Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников


Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания детей о ЗОЖ формируются на уроках и во внеклассной деятельности. Самое простое, что может развить представление о здоровом образе жизни у ребёнка, это: «уроки здоровья», практические занятия, беседы, чтение, рисование, наблюдение за природой, уходу за растениями, игры, проектная деятельность детей [21;31]. Вот некоторые из них.
Самые популярные, это «Уроки здоровья», которые проводятся один раз в месяц. Темы выбираются учителем разные, актуальные для учеников класса. Это может быть урок «Будь здоров!», «Береги здоровье!» и т.д. Ребята с удовольствием учат стихи, принимают участие в викторинах, сами разрабатывают правила ЗОЖ. И как результат - у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Мы рассмотрим один из уроков здоровья, посвященному формированию знаний о рациональном питании. Тема занятия «Из чего варят каши» На этом занятии мы расскажем детям о полезных свойствах этого блюда, который может стать прекрасным вариантом завтрака. Но в огромном количестве семей каша сегодня не входит в традиционный рацион питания, так как, уверяют мамы, их дети "не любят каши". А можно ли сделать так, чтобы каши понравились их детям? Ребята на таких занятиях узнают о том, как сделать привычную для них кашу в необычное, вкусное блюдо. В начале, учитель рассказывает детям о том, какие добавки используют для каш (изюм, орехи, чернослив). Потом дети "готовят" для себя каши, при помощи специальных рисунков в тетради: в нарисованные тарелки ученики приклеивают наклейки с изображениями добавок или рисуют эти добавки и придумывают им названия.
Так же в классе можно организовать конкурс «Вкуснейшая каша». А еще договориться с сотрудниками столовой, с родителями о приготовлении нескольких видов каш. Ребята придумывают свои варианты каш, добавляют различные добавки, придумывают названия, а затем угощают своих гостей.
Одного такого занятия достаточно для того, чтобы отношение к кашам и завтраку вообще у ребят кардинально изменилось, так показывает практика. Каша у детей после подобных занятий становится одной из любимых блюд, а родителям уже не нужно принуждать ребенка завтракать кашей. Реакция родителей тоже интересна, некоторые говорят: «Мы сами многое узнали для себя», «Я сам многое узнал о кашах».
Практические занятия являются важными приёмами в формировании знаний о ЗОЖ.
Подобные занятия интересно организовывать совместно с родителями. В качестве домашнего задания могут быть рекомендованы некоторые задания. В качестве примера я могу привести несколько тем, которыми могут пользоваться в процессе профилактической работы с детьми дошкольного возраста.. Чистые руки:
научить, как правильно мыть руки;
доказать, почему нужно всегда держать руки в чистоте, обязательно мыть.
. Здоровые зубы:
показать, как чистить зубы (на рисунке)
почистить зубы щеткой и пастой;
доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами;
составить памятку «Что любят наши зубы?», «Что вредно для зубов?».
. Красивые ногти:
показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;
правильно подстричь ногти на руках;
подумать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах большое количество колечек.
. Внешний вид:
ребятам нужно нарисовать варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;
научить, как нужно чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;
доказать, что всегда нужно иметь при себе носовой платок, и объяснить, для чего.
. Я и мое здоровье.
Составить программу на определенное время (месяц, на одну четверть) и включить разные мероприятия по самонаблюдению, саморегуляции и самооздоровлению.
Беседы - очень необходимая форма работы детей. Темы бесед могут быть самыми разными, и прежде всего, нужно затрагивать те проблемы, всего волнуют детей: это вопросы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом могут быть темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Третьим направлением может быть «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых привычек, правильного питания, профилактики утомления и т.д.
Вот какими могут быть темы бесед:.Кто хочет быть здоровым?
.Что такое здоровье?
.От чего зависит здоровье людей?
.Как нужно заботиться о своём здоровье?
После этого можно провести занятие по рисованию.
Рисование - сильный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в сочетании с письмом или диалогом может быть отличным методом исследования восприятия здоровья детьми. Таким способом дети выражают свои мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.
Малыши должны высказаться максимально полно, доказывая свою точку зрения, доказывая, споря. Педагог может предложить детям подумать о вещах, которые они могли бы сделать, чтобы сохранить себя здоровыми, и нарисовать как можно больше этих вещей, а после этого подписать картинки. Через 20 мин перевернуть лист и подумать обо всех вещах, которые бы они могли сделать, чтобы не быть здоровыми, нарисовать их и тоже подписать. В конце занятие активное общее обсуждение.
Подобную методику «Рисуй и пиши» очень любят малыши. Подобный способ самопознания учит детей уметь анализировать собственный опыт, задумываться о своих действиях и желаниях.
Литературное чтение также можно применять в качестве метода формировании знаний о ЗОЖ. Приведём пример урока, посвящённого произведению М.Твена «Приключения Тома Сойера».Цели урока могут быть следующие: познакомить с отрывком из романа М. Твена; учить анализировать поступки героев; развивать навык осознанного чтения, речь учащихся, внимание, воображение; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, в частности к курению.
