Конспект урока литературы в 11 классе «Тема Родины в лирике Блока»
Конспект урока литературы в 11 классе
«Тема Родины в лирике Блока»
Цели урока:
образовательная – путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.
развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности;
воспитательная – прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, воспитывать чувство патриотизма.
Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя.
Ход урока
Эпиграф: Стоит со мной моя тема, тема о России
этой теме я сознательно и бесповоротно
посвящаю жизнь
Учитель:
Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались поэты во все времена. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и, Рылеев, Кюхельбехер и Баратынский, Кольцов и Тютчев. В Пушкинской любви к Отечеству – главное – высокая гражданственность: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». М.Ю.Лермонтов пишет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Любовь поэта к Родине сочетается с ненавистью к стране господ. Любовь – ненависть особенно характерна для поэзии Н.А.Некрасова. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Какое? Это и предстоит выяснить на сегодняшнем занятии. Подумайте, пожалуйста, каковы цели урока?
1) какая же она, Россия у Блока,
2)определить, какой видится нам Родина в стихах Блока,
3)из чего складывается наше чувство Родины.
Ш. Изучение нового материала
I.Слово учителя
Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа”.Назовите эти этапы.
Первым было поклонение идеалу – «Прекрасной Даме».
Вторым – жизненное разочарование, связанное с утратой идеала .Россия предстает в лирике Блока с совершенно новой, неожиданной стороны. Переживания лирического героя носят личный, интимный характер.
На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей.
Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу.
Россия – это сама жизнь, она неотделима от сердца поэта: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Это вопрос риторический. Ответ ясен: вместе.
Тема России – центральная в творчестве А.А.Блока. Разные обличья, в которых она предстает в лирике поэта, отражают её противоречивость, ее драматическую историю, ее неизменную притягательность. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну
Попробуем ответить на вопрос: какая же она, Россия у Блока, определить, какой видится нам Родина в стихах Блока, подумаем, из чего складывается наше чувство Родины.
Тема Родины, России занимала в творчестве Блока особое место и была для него поистине всеобъемлюща.
В 1908 году в письме к К.С.Станиславскому он писал: «Стоит со мной моя тема, тема о России этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой».
- Как вы думаете, какие 2 географические названия были соединены для поэта понятием Родина?
(Два географических названия были для поэта соединены с понятием Родина – подмосковное Шахматово и Петербург – жизнь и искусство, поиски и драмы связаны с ними неразрывно).
Учитель:
В. Солоухин верно заметил: «Петербург и Шахматово – два крыла поэзии Блока, но парил он на них легко, широко, на таких высотах, что мог видеть дальше двух географических точек, которыми мы подчас хотим его ограничить»
II. Чтение и анализ стихотворений.
1. Учитель: Россия народная, с её историей, традициями, нераскрытым, но огромным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Именно она помогала противостоять «страшному миру», направляла движение к человеку «общественному»
Нет ещё леса, поляны,
И просёлки, и шоссе,
Наша русская дорога,
Наши русские туманы,
Наши шелесты в овсе
(«Последнее напутствие», 1914 г.)
Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Одно чувство пронизывает все стихи – чувство безоглядной любви: «Как и жить и плакать без тебя» («Осенняя воля» 1905г.), понимание того, что свою судьбу невозможно отделить от судьбы Родины.
- Вспомните, какая книга выходит в 1915 году?
Учащиеся: В 1915 году выходит книга под названием «Стихи о России». В лирическом трёхтомнике, который автор назвал «романом в стихах», в третьей части цикл «Родина» объединяет написанное в 1907-1916 гг.
Учитель : Да, действительно, никто до Блока не сказал тех пронзительно-щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...». Что-то древнее, языческое встаёт в памяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как можно любить мать, сестру и жену в едином лице – России»
2.Стихотворение «Русь» (24 сентября 1906 ) - одно из первых посвящённых Родине.
Вопросы для анализа:
1. Какова история создания этого стихотворения?
