Презентация по истории исследовательская работа: Сергий Радонежский в иконописи
Исследовательская работа «Сергий Радонежский в иконописи»Выполнил: ученик 6 класса МКСКОУ III-IV вида «Якшур-Бодьинская школа-интернат» Богатырёв ИванРуководитель: библиотекарь Татьяна Ремовна Докучаева
Цель работы: Увидеть в иконе не только духовный и культурный памятник, но и отражение событий прошлого. Углубить свои знания о преподобном Сергии Радонежском. Задачи:1.Изучить житие и описание нескольких икон.2.Сравнить и найти отличие икон от картин на примере М.В.Нестерова «Явление отрока Варфоломею»
Преподобный Сергий Радонежский. Шитый покров первой четверти XV века – одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого. Вероятно, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое произошло в 1422 году во время игуменства прп. Никона Радонежского. Очевидно, что это изображение обладает портретным сходством в большей степени, чем все иные изображения преподобного. Нет ничего невозможного в том, что в его исполнении так или иначе приняли участие люди, лично знавшие святого и помнившие его облик (год преставления преп. Сергия – 1392).
Шитый покров на мощи преподобного. Середина XV века. Синие фоны этого и самого первого покрова – поздние дополнения. Изначально цвет фона был темно-коричневым.
Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Конец XV века (?). Икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Вклад царя Ивана IV.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая четверть XVI века. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи происходит из старообрядческой молельни в Токмаковом переулке в Москве.
Преподобный Сергий Радонежский. Икона второй половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея.
Преподобный Сергий Радонежский. 1669 год. Симон Ушаков. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. XVIIIСобрание музея-заповедника «Ипатьевский монастырь»
Преп. Сергий Радонежский. Палех. XIX век.
Ростовские чудотворцы и Сергий Радонежский. Ростов. Конец XV — начало XVI века.
Чем отличается картина от икон? А отличается тем, что на иконах нет индивидуальных черт, даются лишь внешние указания на то, чтобы узнать облик святого. Главное – в том, о чем говорит икона, зашифрованное в ней послание. В результате мы видим не индивидуальность, и идею, не портрет, а лик. На картине нет ничего случайного, ничего лишнего.
Спасибо за внимание!