспитательная:
-воспитывать интерес к личности поэта, его творчеству.
Тип урока: урок с элементами интеграции.
Форма урока: нетрадиционная.
Меоды изложения:
-объяснительно-иллюстрированные,
-частично-поисковые,исследовательские
Оборудование:
Интерактивная доска-слайды с портретами А.Ризнич, Е.Г.Воронцовой, А.П.Керн, А.И.Истоминой, Е.П.Бакуниной, Е.И.Голицыной, А.С Пушкина, Н.Н.Гончаровой; свечи в подсвечнике; перо, чернильница, томик стихотворений А.С.Пушкина; романсы на стихи поэта.
Вводно-мотивационный этап
На фоне музыки учитель читает эпиграф к уроку-четверостишие А.С. Пушкина:
Случалось ли поэтам слезным
Читать в глаза своим любезным
Свои творенья? Говорят,
Что в мире выше нет наград
(Ученики сами по эпиграфу определяют тему урока)
Активизация к восприятию
Учитель спрашивает у ребят, что современные юноши и девушки более всего ценят друг в друге, верят ли они в любовь.
(составляется кластер)
Учитель:
Понятие «любовь» многозначно. Вот одно из толкований: «Любовь-чувство самоотверженной, сердечной привязанности; -это самоотдача, близость, самоотверженность, взаимопонимание».
Любовь-это талант, которым был наделён А.С. Пушкин. И сегодня на уроке мы должны выяснить, почему для поэта чувство любви – это высокая награда.
Новая тема
Учитель:
Любовные стихи поэта многочисленны и разнообразны в радуге чувственных переживаний: от лёгкой, порой шутливой влюблённости до всесжигающей страсти. Они посвящены женщинам, которыми Пушкин, как «все поэты-любви мечтательной друзья», увлекался.
Судьбы этих женщин и их взаимоотношения с А.С. Пушкиным интересны именно потому, что рассказ о них позволяет лучше понять, почувствовать светлую пушкинскую лирику и личность самого поэта. Как говорит академик Д. Лихачев, «мы удесятеряем силу поэзии, когда узнаём жизнь поэта».
Перелистаем несколько страниц из «биографии сердца» поэта.
Этап «Сотворчество»
«Биограф»:
Первая любовь...Она пришла к 16-летнему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, 20-летней фрейлины императрицы.
«Искусствовед» представляет портрет Е. Бакуниной:
-Она была стройна, грациозна, с живыми темными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром избиралась часто царицей бала.
Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи.
«Биограф»:
На протяжении всего 1816 года Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной свое поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с «бакунинским мотивом»-своего рода энциклопедия юной любви.
«Литературный эксперт»:
Наверное, под впечатлением свидания, отмеченного душевной взаимностью, родились эти вдохновенные строки:
Здесь ею счастлив был я раз,
В восторге сладостном погас.
И время самое для нас
Остановилось на минутку!
А вот совсем иные размышления
Уж нет еея был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берег, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов.
С нежностью вспоминает поэт о «милой Бакуниной» и многие годы спустя:
Что было и не будет вновь
И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
Мой друг она прошла
«Биограф»:
Вырвавшись в Петербург из царскосельской «кельи», юный поэт стал театралом. «Под сенью кулис», Пушкин был очарован знаменитой актрисой романтического балета, «царствующей» Авдотьей Истоминой.
«Искусствоведы» представляют портрет А.И. Истоминой.
«Литературный эксперт»:
Это увлечение нашло отзвук в его стихах:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена
Стоит Истомина
(Евгений Онегин; гл.1)
«Биограф»:
Пушкинский гимн Истоминой широко распространялся среди петербургской публики.
Не имея соперниц на сцене, «русская Терпсихора» вскоре нашла соперницу в сердце Пушкина.
Ею стала «причудница большого света» Евдокия Ивановна Голицына, известная современниками под именем «Princesse Nocturne».
«Искусствовед» представляет портрет Е. И. Голицыной.
«Литературный эксперт»:
Пушкин «был приворожен ею», и в этом он признавался в своих стихах:
Где женщина – не с хладною красотой?
Но с пламенем, пленительной, живой?
Где разговор найду непринуждённый,
Блистательный, веселый, просвещенный?
С кем можно быть не хладным, не пустым
«Биограф»:
В период южной ссылки две женщины вошли в жизнь поэта, оставив прекрасный след и в его душе, и в лирике, -Амалия Ризнич и Елизавета Ксаверьевна Воронцова.
«Искусствовед» представляет портрет Амалии Ризнич:
-Перед вами – «негоциантка молодая», жена одесского купца Амалия Ризнич.
Высокая, стройна красавица с пламенными глазами, удивительной белизны и формы шеей и с черною косою.
Оригинальность одежды в сочетании с яркой красотой и редким обаянием привлекали многих поклонников.
«Литературный эксперт»:
Недолгое, но яркое увлечение вдохновило поэта на многие лирические произведения. Мечтая о близости этой женщины, поэт пишет трогающее нежностью, романтичностью чувства стихотворение «Ночь».
(чтение стихотворения)
«Биограф»:
Недолго прожила Амалия в Одессе.
