Методический аспект проблемы развития у школьников с легкой степенью умственной отсталости представлений о здоровом образе жизни


Методический аспект проблемы развития у школьников с легкой степенью умственной отсталости представлений о здоровом образе жизни
Несмотря на значительные достижения современной специальной педагогики и психологии, проблема сохранения и улучшения здоровья детей с нарушениями интеллекта полностью не решена. Поэтому совершенствование системы валеологического образования и воспитания, обеспечения надлежащего уровня физкультурно-оздоровительной деятельности во вспомогательных школах является необходимым и крайне важной составляющей гражданского воспитания, направленной на адекватную интеграцию этих детей в общество.
Большое значение имеет в решении этих проблем валеология. Как наука о здоровье она должна обеспечивать разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни, повышать ценность здоровья для каждого человека.
Именно с ее позиций обращается внимание на вопрос гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков в образовательных учреждениях, на профилактику курения, алкоголизма, наркомании, увеличивается количество учебных часов в учебных заведениях на занятия подвижными играми, физкультурой, спортом.
По мнению М.П. Гребняк, современная практика школ не обеспечивает в полной мере приобретение учащимися валеологических знаний и умений. Приоритетной задачей валеологического образования ученый считает качественные изменения в собственном отношении учащихся к здоровому образу жизни.
Непосредственно проблемы формирования здорового образа жизни детей в специальной педагогике изучали Н. Денисенко, Л. Дробот, М. Мерсиянова, Е. Павлютенков, И. Пискунова, И. Шишова и др.
При формировании здорового образа жизни у умственно отсталых учащихся следует учитывать и то, что недоразвитая и неполноценная познавательная деятельность этих детей часто сопровождается эмоциональной и духовной незрелостью, легковерием, склонностью к внушению. Все это приводит к тому, что ученики часто попадают под влияние другой личности. И. Пискунова доказала, что неуверенность в себе способствует возникновению у этих детей чувства зависимости, привычки выполнять прихоти других, несмотря на собственные желания и чувства.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что одной из составляющих здорового образа жизни является соответствующая мотивационная сфера детей, направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность должна стать доминирующей, определяющей для поведения детей, их желание вести здоровый образ жизни.
Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод, что поведенческие реакции учеников направлены на формирование здорового образа жизни, обусловлены следующими мотивациями - самосохранение, соблюдение культурных требований, влияние микросоциума, профессиональная ориентация. Остановимся на их характеристике.
Самосохранение - это главная мотивация поведенческих реакций, направленных на здоровый образ жизни, свойственная младшим школьникам.
Поведение детей в подростковом возрасте в основном определяется микросоциумом. Безусловно, это касается и здорового образа жизни. Для умственно отсталых учеников вспомогательная школа является той микросоциальной средой, где они овладевают морально-этическими и правовыми нормами поведения, опытом общественных отношений, положительными привычками и качествами. Учитывая это воспитание у умственно отсталых детей жизненных позиций, системы потребностей и мотивов, привычек здорового образа жизни является приоритетной задачей вспомогательной школы.
Безусловно, что мотивация здорового образа жизни у умственно отсталых учащихся, связанная с профессиональной ориентацией, не выражена так ярко, как учеников общеобразовательных школ I-III степени, однако это не умаляет роли физического и трудового воспитания в формировании здорового образа жизни учащихся вспомогательных школ. Е.А. Гордиенко, Г.Г. Занряев указывают, что активное включение ребенка в трудовые спортивные процессы, и, специализация учебно-воспитательного процесса, в частности, нравственного, правового и коррекционно-оздоровительного аспектов существенно влияют на формирование поведения и здоровый образ жизни умственно отсталых учащихся.
И. Пискунова разработала методику формирования здорового образа жизни и профилактики наркомании у учащихся вспомогательной школы.
Основными направлениями ее методики являются:
- оптимизация учебного процесса;
- оздоровление учащихся школы;
- привлечение семей школьников к сотрудничеству во всех видах деятельности;
- просветительская антинаркотическая работа среди родителей;
- повышение культурного уровня школьников;
- формирование эстетического вкуса, поддержание интереса к различным заделам творчества;
- приучение к интересному проведению досуга;
- усиление личностного внимания к каждому ребенку;
- диагностическое обследование психологом для указания типа темперамента, уровня самооценки, склонности к вредным привычкам;
- дифференциация воспитания и индивидуальный подход к каждому подростку;
- помощь умственно отсталым учащимся в адаптации к современной жизни.
