Урок по окружающему миру Сергий Радонежский — человек духовного возрождения Руси
Мышкина Наталья Львовна
1 – м класс
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Сергий Радонежский – человек духовного возрождения Руси»
Цель урока: формирование образа человека духовного возрождения Руси.
Задачи: - учиться сотрудничеству;
- развитие умения наблюдать, рассуждать, делать выводы;
- формирование УУД;
- формировать целостный, социально-ориентированного взгляд на окружающий
мир;
- развитие умения наблюдать, фиксировать;
- воспитание духовно – нравственного начала.
Тип и форма урока: комбинированный урок, практическая работа.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация к уроку.
Структура и ход урока: 1.Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
2. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
3. Знакомство с новым материалом.
4. Практическая работа №1
5. Практическая работа №2
6. Итог урока
План – конспект урока
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
На доске записана пословица, это девиз нашего урока сегодня.
Век живи – век учись.
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
- Хотите сегодня чему – нибудь научиться?
- Что значит учиться?
+Учиться – это значит понять, что я не знаю и найти способ решения проблемы.
2. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение слова «Возрождение»?
+ Появление вновь, возобновление подъёма после периода упадка, разрушения.
- На уроке мы будем учиться запоминать нужную информацию так, как это делал в своё время человек, о котором пойдёт сегодня речь на уроке. Это верёвочка, которая могла служить поясом в 14 веке. На этой верёвочке мы будем завязывать узелки на память, чтобы придя домой, каждый из вас мог рассказать родителям, друзьям о том, что нового узнал на уроке.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с человеком духовного возрождения Руси – Сергием Радонежским. Узнаем, как жил этот человек, покровителем кого он является.
Слайд №1
- Какие чувства вызывает у вас это изображение преподобного Сергия Радонежского?
- Завязали узелок на память. О каком человеке сегодня пойдёт речь на уроке?
+О Сергии Радонежском.
3. Знакомство с новым материалом.
1.Знакомство с детством Сергия Радонежского. Слайд № 2,3
Слайды № 2,3
По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, «бояре знатные», по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным укладом жизни. Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.
Ни о какой роскоши помещика говорить нельзя. Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда — Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Быть может, он гонял их и в ночное. И, конечно, не был барчуком.
Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Маленький Варфоломей был очень упорен и старался, но без успеха. Он огорчался. Учитель иногда его наказывал. Товарищи смеялись. Варфоломей плакал одиноко, но вперед в учёбе не двигался.
4. Практическая работа №1
-Давай попробуем выполнить одну работу, которую мог делать ребёнок в 14 веке.
Работа в группах
- Повторим правила работы в группе:
1) работать должен каждый на результат;
2) в группе должен быть ответственный;
3) один говорит, другие слушают;
4) своё несогласие высказывай вежливо;
5) если не понял, переспроси.
- С помощью чего измеряли ткань, верёвку на Руси в 14 веке? Как вы думаете?
Задание: измерить длину верёвочки в локтях, по высоте большого пальца, по расстоянию между большим и указательным пальцами как измеряли в 14 веке.
- Завязали узелок на память. Где обучался Варфоломей с 7 лет.
+ В церковной школе.
3. Знакомство с новым материалом.
2. «Видение отроку Варфоломею»
Слайд №4
И вот, деревенская картинка, такая близкая и понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у озера ростовского и кликал их. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестно исполнял всякое дело — этой чертой отмечена вся его жизнь.
Под дубом встретил «старца».
— Что тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей.
-Отныне овладеешь грамотой лучше братьев и товарищей своих! – сказал старец после молитвы.
Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо.
Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.
- Завязали узелок на память. Кто помог Варфоломею одолеть грамоту?
- Можно ли это видение назвать чудом?
3.Юность Преподобного Сергия.
[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже жил его брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь.
Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.]
- Завязали узелок на память. Сколько лет было Сергию, когда он принял постриг?
Рассказ про медведя
Слайд №5
Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келии? Страшны, наверно, были осенние и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив».
Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.
Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.
- Какое чудо совершил Сергий Радонежский?
+Он приручил медведя.
4.Община. Труды преподобного Сергия.
Слайд №6
Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких…
Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.
Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу против двух человек». Был первым и на службах.
4. Практическая работа №2
Задание в группах.
Задача взята из старинной книги «Забавная арифметика» Н. Н. Аменицкого.
Аршин – старорусская единица измерения длины. 1 аршин – 1 шаг – примерно 70 см.
«Длина бревна 5 аршин. В одну минуту отпиливается по одному аршину этого бревна. Во сколько минут распилится всё бревно?»
+4 минуты
У крышки стола 4 угла. Сколько останется углов, если 1 угол отпилить?
+5 углов.
Слайд №7
3. Знакомство с новым материалом
5.Жизнь в общине
Слайд №8
Так шли годы. Община жила под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.
- Желаю, - сказал, - лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!
И он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти.
Покровитель учащихся
Однажды ночью, когда Сергий молился о братии, он услышал голос: «Сергий!». Открыл окошко и увидел: небо ярко озарилось дивным светом. И вновь услышал голос: «Ты молишься за учеников своих – Господь принял твою молитву. Посмотри, как много иноков собралось во имя Святой Троицы!» И тут Сергий увидел великое множество прекрасных райских птиц. А голос пояснил: «Как много птиц на небе, так много будет у тебя учеников и при твоей жизни, и после нее». Преподобный Сергий воспитал много учеников. Его духовные ученики основали более 40 монастырей. Они зажгли по всей Руси огоньки святой христианской жизни. Многие ученики Преподобного были прославлены как русские святые.
Именно поэтому преподобный Сергий Радонежский считается покровителем учащихся.
Все способные к труду должны были трудиться, считал преподобный Сергий.
- Завязали узелок на память.
- Покровителем кого является преподобный Сергий?
+ Покровитель учащихся.
- Как жил монастырь?
+Общиной.
- Кто должен был трудиться в общине?
+ Все
6. Благословение на войну.
Слайд №9
Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татаро – монгольское иго уже надламывалась. Идут два процесса, Орда дробится, Русь объединяется.
До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на войну.
В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. Собрал всю волжскую Орду и пошёл на Русь.
18 августа князь Димитрий приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков — впервые собраны на бой такие силы.
Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шли, — докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:
— Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».
Помощниками князю Сергий дал двух монахов: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей —с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священной облик.
По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст.
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».
- Князя Димитрия стали звать Донским.
- Завязали узелок на память. Кого благословил Сергий на войну с Мамаем?
+ Димитрия Донского.
Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г.
Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов России. На Маковице стоял монастырь — Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникнутые духом его.
4. Итог урока
- Мы завязывали узелки на память, а теперь пора вспомнить всё.
На доске закрытый рисунок храма Троице-Сергиева лавры (разрезанный на 8 частей), отвечая на вопросы, ученики открывают его на доске.
5.Самооценка
Расскажите по схеме:
34861512954000 знаю3486149906034861599060 Я умею
смогу научить