План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «В гостях у Царевны Звуков».
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Тема: «В гостях у Царевны Звуков».
Разработка: Капустина Лариса Геннадьевна, воспитатель ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти
Возраст детей: 5-6 лет
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: Закрепление пройденного материала по звуковому анализу слов и словообразованию.
Задачи:
Образовательные
Упражнять детей в умении дифференцировать звуки «Р» - «Р’», «Л» -«Л’»
Определять место звука в слове.
Упражнять в звуковом анализе простых слов.
Определять твердые и мягкие согласные звуки.
Закреплять слоговую структуру слов.
Образовывать множественное число существительных.
Упражнять в подборе антонимов.
Развивающие
1.Развивать связную речь.
2. Закрепить образование сложных слов.
Воспитательные
Воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения детей во всех видах деятельности.
Воспитывать усидчивость, целеустремленность в достижении конечного результата во всех видах деятельности.
Обеспечить двигательную активность, снять мышечный тонус.
Методы и приемы:
Наглядные:
Дидактическая игра «Место звука в домике»
Словесные:
Рассказывание, составление предложений, описательного рассказа.
Материалы и оборудование:
Разноцветные лепестки и середина цветка из картона.
Пуговицы и рамки для определения места звука в слове.
Замки из картона.
Мяч.
Картинки со звуками «Р – Р’», «Л – Л’».
Картинки со словами из трех звуков.
Демонстративный материал «Игрушки».
Письмо от царевны Звуков.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Настрой на занятие
Цель: Активизировать внимание, сконцентрировать детей на занятие.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка», «Хоботок», «Чистим зубы», «Желобок», «Лопата».
Цель: Выработать правильные, полноценные движения и определённые положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединять простые движения в сложные.
Физминутка «Звуки согласные»
Цель: Обеспечить двигательную активность, снять мышечный тонус
Пальчиковая игра «Звуки гласные»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию слов с движениями.
Игровая Дидактические игры «Скажи наоборот»
Цель: упражнять в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями)
«Скажи одним словом»
Цель: упражнять в словообразовании сложных слов.
«Один - много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных с различными окончаниями.
Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации: «Хаос и беспорядок в стране Звуков»
Цель: развивать воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление; совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Коммуникативная Отгадывание загадок
Цель: развивать образное восприятие, внимание, мышление, память, активизировать словарный запас.
Логика образовательной деятельности.
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
I Вводная часть
1. Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями, а затем просит их встать в круг:
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети здороваются и выполняют. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Педагог предлагает настроиться на занятие.
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому, что не шумим.
Наши глаза смотрят,
наши уши слушают,
наши руки помогают,
наши ноги не мешают.
Воспитатель предлагает провести артикуляционную гимнастику.
«Улыбка»
Наши губы улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись,
Ты попробуй «И» скажи,
Свой заборчик покажи.
«Хоботок»
В гости к нам пришел слоненок
Удивительный ребенок,
На слоненка посмотри,
Губы хоботом тяни.
«Улыбка - трубочка»
Если наши губы улыбаются,
Посмотри, заборчик появляется,
Ну, а если губы – узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
«Чистим зубы»
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубы детвора.
Будут зубы сильные, белые, красивые.
«Желобок»
Мы послушный язычок превращаем в желобок.
«Лопата»
Язык широкий покажи
И лопату подержи.
Дыхательная гимнастика «Одуванчики» Дети садятся красиво.
Дети выполняют.
Развитие зрительного, слухового внимания.
Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
3. Воспитатель обращается к ребятам:
Сегодня к нам пришло письмо от Царевны Звуков и я хочу его прочитать: «Я, Царевна Звуковка, хозяйка Звукового царства, прошу вас о помощи. Злой волшебник Звукоед пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей - теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл» Дети сопереживают.
Мотивация на познавательную деятельность, развитие воображения.
II Основная часть.
1. Педагог говорит детям:
Ребята, поможем царевне Звуковке? Но как же мы попадем в ее страну? А вот и серединка цветка, а на ней что-то написано: «Для начала отгадайте загадки о жителях моей страны»
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт…
… (звук)
Слово делится на части,Ах, какое это счастье!Может каждый грамотей,Делать слово из частей.(Слоги.)
Дети отвечают Создание проблемной ситуации, привлечение внимания.
2. Воспитатель говорит:
Вот мы и оказались в царстве Звуков. Я вижу первый лепесток с заданием.
Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Если только все поймете
Быстро дальше вы пойдете
Первый звук определяйте
Но друг другу не мешайте
Воспитатель предлагает назвать
первый звук в словах, а затем предлагает поиграть в дидактическую игру «Место звука в домике».
Дети берут разные картинки и по заданию воспитателя определяют место того или иного звука (в начале, середине, конце) .Дети выполняют. Закрепление определения первого звука в словах, а также, по заданию воспитателя, определение звуков в различных позициях.
3. Педагог подходит ко второму лепестку и читает следующее задание:
Но смотрите впереди
Очень мощные замки
Чтобы лепесток забрать
Сумей замок ты открывать
А чтобы открыть замки, нужно выполнить задания.