И. Шишова предложила инновационные методы и формы организации антинаркотической работы в специальной школе. По ее мнению, важными условиями для формирования здорового образа жизни и предупреждения употребления наркотических средств в специальной школе являются:
- создание внутренне школьной концепции превентивного воспитания;
- наличие положительной общешкольной атмосферы в сочетании с высокой требовательностью к дисциплине;
- надлежащая коррекционно-оздоровительная работа;
- привлечение к сотрудничеству широких кругов общественности; системность работы;
- наличие в школе программы-минимум и программы-максимум валеологического развития детей;
- постоянное повышение уровня дефектологической и валеологического образования;
- самообразование педагогов;
- овладение педагогами современными технологиями диагностики и превентивного воспитания учащихся.
Научные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют, что наиболее эффективным средством формирования здорового образа жизни учащихся, как с педагогических, так и с экономических позиций является физическая культура [3]. Именно физический фактор в наибольшей степени определяет общую культуру личности, социально психологическую адаптацию и поведенческие реакции во время учебы и во внеучебной деятельности, служит основой адекватного решения социально-экономических, воспитательных, оздоровительно-реабилитационных задач.
Как отмечает Е.С. Черник, «на современном этапе перестройки школьного образования, а именно вспомогательной школы, физическое воспитание должно выступать как основной фактор повышения двигательных возможностей умственно отсталых учащихся в подготовке их к жизни и, в
Следует отметить, что для умственно отсталых учеников крайне актуальным является не только развитие двигательной активности в процессе физического воспитания, но и воспитательный компонент. Н.А. Козленко отмечает, что физическое воспитание учащихся вспомогательных школ осуществляется в единстве с другими направлениями воспитания и является органической частью всей учебно-воспитательной работы школы.
Физическое воспитание играет важную роль в деле подготовки учеников вспомогательных школ к трудовой деятельности. В.И. Бондарь указывает, что трудовое воспитание занимает ведущее место в системе подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной жизни. По мнению ученого «труд играет такую ​​же важную роль в формировании физического совершенства, как спорт.
На формирование положительного отношения учащихся вспомогательной школы к обучению здоровому образу жизни влияет комплекс факторов. И одним из важнейших является согласованность в действиях всех педагогических работников учебного заведения, а также личность педагога, который воплощает задачи по сохранению и улучшению здоровья среди определенного контингента детей. Улучшение здоровья подрастающего поколения является комплексной проблемой, и решить ее невозможно без привлечения врачей, педагогов, психологов и других специалистов. Особая роль в решении этой задачи будет принадлежать педагогам, поскольку большинство своего времени дети проводят в учебных заведениях. Поэтому очень важно для органов образования разработка и внедрение эффективных превентологических программ, способствующих здоровью учащихся вспомогательных школ.
Следовательно, при формировании ЗОЖ у умственно отсталых учащихся необходимо учитывать особенности их психического и физического развития.
Мы пришли к выводу, что формирование здорового образа жизни у учащихся вспомогательных школ должно базироваться как на получении необходимых знаний по вопросам здоровья и ЗОЖ, формировании умений и навыков, так и воспитании положительной мотивации к этому. Этому будет способствовать совершенствование системы валеологического обучения и воспитания, физической культуры; учет положительного влияния трудового обучения на формирование мотивации на здоровый образ жизни; скоординированное действие всех работников вспомогательного заведения в сохранении здоровья и формировании ЗОЖ у умственно отсталых учащихся.
Для формирования здорового образа жизни, несомненно, большое значение приобретает изучение в курсе социально-бытового ориентирования основ личной гигиены.
В процессе изучения социально-бытового ориентирования ученики вспомогательных школ знакомятся с основами рационального питания, культурой поведения, у них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания.
В программе по социально-бытовому ориентированию указывается, что оно должно иметь логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только совместная деятельность учителя и воспитателя позволит добиться желаемых результатов.
Итак, на уроках социально-бытового ориентирования и естествознания у учащихся вспомогательных школ закрепляются основы знаний о здоровом образе жизни. В основном это определенные знания об организме человека, личной гигиене, вредности воздействия табака, алкоголя и наркотических веществ на здоровье.
Получение этих знаний учащимися вспомогательных школ является важным фактором для формирования у них здорового образа жизни, но в смысле проанализированных учебных программ по этим предметам вопрос здорового образа жизни освещается фрагментарно, бессистемно, не дает возможности комплексно воздействовать на формирование здоровья учащихся на основе личностно ориентированного подхода, по их мотивационную сферу.
По нашему мнению, отсутствие целостного подхода к формированию здорового образа жизни, проявляется и в нормативном подходе к физическому воспитанию, определенной несогласованности действий учителя физкультуры с учителями других учебных предметов и воспитателями.