Детям предлагается прочитать отрывок, в котором описывается первый опыт курения трубки главным героем и его другом Джо. Перед чтением несколько учеников рассказывают о табаке. После того, как отрывок прочитан, педагог задаёт следующие вопросы: как вы думаете, почему Джо пошел искать ножик, а Том пошел ему помогать? Как говорил Джо? А Том? Прочитайте.
Найдите в тексте и прочитайте, где и в каком состоянии нашел мальчиков Гек?
Ответы детей.
Что же случилось с детским организмом? Прочитайте об этом в тексте.
На доске:
·Побледнение кожных покровов (нарушение работы сердечнососудистой системы)
·Тошнота, головокружение, слабость мышц (реакция нервной системы)
·Рвота (невосприятие табака пищеварительной системой)
·Плохое состояние зубной эмали (появление микротрещин из-за перепада температур, так как температура табачного дыма -50-60 градусов, что на 40 градусов выше, чем температура поступающего в рот воздуха)
Кроме литературного чтения, применительно к закреплению полезных привычек, формированию положительного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение имеет игра. Игра - это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик - учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети входят в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя на уроках игры, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры можно использовать для формирования знаний о ЗОЖ.
В первую очередь это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, для проведения таких игр не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Такие игры можно проводить в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. В каждой подвижной игре есть правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, устанавливают цель и способы действий ребенка. Правилами определяется местоположение детей и водящего, граница действия, направление движения (надо бежать вперед, а потом обратно; надо бегать врассыпную по всей площадки). И всё же, неожиданные изменения игровой ситуации или действия водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, приспосабливать свои действия к изменившейся среде, находить наиболее рациональные способы выполнения игровых правил.
Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок учится наблюдательности, понимает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В игре улучшаются полученные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.
В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности. В игре формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность. Развивается фантазия, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на простое, знакомое. В будущей деятельности всё это необходимо взрослому человеку.
Немало важно, чтобы большая часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем.
Приведем пример подвижных игр. Перед началом игр учитель говорит вслух девиз «Кто со спортом крепко дружит, о здоровье тот не тужит!». Все дети любят бегать, прыгать и играть.
Правила игры:
По команде учителя участники каждой команды должны на полу составить "поезд", используя содержимое карманов, одежду, обувь и т.д. Исключается помощь болельщиков. Выигрывает та команда, которая первой дошла до учителя.
Подводятся итоги игр, подсчитывается количество очков.
Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа. Примером такой игры может быть игра «Назови правильно слово».. Разгадайте слова и скажите, что помогает человеку быть здоровым?

. Движение, прогулка, режим, рациональное питание и, конечно, осторожность. Одна из форм поддержания здоровья - это движение. Движение - это жизнь. Человек, который мало двигается, быстро стареет, полнеет, дряхлеет.
Прогулка необходима для снятия стресса, поддержания хорошего настроения, встречи с друзьями, отдыха. Закончи свой день прогулкой, поиграй несколько часов на воздухе, и ты сразу почувствуешь, что стал бодрым, а учеба пошла успешнее.
Правильное питание - залог долголетия. Неправильное питание приводит к болезням.
Человек должен быть внимательным и осторожным повсюду: в быту, на улице, на производстве, при обращении с животными. Осторожность - одно из важнейших качеств человека, продлевающих его жизнь.
Режим необходим, как воздух. Правильное распределение времени в течение всего дня снимает утомляемость всего организма, повышает его работоспособность.
В-третьих, игры с использованием элементов психодрамы или театрализованного проигрывания ситуаций, закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.).
В-четвертых, долговременные ролевые игры, в которых и строятся вся проектная деятельность «больших» и «малых» коллективных творческих дел.
Особо следует отметить интеллектуальные игры, весьма привлекательные для ребенка как юного телезрителя. Правила не требуют особых разъяснений, ибо каждый из участников мог смотреть их по телевизору. Речь идет о «брейн-ринге», КВНах, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «О, счастливчик». Стимулом в таких играх, конечно, не может быть материальное вознаграждение, но система поощрительных баллов при правильной педагогической инструментовке весьма эффективна.
Проектная деятельность детей. Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное.
В течение года дети работают над проблемой сохранения здоровья и готовят папки-портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д., оформляют стенды на соответствующие темы. Итогом работы должны стать уроки, которые целесообразно провести с использованием компьютерных презентаций, что особенно возбудит интерес детей к таким урокам.
Другим проектом может стать проект по озеленению класса. Каждый ученик работает самостоятельно над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполняет поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» является определение пользы растения. В результате должен быть составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам должен посадить и вырастить полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией; и другие.Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки - путешествия, уроки - КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.
В современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни - это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.