Краткая история создания. Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В этом произведении чувствуются отголоски творчества [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], образы из фольклора и старинных преданий.
2. Какова тема стихотворения?
Тема стихотворения. С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.
3.Установите элементы сюжета. О каком важнейшем событии в жизни героя здесь рассказывается?
Сюжет. На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна»: «где ведуны с ворожеями», «и ведьмы тешатся с чертями». Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины».
4.Какой рисуется родина в представлении Блока?
Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий». Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную
5. Почему именно Русь, а не Россия? (древняя, языческая, заколдованная)
6.Каковы поступки и душа лирического героя данного стихотворения?
как исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения:
и сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
И дальше благодарность за спасение души: «Живую душу укачала,/ Русь на своих просторах ты, /И вот - она не запятнала/Первоначальной чистоты»
- О чём говорит поэт?
( Об интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива)
7.Каков же лирический герой стихотворения?
Лирический герой стихотворения влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».
8.Какова композиция и что она дает для понимания?
9.Какими средствами создается образ Руси?
Мотивы сна и стихии в ее портрете.
тропы:
гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь.
олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.
метонимия (переименование) горящих сел.
стилистические фигуры:
кольцо (повтор речевой конструкции) в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.
эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты.
Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.
10.К какому литературному направлению относится Блок?
Каков он здесь поэт-символист?
Блок относится к поэтам-символистам. В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.
- “Русь” - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году. Посмотрите на 1 строфу. В каком состоянии оказывается Русь? (сон, тайна)
- Как вы понимаете слово “почиешь? Зачем его использует Блок? (устаревшая форма “спать”, придает торжественность стихотворению)
- 2 строфа. С какой стихией сливается Русь? (природа)
- 3 и 4 строфы. Откуда поэт взял эти образы? (из фольклора) ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 3.) Найдите однокоренные слова (ведут, ведьмы, ведуны). Что обозначает этот корень?
- Какой символ отражен в 5 и 6 строфах? (символ движения – вьюга, вихрь) О чем поет этот вихрь? (предания старины)
- Посмотрите на следующие строфы. Какой теперь видится лирическому герою Русь ? (нищая)
- Предпоследняя строфа. Действительно ли нищета – это главный признак Руси? Что еще отмечает поэт? (первоначальную чистоту)
- Последняя строфа. Какую строфу она повторяет? Зачем нужен этот кольцевой повтор? (сон связывает героя и Русь)
- Почему стихотворение звучит так мелодично? (ассонанс: а, о, у) На какой фольклорный жанр это похоже? (на песню)
II.Анализ стихотворения «Россия»
1.Стихотворение «Россия» читает наизусть ученик.
2.Учитель:
- Что видит и слышит Блок на просторах России?
Видит «плат узорный до бровей», т. е. крестьянку; лес, поле и дорогу, «расхлябанные колеи», серые избы; слышит «песни ветровые» и как «гремит тоской острожной глухая песня ямщика»
3.Учитель:
Как звучит главная мысль стихотворения? Прочитайте.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слёзы первые любви.
4.С каким художественным произведением вызывает ассоциацию это стихотворении?
Самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи,И вязнут спицы росписныеВ расхлябанные колеи
Учитель:
Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос:
5.За что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?
Учащийся:
В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:
Россия, нищая Россия, Обетованный край твой щедр!
Учитель:
Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви», а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени - «как слезы первыя любви», что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.
Учитель:
Обратимся к следующей строке «И крест свой бережно несу» . Какие ассоциации вызывает у вас эта строка?
Учащиеся:
Она обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.
Учитель:
Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.
В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:
Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!
В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты».
Учитель:
- Прочитай строчки, где эти прекрасные черты проступают особенно ясно?
Учащиеся:
- В последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей».
Учитель:
Да, действительно, такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту.
Учитель:
Какой мотив звучит в конце стихотворения?
Учащиеся:
В конце вновь звучит мотив пути, дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно».
Учитель:
Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней», приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.