Среди конкретных задач физического воспитания во вспомогательной школе выделяются следующие:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- формирование правильного телосложения;
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости) коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики;
- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; поддержка физической работоспособности;
- формирование познавательных интересов, теоретических знаний по физической культуре;
- воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями, воспитание морально-волевых качеств, смелости, навыков культурного поведения.
Решение этих задач возложено на уроки физкультуры. Как показал анализ учебных планов, количество часов по физическому воспитанию в учебном процессе является незначительным. Считаем, что это является одним из основных недостатков всего физического воспитания учащихся вспомогательной школы. По нашему мнению, должна быть разработана программа внеклассных занятий по физическому воспитанию, которая должна включать целостную систему физических упражнений, игр, развлечений. В ней должно занять определенное место комплексное обучение гигиеническим навыкам и знаниям по формированию основ ЗОЖ, спортивного воспитания и некоторые другие аспекты.
Анализ литературных источников и состояния практики позволяет нам сделать вывод, что одна из причин, негативно влияющих на состояние физического воспитания учащихся с умственной отсталостью, заключается в недооценке, прежде всего, его значения как наиболее действенного средства для решения задач коррекционной, социально-адаптивной и психологической направленности воспитания учащихся вспомогательной школы. Отсюда возникает противоречие между объективной потребностью в обновлении всей системы школьной физкультурной деятельности и субъективной недооценкой ее ведущей роли в жизнедеятельности ребенка, разграничение взаимосвязи понятий психофизического и интеллектуального развития, которые являются наиболее важными, необходимыми, значимыми в целостном процессе воспитания и становления личности ребенка с умственной отсталостью.
Невысокие результаты физкультурной деятельности умственно отсталых школьников оговариваются объективными и субъективными условиями. К объективным условиям, в первую очередь, следует отнести отсутствие государственной концепции развития образования «Основы здоровья и физическая культура» для умственно отсталых детей; единых стандартов организационных, программно-нормативных и научных основ физкультурной деятельности в системе специальных учебных заведений; крайне слабое финансовое и материально-техническое обеспечение таких образовательных учреждений; катастрофическая нехватка профессиональных педагогических кадров и их недостаточный профессиональный уровень; полное отсутствие базовых положений по реализации физкультурно-реабилитационной работы в контексте непрерывного образования; практически полное отсутствие методического обеспечения учебного процесса.
Итак, сама постановка физического воспитания и валеологии в специальных учебных заведениях недостаточно для формирования здорового образа жизни.
В первую очередь это связано с устаревшей ориентацией физического воспитания в части его системообразующих положений:
- обеспечение минимально необходимой двигательной активности, по возможности предотвращение деструктивных процессов в формировании и деятельности опорно-двигательного аппарата, других органов и систем организма;
- создание минимально необходимого круга жизненно важных двигательных умений, навыков и достижения максимально возможного развития физических способностей, в большинстве случаев, без учета современных отечественных достижений смежных отраслей науки и мировых тенденций.
При этом, совершенно не учитываются такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности с умственной отсталостью, формирование у нее мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями, приобретения опыта общения, формирования гуманистических отношений, создание полноценной среды и деятельного пространства для реализации собственной системы ценностей с помощью физической культуры и спорта.
Можно констатировать существенные различия между установлением закономерностей развития и формирования личности умственно отсталого ребенка, его социально-психологической адаптации, психофизической абилитации и реабилитации в социальной психологии, коррекционной педагогике, биологии, медицине с одной стороны и в области «Основы здоровья и физическая культура» с другой. Имеет место несоответствие между имеющимися научными разработками по физическому воспитанию умственно отсталых детей и их освещением в соответствующей учебно-методической литературе или практическим применением: большинство специальных учебных заведений пользуются научно-методическими разработками по физическому воспитанию, датированными 70-80-ми годами прошлого столетия. А выполненные диссертационные исследования по этой проблеме доступны только для ограниченного круга специалистов и количество их незначительно.
До сих пор остается необобщенным передовой, инновационный мировой и отечественный опыт по организационно-методическим и программно-нормативным основам физического воспитания этой категории учащихся; технологий педагогического управления их психофизическим и моторным потенциалом, физическим состоянием с помощью физических упражнений; формирование мотивов и потребностей в систематических занятиях физкультурной или спортивной деятельностью; формирование знаний и методических умений по использованию средств физической культуры для поддержания нормального психофизического состояния, а также навыков их практической реализации в повседневной жизнедеятельности.