Дети по словесной инструкции воспитателя сортируют картинки со звуками «Р» –« Р’», «Л» - «Л’»
Определяют место звуков в словах.
Распознают твердые и мягкие согласные в начале слова.
Делят слова на слоги.
Ребята выполняют. Определение и
дифференциация звуков. Закрепление слоговой структуры слов.
4. Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику
« Гласные »
Звуки гласными зовутся
В каждом слове их найдем
А, О, У,Э, И, Ы
Гласные пропели мы.
Затем проводится физминутка «Согласные»
Во рту всегда преграда есть
Запомните друзья
Мы их согласными зовем
Их даже петь нельзя
Дети выполняют. Развитие кисти руки, мелкой моторики.
Обеспечение двигательную активность, снять мышечный тонус.
5 Педагог берет третий лепесток
Впереди гора стоит
Она из слов вся состоит
Разобрать ее вам нужно
Будет путь тогда открыт
Воспитателем предлагается игра:
«Один – много» (детеныши животных).
Медвежонок - медвежата, волчонок – волчата, зайчонок – зайчата и т. д.
Педагог берет четвертый
лепесток и предлагает поиграть в игру
«Слова наоборот»
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь – «низко»,
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь – «близко»,
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь «пол».
Скажу я слово «потерял»,
А скажешь ты – «нашел».
Далее следует игра « Скажи одним словом »
Кто лес рубит?
Кто ловит рыбу?
Кто птиц ловит?
Кто змей ловит?
Кто разводит пчёл?
Кто разводит сады?
Кто разводит собак?
Кто копает землю?
Кто чистит трубы?
Кто воду проводит?
«Пар» и «ходит»
«Луна» и «ходит»
«Тепло» и «ходит»
«Снег» и «ходит»
«Пешком» и «ходит»
«Сам» и «катится»
«Землю» и «роет»
«Огонь» и «тушит»
«Мышь» и «ловит»
«Сам» и «летает»
Воспитатель предлагает поиграть в подвижная игру « Где же колокольчик?»
Педагог собирает детей в круг. Один ребенок должен выйти на середину и закрыть глаза. Другие дети медленно передают колокольчик по кругу. Каждый, кто получает его, должен один раз позвонить. Однако каждый из вас имеет право решить, что колокольчик не должен дальше путешествовать, и тогда, позвонив в него, вы не передаете колокольчик дальше, а ставите его перед собой. Тогда я спрашиваю ребенка, стоящего в центре: «У кого колокольчик?» Ребенок с закрытыми глазами осторожно идет к тому ребенку, который, как он думает, звонил в колокольчик последним. Он трогает этого ребенка рукой и спрашивает: «У тебя есть колокольчик?» Ребенок отвечает «да» или «нет».Если ребенок отгадал правильно, он говорит, кто следующим должен идти в центр круга... Дети играют
Дети отвечают
(Лесоруб)
(Рыболов)
(Птицелов)
(Змеелов(Пчеловод)
(Садовод)
(Собаковод)
(Землекоп)
(Трубочист)
(Водопроводчик)
(Пароход)
(Луноход)
(Теплоход)
(Снегоход)
(Пешеход)
(Самокат)
(Землеройка)
(Огнетушитель)
(Мышеловка)
(Самолет)
Ребята играют
Упражнять в словообразовании, в образование множественного числа существительных.
Упражнение в подборе антонимов
Упражнять детей в образовании сложных слов
Тренировать умение локализовать источник звука.
Воспитатель подходит к пятому лепестку и читает:
Звуки четко произносим
Слушаем внимательно
Друг за другом чередою
Следуют старательно
Педагог говорит о том, что в следующем задании нужно назвать последовательно один звук за другим. Перед каждым ребенком кладется картинка с изображением предмета, обозначенного словом из трех букв (короткие слова) – кот, мак, рак и др. Ребята выполняют Упражнение в звуковом анализе
Педагог берет последний лепесток
Мы сегодня так играем,
Слова дружно подбираем
Воспитатель говорит, что у нас осталось последнее задание. Нужно придумать предложения со словами: цветок, лепесток, волшебница, злодей. Дети выполняют Активизация словаря, развитие связной речи
III Заключительная часть.
1. Воспитатель заканчивает повествование:
Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Они почему-то все разного размера?
Дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово. Это слово - ДРУЖБА.
. Упражнение в звуковом анализе простых слов
2 Педагог приглашает детей в круг и обращается к ним со словами: «Ребята, я получила срочное сообщение от царевны Звуковки. В нем пишется, что вы смогли расколдовать злые чары Звукоеда и она от всей души благодарит вас за работу, а также сообщает, что наконец в ее стране воцарился мир и спокойствие, и все звуки встали на свои места.
А нам с вами, ребята, после проделанной работы тоже надо хорошенько отдохнуть.
Дети встают в круг
Ребята берутся за руки и произносят слова:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись. Создать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения детей.