IV. Анализ стихотворения «Железная дорога»
Учитель: Стихотворение «На железной дороге» (1910) включено в цикл стихов Блока «Родина».
Стихотворение «Железная дорога» навеяно романом Л. Толстого «Воскресение». Послушаем отрывок из романа, имеющий отношение к стихотворению Блока.
Читает ученик. «Была тёмная осенняя,дождливая,ветреная ночь. В поле, под ногами не было видно дороги, а в лесу было черно, как в ночи, и Катюша, хотя и знала дорогу, сбилась с неё в лесу и дошла до маленькой станции не загодя, как она надеялась, а после второго звонка. Выбежав на платформу, Катюша тотчас в окне вагона первого класса увидала его Как только она узнала его,она стукнула в окно зазябшей рукой. Но в это самое время ударил третий звонок, и поезд тронулся.
Катюша отстала, но всё бежала по мокрым доскам платформы. Она бежала, но вагон первого класса был далеко впереди. Мимо неё бежали уже вагоны второго класса, потом вагоны третьего класса, но она всё-таки бежала.
«Он в освещённом вагоне, на бархатном кресле сидит, шутит, пьёт, а я вот здесь, в грязи, в темноте, под дождём и ветром – стою и плачу»- думала между тем Катюша.
Стих- е «Железная дорога» читает наизусть ученик.
Учитель:
1.Что общего вы заметили в стихотворении «Россия» и «Железная дорога»?
Как и в стихотворении «Россия», судьба родины осмысляется здесь через женскую судьбу:
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Так начинается стихотворение.
2. С кем отождествляется Россия?
Героиня, отождествляемая с Россией, красивая и молодая девушка, лежащая под насыпью, во рву некошенном.
2.О чем говорит Блок во втором четверостишии?
Уже во втором четверостишии поэт возвращает нас в прошлое, когда героиня «ждала, волнуясь» счастья и любви. Но вера и надежда сменились безверием и безнадежностью:
Да что давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена все больно.
Какие символы использует поэт?
Железная дорога символ пути, символ судьбы. Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Поезд, паровоз, станция символ этапа или момента пути. Но путь, дорога еще и предвестники исхода, к которому движется каждый человек.
2) Прочитайте . пожалуйста, 1-ую и последнюю строфы.
- Какой мотив звучит в них?
Первая и последняя строфы, в которых отчетливо звучит мотив смерти, замыкают стихотворение в своеобразное «пессимистическое» кольцо. Железная дорога это знак страшного мира, безжалостного к людям.
Вопросы к анализу текста.
1)Как дана внешность героини? Подтвердите текстом.(В цветном платке, на плечи брошенном, Красивая и молодая).
2)Как показано равнодушие едущих?
(Вставали, сонные, за стёклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блёклыми,
Её, жандарма с нею рядом.
Пояснение.Жёлтые- вагоны первого класса, где ездили аристократы; синие – вагоны второго класса; зелёные – вагоны для бедных.
3) Замечаем ли отношение автора к героине?
( Не подходите к ней с вопросами; вам всё равно, а ей довольно; Любовью, грязью иль колёсами Она раздавлена – всё больно.)
4) Как связано это стихотворение с темой Родины?
( Оно о женской судьбе, о народе, о его Родине.)
Послушаем 1-е стихотворение .
Читает ученик.
Б) Стихотворение «Река раскинулась» (из цикла «На поле Куликовом»)
Вопросы для анализа:
Что такое цикл? Объясните порядок слов в названии цикла.
Какая картина предстаёт перед нами в первой строфе?
Как поэт обращается к родине? В чем необычность обращения? Какое изобразительно-выразительное средство использует автор для создания образа?
Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырёхкратно? Что вы понимаете под словом «путь»?
Как показано движение воинов? Что вы можете сказать о движении в стихотворении? Проанализируйте, как автор использует глаголы - движения и с какой целью?
Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки? Опишите движение степной кобылицы – что оно символизирует? Традиции русской литературы в этом образе.