В начале 1824 года, заболев чахоткой, она уехала в Италию, где скончалась в 1825 году. В 1830 году Пушкин вспоминает их мучительное расставание, надежды на новую встречу. Тень умершей возлюбленной ещё долго будет витать над поэтом.
(звучит романс А.П. Бородина «Для берегов отчизны дальней»).
«Искусствовед» представляет портрет Е.К. Воронцовой:
Жена одесского генерал-губернатора Елизавета Ксаверьевна Воронцова была «одной из совершеннейших» женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною границей, такой привлекательностью, таким неукоснительным изяществом, - по свидетельству писателя В.А. Соллогуба.
«Литературный эксперт»:
Большая и длительная сердечная привязанность поэта запечатлена во многих стихах: «Желание славы», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Прощанье».
Уезжая из Одессы в «далекий северный уезд», Пушкин получил от возлюбленной перстень – талисман, которым он очень дорожил.
(чтение стихотворения «Талисман»)
«Биограф»:
О любимой женщины изредка приходили письма с заветной печатью, письма, которые он должен был сжигать, оберегая честь графини.
«Литературный эксперт»:
В стихотворении «Сожженное письмо» удивительно точно, поэтично рассказано, как превращаются в пепел листы, принесшие столько радости одинокому поэту
(чтение стихотворения «Сожженное письмо»).
«Биограф»:
Время идет. Приходят новые увлечения.
Но образ Воронцовой, воспоминания о ней порой воскресают в поэте с пронзительной силой. И лишь осенью 1830 года, готовясь к браку, он навсегда простился с графиней, посвятив ей стихотворение «Прощанье»
(чтение стихотворения «Прощанье»).
«Литературный эксперт»:
В Михайловском Пушкин создал одно из лучших своих лирических произведений – послание к Анне Петровне Керн.
«Искусствовед» представляет портрет А.П. Керн.
«Биограф»:
Впервые 22-летний Пушкин встретился с 19-летней Анной Керн в доме Оленина и был покорен ее красотой. Спустя несколько лет произошла неожиданная встреча в Тригорском, где Анна Керн гостила у тетки. Перед отъездом Анны Петровны Пушкин принес ей экземпляр 2-й главы «Евгения Онегина», в неразрезанных страницах которой лежал вчетверо сложенный лист почтовой бумаги со стихами.
«Литературный эксперт»:
Переложенное на музыку М.И. Глинкой, очарованного дочерью Анны Петровны, стихотворение превратилось в романс – восторженный, «сладостный гимн любви»
(звучит романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»).
Музыка М.И. Глинки ещё сильнее оттенила пленительность чувства, чудесной гармонией стиха.
В нем заключено и волнение страсти, целомудренное восхищение, и горькое раздумье, и радость творческого вдохновения поэта.
«Биограф»:
Вырвавшись осенью 1826 года из Михайловского заточения, поэт тепло был принят в просвещенной семье президента Академии художеств А.Н. Оленина, где царила живая и обаятельная Аннет.
«Искусствовед» представляет портрет А.А. Олениной.
«Литературный эксперт»:
Пушкин увлекся ею бурно и мучительно, о чем свидетельствуют прекрасные стихи «Ее глаза», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне».
В 1829 году Пушкин вписал в альбом Олениной стихотворение, удивительное по красоте и силе чувств. Впоследствии оно стало романсом
(звучит романс «Я вас любил»).
«Биограф»:
От плена изящной Олениной поэта избавила юная Наталья Николаевна Гончарова, поразившая Пушкина царственной, гармоничной и одухотворенной красотой.
«Искусствовед» представляет портрет Н.Н. Гончаровой.
«Биограф»:
Пушкин боролся за свое счастье и победил. «Я женат – и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось», - пишет поэт своему другу после свадьбы. Какой заботливостью, сдержанной нежностью, восхищением дышат его письма к жене и детям.
«Литературный эксперт» читает фрагменты писем поэта.
В письмах и лирике Пушкина тонко вырисовывается портрет горячо любимой жены. Только об одной женщине поэт сказал: «Чистейшей прелести чистейший образец»
(чтение стихотворения «Мадонна»).
Любовь в поэзии А.С. Пушкина - это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее и очищающее человека.
Даже тогда, когда ей нет отклика, она - дар жизни. Любимая представляется поэту как «гений чистой красоты».
Итог урока
Учитель:
Я думаю, что, познакомившись с любовной лирикой А.С Пушкина, вы согласитесь с мнением В.Г. Белинского: «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Имя Пушкина навечно в наших сердцах. Об этом свидетельствует стихотворение Жамбыла «Пушкину»
(чтение стихотворения).
Домашнее задание
Выучить стихотворение о любви А.С Пушкина
(по выбору учащихся).
Написать эссе «Мое восприятие любовной лирики А.А. Пушкина».
Рефлексия
-Понравился ли вам урок?
-Как бы вы оценили свою работу, работу групп?
Спасибо всем за урок!
Нежность
Слёзы
Самоотдача
Ревность
Любовь
Жизнь
Верность
15