Какие строчки стихотворения отражают не только сущность времени, но и человеческой жизни в целом?
Анализ поэтического цикла А.Блока «На поле Куликовом»
Тема родины связана непосредственно с представлениями поэта об историческом процессе. В примечании к циклу «На поле Куликовом» Блок написал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Таким образом, указано на современное звучание стихов, на тесную связь истории, искусства, жизни прошлого, настоящего и будущего. «Прошлое страстно глядит в грядущее»,- сказал Блок в стихотворении «Художник»(1913 г.). Эти слова можно поставить эпиграфом к циклу.
Чтение стихотворения учащимся.
Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта.
Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси.
Учитель:
- Когда был создан цикл?
Учащиеся:
Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года.
Учитель:
-Какая тема является центральной?
Учащиеся:
Центральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе.
Учитель:
8Анализ стихотворения «Река раскинулась. Течет, грустит лениво»
1) Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты)
- Какой пейзаж предстаёт в стихотворении?
«Скудная глина жёлтого обрыва», « в степи грустят стога».
Учитель: Вспомним пейзаж у Пушкина «Дорога, изрытая дождями», «мельница скривилась» Пушкинские мотивы звучат в стихах Блока.
2) Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)
3) Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)
4) Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)
5) - Какое настроение создает отрывистость этого ритма? ( напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)
6)Учитель: У Блока по степи мчится степная кобылица. А какой образ находим у Гоголя?
У Гоголя Русь сравнивается с птицей-тройкой.
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?»
6) Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)
7) Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).
Звучит 3-е стихотворение цикла «На поле Куликовом»
- В третьем стихотворении образ Руси многогранен. В каких же образах проявляется Русь?
-Кому адресовано обращение «Ты» в 3-ей части?
( это слова к образу Богородицы, к жене, к матери. К родине? Как вы поняли?)
Звучит 4-е стихотворение цикла «На поле Куликовом»
Учитель: - Какими чувствами наполнено это стихотворение?
Четвёртое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий, но здесь и смысл победного движения. В чём он?
- Скажите это время прошедшее или настоящее?
Докажите свою точку зрения.
Чтение 5 -го стихотворения.
- Что объясняют слова В.Соловьева. взятые эпиграфом к 5 главе?
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьёв
- В пятом стихотворении Куликово поле осмысливается автором как что?
- Какой показывает Россию Блок?
- Почему последняя часть заканчивается словами:
„Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем,
Теперь твой час настал. - Молись!
К кому обращены последние слова?
( Здесь родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее, и поэт, его лирический герой, как и герои древности, не мыслят себя без России.)
Учитель:
Какие образы и картины напоминают ту далёкую эпоху?
(Река Непрядва, хан Мамай; «И Непрядва убралась туманом, что княжна фатой», «лик нерукотворный», «тихие зарницы князя стерегли»)
Выводы:
Александр Блок в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен ( «годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась .
Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.
v. Подведение итогов урока.
1)- А теперь скажите, чем взгляд на Россию у Блока отличается от взгляда историков? (Россия для Блока – это не государство, это символ единения духовного, женского и природного начал.)
2)-Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока?
В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.
3)- Какой след в душе оставила лирика Блока?
- Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?
В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет ТЬМУ.
- Было ли занятие полезным?
VI. Закончить урок я хочу словами нашего современника поэта Е.Евтушенко:
Нет чувства Родины без чувства человечности.
От бессердечности ничто не родилось.
Любите Родину, как чудо бесконечности,
Как ветер вечности, коснувшийся волос.
Любите Родину как вашу наречённую,
чтобы за вас ей не почувствовать стыда.
Любите Родину, но только нерасчётливо.
Любите Родину, и только навсегда.
Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.
VI. Домашние задание
1.Выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение о Родине.
2. На следующем уроке мы познакомимся с поэмой А.Блока “Двенадцать”, написав которую поэт воскликнул: “Сегодня я – гений!” Вам необходимо прочитать поэму, отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл.
13PAGE 15
13PAGE 141215
15